Найти в Дзене
Машинист

Железная дорога Рийхимяки - Санкт-Петербург

Железная дорога Рийхимяки - Санкт-Петербург имеет длину 371 км. В настоящее время находится под управлением РЖД и VR Group и входит в состав Октябрьской и Финских железных дорог. Строительство железной дороги началось в 1867 году и закончилось в 1870 году. Одной из причин постройки дороги была возможность быстрой переброски войск в случае войны. На границе Финляндского княжества и Российской империи на станции Белоостров осуществлялся таможенный контроль. Мосты в Санкт-Петербурге, по которым проходила дорога, были построены гораздо позже окончания строительства дороги. До этого работу мостов выполняли переезды. С остальными железными дорогами Российской империи железная дорога Рийхимяки - Санкт-Петербург была соединена благодаря постройке Финляндского железнодорожного моста. Мост длинной 1160 метров был построен в 1913 году. В 1983-1987 годах во время реконструкции моста были установлены вторые пролеты, в точности повторяющие старые. Возникает вопрос: почему эту железную дорогу не дове

Железная дорога Рийхимяки - Санкт-Петербург имеет длину 371 км. В настоящее время находится под управлением РЖД и VR Group и входит в состав Октябрьской и Финских железных дорог.

Недалеко от Финляндского вокзала. 1911 год.
Недалеко от Финляндского вокзала. 1911 год.

Строительство железной дороги началось в 1867 году и закончилось в 1870 году. Одной из причин постройки дороги была возможность быстрой переброски войск в случае войны.

Станция Левашово. 1885 год.
Станция Левашово. 1885 год.

На границе Финляндского княжества и Российской империи на станции Белоостров осуществлялся таможенный контроль.

Осмотр прибывшего из Финляндии поезда. Станция Белоостров. На фотографии изображен паровоз серии Sk3. 1908 год.
Осмотр прибывшего из Финляндии поезда. Станция Белоостров. На фотографии изображен паровоз серии Sk3. 1908 год.

Мосты в Санкт-Петербурге, по которым проходила дорога, были построены гораздо позже окончания строительства дороги. До этого работу мостов выполняли переезды.

С остальными железными дорогами Российской империи железная дорога Рийхимяки - Санкт-Петербург была соединена благодаря постройке Финляндского железнодорожного моста. Мост длинной 1160 метров был построен в 1913 году. В 1983-1987 годах во время реконструкции моста были установлены вторые пролеты, в точности повторяющие старые.

Возникает вопрос: почему эту железную дорогу не довели до Хельсинки? Дело в том, что ещё до постройки этой железной дороги через Рийхимяки проходила построенная в 1862 году железная дорога Хямеенлинна - Хельсинки. А в городе Рийхимяки была станция этой дороги. Поэтому доводить дорогу из Петербурга до Хельсинки не было смысла, видь поезда, следовавшие из столицы, доезжали до станции Рийхимяки и далее ехали до Хельсинки, только по другой дороге.

Поезд недалеко от вокзала Хельсинки-Центральный. 1908 год.
Поезд недалеко от вокзала Хельсинки-Центральный. 1908 год.

До революции на железной дороге Рийхимяки - Санкт-Петербург эксплуатировались только финские паровозы. После революции на этой железной дороге эксплуатировались локомотивы отечественной постройки.

После революции железная дорога Рийхимяки - Санкт-Петербург вошла в состав Октябрьской железной дороги.

Перрон Финляндского вокзала. 1935 год.
Перрон Финляндского вокзала. 1935 год.

В 1950 году началась электрификация участка Ленинград - Зеленогорск. Электрификация этого участка завершилась в 1951 году. В этом же году от Финляндского вокзала отправился первый электропоезд. В 1952 году была закончена электрификация участка Зеленогорск - Ушково. В 1954 - участок Ушково - Рощино. Участок Рощино - Кирилловское был электрифицирован в 1968 году. В 1969 году первый электропоезд отправился из Выборга в Ленинград. В 1977 году был электрифицирован участок от Выборга до границы с Финляндией. В 1978 году состоялось открытие прямого железнодорожного сообщения между Ленинградом и границей с Финляндией.

После распада СССР железная дорога Рийхимяки - Санкт-Петербург по прежнему оставалась частью Октябрьской железной дороги.

Электропоезда серии ЭР2 на перроне Финляндского вокзала. 1999 год.
Электропоезда серии ЭР2 на перроне Финляндского вокзала. 1999 год.

С 1974 по 2010 год между Ленинградом (Санкт-Петербургом) и Хельсинки курсировал поезд "Репин". В 1975 году по маршруту Москва - Хельсинки начал ездить поезд "Лев Толстой". В 2020 году из-за пандемии отменено движение поезда "Лев Толстой".С 1992 по 2010 год между Санкт-Петербургом и Хельсинки курсировал поезд "Сибелиус". Поезд вел электровоз серии ЧС6.

В 2010 году свой первый рейс по маршруту Санкт-Петербург - Хельсинки совершил высокоскоростной поезд "Аллегро". Конструкционная скорость - 220 км/ч. В 2020 году из-за пандемии курсирование "Аллегро" было остановлено.

Высокоскоростной поезд "Аллегро" в Выборге.
Высокоскоростной поезд "Аллегро" в Выборге.

Ссылка на статью о локомотивах этой железной дороги: