Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Берегись автомобиля!" (СССР, 1966) и «Предсказание» (Россия, 1993) Эльдара Рязанова

Оглавление

"Берегись автомобиля!" (СССР, 1966)

Сценарий этого, быть может, лучшего фильма Эльдара Рязанова писался с расчетом на Юрия Никулина. Именно он, по замыслу сценаристов, и должен был сыграть современного Робин Гуда - Юрия Деточкина, переводившего деньги, вырученные за украденные им у "рвачей-богачей" автомобили, в детские дома.

Вероятно, согласись Никулин сыграть эту роль, картина "Берегись автомобиля!" была бы иной - более веселой и эксцентричной. Но Юрий Никулин уехал на длительные зарубежные гастроли, и роль Деточкина исполнил Иннокентий Смоктуновский.

Актерская индивидуальность Смоктуновского повернула характер его персонажа в сторону легкого безумия и неподдельной грусти. Здесь как нельзя лучше пришлась ко двору великолепная музыка Андрея Петрова. Его минорный вальс словно передавал суть характера Юрия Деточкина, его беззащитную наивность, трогательную правдивость и мягкость манер...

Заставив Деточкина играть Гамлета в спектакле самодеятельного театра, замахнувшегося "на Вильяма нашего, на Шекспира", авторы, конечно, рассчитывали на неизбежную цепь ассоциаций. Ведь именно Смоктуновский всего двумя годами раньше сыграл принца датского в экранизации Григория Козинцева, триумфально обошедшей многие фестивали мира.

Фильм Рязанова, наверное, нельзя назвать ни комедий, ни пародией, ни тем паче детективом в чистом виде, хотя элементы каждого из этих жанров, бесспорно, впитаны экранной историей.

На мой взгляд, "Берегись автомобиля!" образец удачного жанрового синтеза, где все кинематографические "одежды" сшиты точно по "росту и фигуре" авторского замысла. И хотя Смоктуновский, вне всякого сомнения, солирует в картине, остальные роли также запоминаются надолго, пусть даже по одной-двум репликам. Так что вполне закономерно, что фильм стал признанной классикой отечественного кино.

Александр Федоров, 1992

«Предсказание» (Россия, 1993)

-2

Фильмы Эльдара Рязанова год от года становятся все грустнее. Быть может, «Предсказание» - одна из самых грустных его картин. Зачин у нее и вовсе мрачный: известный писатель (Олег Басилашвили) узнает от гадалки-цыганки, что жить ему осталось ровно сутки, и ждет его неожиданная встреча...

Мистическим образом в писательской квартире оказывается молодой человек (Андрей Соколов) с той же фамилией, именем и отчеством, с тем же шрамом возле виска. Кто этот таинственный двойник - фантом, ангел-хранитель? Ответ на этот вопрос остается в фильме открытым...

Итак, для писателя наступает время подведения жизненных итогов. Олег Басилашвили играет своего героя уставшим, достаточно потрепанным жизнью. По российским понятиям, он вполне обеспечен: квартира в центре Москвы, машина, видеокамера, его книги печатаются в парижских издательствах.

Но характерная для человека, прописанного в стране бесчисленных советов, тоска во взгляде сразу же выдает в нем привычку к отсутствию свободы. И дело тут не в особенностях его биографии (отец погиб во времена репрессий, мать - еврейка, о происхождении которой долгие годы лучше было не упоминать, жена погибла в автокатастрофе и т.д.)...

В этом смысле выбор Эльдара Рязанова актрисы на главную женскую роль точен: французская звезда Ирен Жакоб, хотя по фильму ее героиня всего лишь скромная кассирша в банке, «лица не общим выраженьем» сразу же отделяется от окружающей российской суеты сует. Жакоб играет сказочную принцессу, волею судьбы вынужденную ходить в холстине…

И поздняя, быть может, последняя в жизни любовь писателя к этой принцессе окрашена в «Предсказании» ароматом ностальгии несбывшихся желаний...

В отличие от предыдущей работы Эльдара Рязанова «Небеса обетованные» (1991) в "Предсказании" значительно меньше злободневной публицистики, хотя финал картины и связан с едва ли не с самым распространенным сценарным ходом (спасаясь от преследований мафии, герой пытается улететь в Израиль).

Чуткий к зрительским настроениям, Рязанов не мог не ощутить, что массовый интерес к киноразоблачениям и политическим страстям почти сошел на нет, тогда как потребность в мелодраматических любовных историях велик как никогда.

Правда, «Предсказание» не назовешь мелодрамой в чистом виде, тут есть и комедийные эпизоды (визит к писателю фанатика, предлагающего ему сжечь себя на Красной площади в знак протеста против чего-то, впрочем, неважно чего, главное - совершить акцию), есть и элементы притчи. При этом, на мой взгляд, не везде такой жанровый сплав выглядит достаточно убедительно, органично.

«Предсказание» видится мне попыткой режиссера обрести второе дыхание, преодолеть слабости перестроечной экранной эйфории. Во всяком случае, в отличие от многих мэтров российского кинематографа, взявших многолетний творческий отпуск и поменявших съемочную площадку на солидную продюсерскую, фестивальную, административную или иную деятельность, Эльдар Рязанов еще не потерял вкус к режиссерской профессии...

Александр Федоров, 1993