Фантастический рассказ "Банкомат выносит приговор". Повествование - о будущем в одной из стран просвещённого на всю катушку Запада. Главный герой мигрирует из России и попадает в опасность.
- Эй, парень, я бы не советовал тебе подходить к нему ближе трёх метров, - раздался предостерегающий голос из подворотни. - Сегодня в нашем штате кончились квоты на место в тюрьме. Последнюю мужик час назад забрал. А вот следующему посетителю не повезло... Так что подумай. Вижу ты новенький, неопытный.
Джон удивлённо посмотрел на человека в лохмотьях. Оборванец сидя просил милостыню в десяти метрах от банкомата.
Нищий расположился на картонной коробке из под пиццы. Одет он был в старое затертое пальто серого цвета, дырявые джинсы. Голову венчал засаленный бабий платок, а на ногах были кроссовки. Причём разного цвета и размера.
Джон послушался предупреждения и подошёл к нищему. Сам он лишь вчера приехал в Северо-Американские Штаты и только-только начал изучать местные нравы и порядок жизни.
Перед банкоматом Джон заметил красные пятна.
- Неужели кр овь? - подумал он. - В миграционной службе мне, конечно, говорили, что здесь не самый лучший в плане преступности район. Но пояснили, что последний случай уб ийс тва здесь был восемь лет назад. В других штатах и вовсе - годков 10-15 лет прошло. Тогда откуда краснота? Может краска?
Джон всё же решил расспросить нищего поподробнее.
- Послушайте, сэр, я второй день в САШ* (* здесь и далее - Северо-Американские Штаты, вымышленное государство - прим. автора), - крикнул он довольно громко. - О чем вы только что меня предупреждали?
- Ага, новичок! - радостно крякнул бомж. - А пожрать дашь? Прямо сейчас, а то я со вчера не ел. И не ори, я не глухой.
У Джона в кармане была половина шоколадного батончика. Он и сам был голоден. Еду экономил. Этот был последний. Но ради полезной информации решил поделиться. Главное протянуть этот месяц. А там будет легче. Вчера вечером он вместе с толпой мигрантов сошёл с трапа сухогруза на пристань этого города. Попал в страну свободы.
Он и другие беж енцы много дней плыли из Европы сюда, в новую счастливую жизнь. В САШ обещали достойную работу, стабильную зарплату и никакого диктата. Живи себе и наслаждайся демократией в самом чистейшем её виде.
Не то что в его стране, где надо работать, а отдыхать как положено не дают. Под отдыхом Джон, он же Иван, подразумевал всяческие развлечения, несовместимые с законом его государства.
Джон вырос на мессенджерах и социальных сетях. С детства впитал представление, что всякая работа, хоть умственная, хоть физическая, не для него.
Зачем трудиться, если можно ничего не делать и получать удовольствие. Сначала его кормили родители, потом государство. В центре занятости Иван встал на учёт как безработный.
Получал деньги, потом устраивался на работу на несколько дней, затем увольнялся и вновь шёл за пособием.
Но постоянно обманывать систему не получалось. Наконец, его оштрафовали. А позднее в стране вышел закон "О тунеядстве".
Иван неоднократно привлекался к ответственности. В конце концов его предупредили, чтобы заканчивал таскать кота за хвост.
- Зарегистрируйся хотя бы самозанятым, парень, и сиди себе в интернете, веди хотя бы блог. Да даже двух копеек заработка будет достаточно, чтобы мы от тебя отстали, - советовал ему добрый дядька дознаватель в отделе полиции. - Ещё раз сюда попадёшь, получишь не условный срок, а реальный. Всё, иди работать!
Но работать Ванька не пошёл. Вместо этого отправился в посольство САШ, где представился Джоном, рассказал о прит еснениях со стороны властей и попросил поли тического убежища.
По программе защиты САШ от недемократических режимов он получил бесплатный билет до Нью-Вашингтона и социальную карту бе женца с пятьюстами долларами на счёту.
Граждане САШ в качестве средств оплаты давно пользовались чипами, вживленными в одну из кистей рук. Чтобы стать полноправным гражданином Джону предстояло пройти курсы реабилитации, набрать не меньше 70 баллов по системе социального рейтинга за ближайший месяц и успешно сдать экзамены.
Гражданин с 70 баллами рейтинга получал 700 долларов, гарантированное социальное пособие от государства. С восьмьюдесятью - 800 и так далее. Максимально можно было набрать двести баллов и жить на две тысячи долларов в месяц. Громадные денжищи по нашим-то годам. При мысли об этом Джон даже облизнулся. Сколько возможностей таят в себе эти электронные зелёные бумажки.
По инструкции, полученной в посольстве, Джон должен был каждый день не позднее 23.59, отмечаться у одного из социальных банкоматов штата.
На табло можно было посмотреть, насколько вырос или снизился его социальный рейтинг и снять немного денег на расходы. Там же фиксировались правонарушения. Оплачивать покупки социальной картой было невозможно. Это было одним из условий программы получения гражданства. В тоже время на карте был лимит снятия наличных. Не более пятидесяти долларов в день при социальном статусе ниже 30. У Джона он равнялся пока лишь 11 пунктам.
Но парень в собственных глазах был идеальным будущим гражданином САШ. Сегодня он второй раз должен был отмечаться у банкомата.
Вчера делал это с инструктором в посольстве. Ничего сложного. Поднёс карту, затем зрачок глаза и всё. На экране обычный мануал. Как на большинстве терминалов и банкоматов. Для удобства даже русский язык можно выбрать. Хотя Джон и знал английский, всё равно пользовался привычным родным языком.
На прощание в посольстве Джону на электронную почту сбросили учебное пособие для мигрантов, соискателей звания гражданина. Его необходимо было проштудировать. 300 страниц убористого текста. Джон прочёл листов 20 и уснул.
Ночевал он в гостинице недалеко от теперешнего местоположения. За сутки ночлега здесь пришлось выложить 20 долларов. Да, всей суммы на проживание не хватит. Но если сэкономить и пожить какое-то время на улице, то можно выкрутиться. А там с высоким рейтингом живи не хочу. И на отель хватит, и на еду.
Бомж тем временем дожевал батончик.
- Ты вот что, парень, не спеши ходить к этой штуке, - сказал он Джону. - Это не просто железяка с наличными. Там есть электронная система с искусственным интеллектом и большой автоматической пушкой. Бах и нету нарушителя закона.
- Чего ты несёшь? - изумился Джон. - Не может быть такого. Мне сказали, что в штате уже больше восьми лет не было у би йств.
- Так это и не у би йство, - ухмыльнулся бомж. - Это мгновенный суд и наказание. И чаще всего одно - см ер ть.