Ричард Шрусбери, герцог Йоркский, был вторым сыном короля Эдуарда IV. До наших дней о нём сохранилось очень мало сведений, т.к. он не был наследником престола. Но, несмотря на это, он является одним из наиболее исследованных исторических личностей, будучи одним из печально известных «принцев» в Башне.
У нас нет точной даты его рождения, но его мать Елизавета Вудвилл находилась на последних месяцах беременности, когда посетила Шрусбери в августе 1473 года, и, очевидно, она родила своего второго сына в аббатстве Шрусбери 17 августа.
Через несколько месяцев после его рождения, его отец, король Эдуард, специально для своего второго сына учредил титул герцога Йоркского. Таким образом Ричард стал первым герцогом Йоркским, что в последствии превратилось в традицию. В 1474 году мальчик был пожалован почётнейшим орденом Бани и рыцаря Подвязки в 1475 году. Когда ему было всего два года, Ричард уже был очень богат, имея в своих руках земли, когда-то принадлежавшие Уиллоуби, лордам Грантам, Стэмфордам и Фотерингею, а также владел другими землями герцогства Ланкастер.
Однако лучшая возможность все еще была для него впереди. Когда Джон Моубрей, герцог Норфолк неожиданно умер в возрасте 32 лет, оставив после себя пятилетнюю дочь, Анну, своей единственной наследницей, король Эдуард увидел в этом прекрасную возможность ещё больше увеличить благосостояние своего второго сына и семьи в целом. Король взял опеку над девочкой и попросил руки Анны для своего сына Ричарда, которому на тот момент было всего 4 года. Вдовствующая герцогиня, обиженная на родственников, была очень требовательна. Помимо огромного приданого, положенного для дочери, она также настояла на том, чтобы Эдуард лишил наследства Уильяма лорда Беркли и Джона Говарда, с которыми по закону её дочь должна была разделить наследство отца. Таким образом она сумела отомстить им. Эдуард, не колеблясь, исполнил желание герцогини и принял её условия. Джон Говард всю жизнь был верным йоркистом, но это не помешало Эдуарду лишить его наследства. Говард никогда не восставал против Эдуарда, и не смотря на нанесенное ему оскорбление до последнего своего вздоха остался верным Дому Йорков. Он погиб в битве при Босворте, сражаясь за Ричарда III Глостера из Дома Йорка. Благодаря этому браку Ричард Йоркский стал невероятно богат, получив герцогство Норфолк и графства Варенн и Ноттингем.
Брак между Ричардом Шрусбери и леди Анной Моубрей состоялся в Вестминстере 15 января 1478 года. Во время свадебной процессии ее сопровождали многочисленные придворные, в том числе Ричард герцог Глостерский. Церемония сопровождалась богатым застольем с бесчисленным количеством знатных гостей. Молодой паре, конечно, не разрешили жить вместе из-за их возраста, но распорядитель имущества Ричарда начал покровительствовать некоторым монастырям также и от имени его жены.
Однако двум детям не суждено было вырасти и завершить свой брак. Невеста-младенец умерла 8 ноября 1481 года, а её муж унаследовал все её земли и собственность.
Что же касается физического состояния принца, то современники утверждали, что он был красивым мальчиком, обладал настоящим музыкальным талантом и очень хорошо пел. У него было крепкое здоровье, и он превосходно для своего возраста умел обращаться с палками и мечами.
Детство Ричарда было счастливым. Он жил со своей семьей, в то время как его брат Эдуард, который считался наследником престола своего отца, жил в Ладлоу со своим собственным двором и дядей Энтони Вудвиллом.
Все изменилось для него и его брата 9 апреля 1483 года, когда неожиданно скончался их отец Эдуард IV. Ричарду было всего 9 лет. Его брат стал королем под протекторатом своего дяди по отцовской линии Ричарда герцога Глостерского. Его мать, вдовствующая королева, укрылась в убежище со своими детьми, включая маленького Ричарда. Ричард Глостер считал неподходящим для семьи своего брата пребывание в святилище и предложил королеве и ее семье покинуть подвалы Тауэра. В книгах Полидора Вергилия сказано, что Ричард Глостер указал:
"Герцог Йоркский не был счастлив жить как беженец и он попросил разрешение присоединиться к своему брату Эдуарду в Лондонском Тауэре, чтобы принять участие в его коронации".
8 июня 1483 года епископ Роберт Стиллингтон объявил всех детей Эдуарда IV незаконнорожденными, поскольку их отец уже был женат, когда он связал себя узами брака с Елизаветой Вудвилл. Этой женщиной была ни кто иная, как леди Элеонора Толбот, сестра Елизаветы Толбот - матери Анны Моубрей - покойного ребенка-невесты Ричарда Шрусбери. Теперь Ричард стал внебрачным сыном бывшего короля. 16 июня его вывели из святилища и кардинал Буршье в сопровождении других знатных лордов, находящиеся под командованием Глостера проводили мальчика в Башню Тауэра. Из этого отчета видно, что Ричард был счастлив последовать за ними. История о том, что герцог Йоркский болен и не хочет покидать свою семью, изложена только в «Томасе Море», чтобы Ричард Глостерский казался бесчувственным тираном, не заботящимся о своих малолетних племянниках.
Несмотря на критическую ситуацию, возникшую при дворе, еще не было официально утверждено, что Эдуард V может потерять своё право на трон. Но никто в стране не хотел ни малолетнего правителя, ни короля Вудвилля. 25 числа того же месяца Ричарду герцогу Глостерскому предложили корону, которую он и принял 26 числа того же месяца.
Мальчики не были ограничены в передвижении по Башне. Они играли и выходили на прогулку во внутренний двор Тауэра. После неудавшейся попытки герцога Бекингема освободить их, они были перемещены во внутренние помещения. Это не означало, что их дядя заключил их в тюрьму, но они должны были покинуть королевские апартаменты, т.к. после решения короноваться, Глостер получил право занять их, чтобы, согласно традиции, подготовиться к своей коронации. Дальше показания всех современников сходятся: мальчиков стали видеть реже, пока они окончательно не исчезли из поля зрения.
Как мы хорошо знаем, вокруг их исчезновения возникает множество теорий, а также вокруг появления некоего «Перкина Уорбека», который вышел на сцену в роли взрослого Ричарда герцога Йоркского. На протяжении веков историки спорят о личности Перкина, и большинство из них считают, что он был самозванцем, но какая тайна скрывается за загадочным персонажем? Новые доказательства возобновили дискуссию: что, если «Перкин» действительно был тем, кем он себя назвал?
Спасибо, что дочитали статью до конца. Подписывайтесь на канал. Помните, я пишу только для вас.