«Ворошиловский стрелок» (Россия, 1999)
Бывший фронтовик (Михаил Ульянов) мстит за поруганную подонками внучку. Мстит, потому что понимает, что Закон бессилен против власти денег и чиновничьей коррупции...
Сюжет, что и говорить, не из оригинальных. Подобные истории уже не раз возникали на американских, итальянских или французских экранах. Тем более странно читать в иных столичных изданиях обвинения в адрес создателей фильма (дескать, пропаганда насилия и т.п.).
На мой взгляд, "Ворошиловский стрелок" - достаточно крепко сделанный жанровый фильм, использующий традиционные клише криминальной драмы. С таким же успехом можно упрекать в пропаганде насилия сказку о Красной шапочке...
Что же касается актерских работ, то они, бесспорно, несколько плакатны. И даже Михаил Ульянов с его мощным темпераментом и психологической убедительностью на сей раз то и дело "пережимает" по части мимики и жестов...
Думаю, что Станислав Говорухин при желании смог бы сделать свой фильм более реалистичным и жестким. Но не захотел. Ему важен был ясный и доходчивый сюжет с четко и однозначно прописанными фигурами. С ясной расстановкой сил - Добра и Зла.
Что ж, нельзя не признать: авторский замысел полностью удался...
Александр Федоров, 1999
«Арифметика убийства» (СССР, 1991)
Дмитрий Светозаров любит зрелищное кино. Режиссер он, правда, неровный. То блеснет европейским профессионализмом a la Лелуш в "Скорости", то качнется в сторону суперченухи в скучно-натуралистических "Псах".
На сей раз Светозаров решил поставить на карту традиционного детектива. Убийство в фильме расследуется по всем правилам жанра: с подробными допросами свидетелей и подозреваемых, с возникновением нескольких вполне убедительных версий и т.д.
Обычная вроде бы питерская коммуналка эпизод за эпизодом превращается в загадочный клубок криминальных нитей.
Излюбленный мотив Агаты Кристи - преступление может совершить каждый из персонажей - обыгрывается режиссером "на все сто"...
Однако "Арифметика убийства" не ограничивается арифметикой детектива и триллера. Актер Сергей Бехтирев, исполнивший в нем главную роль прикованного к креслу инвалида, нисколько не нарушая саспенса и других атрибутов жанра создает неоднозначный, противоречивый образ человека, стремящегося к...
Впрочем, не стану раскрывать тайны сюжета, ибо для тех, кто не читал повесть Михаила Попова "Давай поговорим!" /послужившей основой для экранизации/, в фильме Светозарова заложено немало сюрпризов.
Скажу только, что картина получилась психологически убедительная и точная по фактуре /оператор Сергей Астахов продемонстрировал здесь виртуозное умение снимать в слабоосвещенных помещениях/ и главное - нескучная.
Александр Федоров, 1993