Дорогие наши читатели!
Это продолжение статьи «Поражение без купюр».
Начало статьи читайте на нашем канале или по ссылке ниже:
Кстати, и у самого П. И. Ханыкова весь имевшийся боевой опыт был ис-ключительно оборонительным по характеру, свидетельством чему его участие в Ревельском и Выборгском сражениях 1790 года.
Таким образом, мотивов быть максимально осторожным у П. И. Ханыкова, выросшего в среде бесконечных проблем (достаточно вспомнить, в усло-виях каких трудностей пришлось действовать Балтийскому флоту в войне 1788–1790 гг.), ни разу лично не командовавшего сколько-нибудь крупным соединением в морских сражениях и, думается, не ощущавшего себя
крупным флотоводцем, было более чем достаточно. Что он и демонстри-ровал с самого первого момента (т. е. с выхода эскадры в море 14 июля 1808 г.), стремясь свести к минимуму возможные риски (проще говоря, действовать в стиле З. Д. Мишукова, Н. Ф. Головина и В. Я. Чичагова).
А поскольку не блиставшие высокой боеготовностью шведы также не про-являли активности, то итог означенного курса, скорее всего, не принес
П. И. Ханыкову каких-либо проблем, ибо противник трудностей с моря России не создал, а ему самому, кроме борьбы со шведским флотом, было предписано лишь «ловить крейсеров», да истреблять отряды неприятель-ских гребных судов. Проще говоря, все было бы как всегда.
Но в дело вмешались англичане, которые сумели все-таки присоединить-ся к шведам и чей уровень подготовки кораблей П. И. Ханыков прекрасно помнил по пребыванию в Англии с эскадрой в 1794–1795 годах, ибо впе-чатление на него британцы произвели тогда очень сильное.
«…При сем должен я признаться, — значилось в донесении П. И. Ханы-кова за 25 сентября 1795 г., — что соединение наше с англичанами было нам полезно, ибо люди наши ревную проворству и расторопности англи-чан и, стараясь не уступать им в том, как то, во взятьи рифов, в при-бавке и убавке парусов и во всем прочем сильно изощрились, что то, что у нас прежде делалось в 10 или 12 минут, ныне делают они в 3 или
4 минуты…».
Из воспоминаний морского министра адмирала П. В. Чичагова
Все время, в продолжение которого мы стояли в бездействии на Дильс-ком рейде (1795 г. — А.Л.) я тщательнейшим образом старался употре-бить на наблюдение всего того, что касалось до порядка и вседневной дисциплины кораблей на якоре, и начал уже думать, что мой корабль
ни в чем не уступает английским; но с самого того дня, в который нам подан был сигнал поднять паруса, начались также и истязания моего
высокомерия.
Все маневрирования английских кораблей делались лучше наших и тре-бовали не более четвертой доли времени, необходимого для нас. Адми-рал Дункан со всем своим флотом был уже под парусами, а мы только еще начали распускать наши и сниматься с якоря.
Тогда же я узнал, по стройности движений английского флота, насколь-ко был не прав, судя о нем по тому образцу, который встретил в Дюнах
во время моего предположенного путешествия в Ост-Индию.
Адмирал Дункан, заметив, что мы не можем за ним следовать и что, продолжая свой путь, он потеряет нас из виду, лег в дрейф, чтобы дождаться нас, и, к великой нашей обиде, мы увидели, что в это время
на нас были наведены все подзорные трубы в Дюнах. Когда мы были
в состоянии его настигнуть, день уже склонился к вечеру, и по обычаю, принятому у моряков, адмирал Дункан подал сигнал всему флоту брать рифы на марс-зейлях.
При подаче сигнала все марс-зейли на всем английском флоте были спу-щены одновременно и, прежде, нежели мы успели увидеть, что они опус-каются у наших, едва экипажи достигли до вантов, а весь английский флот уже поднял свои марс-зейли.
Мы подумали сначала, что адмирал передумал и отменил маневр,
но внимательные, всматриваясь, увидели, что рифы уже взяты всем флотом. Этот маневр, занявший у нас от пятнадцати до двадцати минут, был окон-чен на английских кораблях в полторы — или, самое большое, в три мину-ты. Каждый адмиральский сигнал меня волновал
и уничижал, настолько сравнение одного флота с другим было не в нашу пользу. Я ломал голову, чтобы придумать средства к достижению той же степени совершенства. По счастью, у меня на корабле был англий-ский офицер, принятый в нашу службу, способный ввести некоторые улучшения, которые, как бы то ни было, не всегда оставляли нас по-зади. Все офицеры моего корабля разделяли мои заботы в этом отно-шении, и как только флот возвратился на якорную стоянку, я постарал-ся сблизиться с кем-либо из капитанов, и, благодаря нашим общим уси-лиям, мы, по прошествии нескольких недель, достигли того, что брали рифы в промежутках времени от трех до пяти минут.
В других маневрах, к упражнению в которых не всегда представляется случай, потому что они всего чаще не предвиделись и должны быть производимы в бурную погоду, мы к концу кампании настолько же отстали от англичан, насколько были назади их и при ее начале,
а даже когда приходилось брать рифы при несколько сильном ветре,
мы бывали принуждены употреблять на то вдвое и втрое более вре-мени, нежели они…
Корабли этого-то противника и обнаружили русские разведчики в 8 ч
15 мин утра 13 августа 1808 года.
«В Юнгферзунде находятся английских кораблей 2, да швецких 7», — значилось, в частности, в сообщении командира корвета «Гермион». Более того, немного спустя П. И. Ханыков и вовсе получил сообщение
о выходе неприятеля в море.
В свете обозначенных выше проблем, думается, не нужно объяснять,
какое это произвело впечатление как на Ханыкова, так и на командиров его кораблей, которые оказывались перед очень близкой угрозой столк-новения с кораблями лучшего на тот момент флота мира. Иными словами, в игру вступил ключевой фактор произошедших в дальнейшем событий — психология. Фактор, который хорошо уловил еще современник событий — А. И. Михайловский-Данилевский, писавший о том, что «встречу с Англи-чанами уже заранее считали верным поражением».
Обратил внимание на этот момент и современный историк Ф. Ю. Ефремов,
частично отметивший, что объяснением присутствия в рапорте П. И. Ха-ныкова данных о наличии у противника аж двух трехдечных кораблей мо-жет быть либо «сильный испуг», либо «сознательная ложь».
Безусловно, последнее тоже могло иметь место, особенно когда речь за-шла об оправдании своих действий. Однако первоначально, думается, имел место именно «сильный испуг», ибо, во-первых, англичан Ханыков действительно имел все основания опасаться (т. е. был психологически уже готов к вспышке страха), а во-вторых, как пишет сам Ф. Ю. Ефремов, первым же действием командующего русской эскадрой стал приказ о по-строении в боевой порядок «как можно скорее — по способности» (т. е. не соблюдая установленных мест) и следовании под всеми возможными парусами к Osty, «дабы не быть отрезану» от русских портов.
И это притом, что даже беглое сопоставление сил противников показыва-ет примерное их равенство и, следовательно, наличие у П. И. Ханыкова возможности, как минимум, более организованно и спокойно отойти. Тем более что реальную опасность представляли лишь два английских кораб-ля, к тому же прилично оторвавшиеся в ходе погони от шведских кораблей.
Однако не зря говорят: «у страха глаза велики», а мы беремся утверж-дать, что психология сыграла огромную роль в событиях 13–14 августа
1808 года. Ибо только этим можно объяснить превращение отступления
в откровенное бегство, с полным расстройством боевого строя и беско-нечными и крайне противоречивыми сигналами самого Ханыкова, кото-рый, судя по всему, стремился как можно быстрее занять оборонительную позицию под берегом, т. е. оказаться в привычных и понятных для себя условиях! К тому же успешный отвод своих кораблей был выгоден и с точ-ки зрения репутационной, ибо о командире, который стойко дрался, но терял свои силы, частенько говорили: «Он был разбит», а командире, сохранившем их: «Он отступил, но сохранил свои силы».
Но подобное поведение лишь еще более обострило проблемы русской
эскадры, поскольку, во-первых, усилило психологическое напряжение личного состава, а во-вторых, во всей красе обнажило недостатки ее обучения и материально-технической части.
© А. А. Лебедев
Фрагмент статьи из сборника "Гангут" №84/2014
Ещё больше интересной информации и сами книги у нас в группе https://vk.com/ipkgangut
Друзья, если статья вам понравилась - поддержите нас лайком и/или репостом, напишите комментарий. Наш канал - молодой, нам очень важно ваше мнение и поддержка!