Если в магазине вы случайно разбили товар, совсем не обязательно его оплачивать. Ведь в ряде случаев закон – на вашей стороне.
Когда закон на вашей стороне?
Согласно статье 459 Гражданского кодекса РФ, пока товар находится на территории магазина, за него отвечает именно магазин. Ответственность за товар переходит к покупателю только после получения чека.
Казалось бы, с покупателя и взятки гладки, можно смело опрокидывать стеллаж с дорогущим коньяком просто для поднятия настроения, после чего, сославшись на законодательство, со спокойной совестью отправляться домой пить чай. Но не все так просто. Неоплаченный товар считается собственностью магазина и его владельца. А по статье — 1064 тоже ГР РФ: «Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред». Радует, что у этой статьи есть пункт, стоящий на защите потребителей: "Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине".
Не платить:
Итак, вам не придется компенсировать стоимость товара, если
1) Расстояние между стеллажами в магазине было меньше чем 1,4 м (для магазинов площадью до 100 кв. м) или меньше чем 2,5 м (для магазинов площадью до 400 кв. м).
2) Проходы в магазине были заставлены коробками и «горками» из товара.
3) Товар располагался на полке неустойчиво.
4) Полы оказались скользкими, вы поскользнулись и поэтому разбили товар.
5) Товар разбился, упав с ленты на кассе.
Платить:
Стоимость товара все же придется компенсировать, если:
1) Вы взяли товар в руки, по неосторожности выронили его и разбили;
2) Причиной порчи товара стало ваше неадекватное поведение (бег,
участие в драке, нахождение в состоянии алкогольного опьянения и т.п.);
3) Товар был испорчен специально.
Охранник
Очевидно, что вне зависимости от того, каким образом была испорчена собственность магазина, продавцы и охранник будут пытаться всеми правдами и неправдами получить его стоимость с вас. И если в случае покупательской вины, все понятно: товар придется оплатить, то в ситуации, когда виноват магазин, для защиты своих прав мы предлагаем вам следовать инструкции.
Что делать в случае:
Если вас заставляют оплатить товар, в порче которого вы не виноваты,
1) Требуйте у администрации жалобную книгу, где оставляйте запись о случившемся. Укажите конкретное время действия – так будет легче найти запись камеры наблюдения, если свою правоту придется доказывать в суде.
2) Говорите, что готовы компенсировать стоимость товара только в случае, если ваша вина будет доказана в суде (как показывает практика, 99% таких дел решается в пользу покупателя, и администрация магазина знает об этом).
3) Настаивайте на составлении акта о порче товара, в котором обязательно укажите причину порчи магазинного имущества (вы поскользнулись на мокром полу, случайно задели товар, неустойчиво стоявший на полке и т.д.)
4) В процессе переговоров с администрацией и составлении акта заручитесь поддержкой как минимум двух свидетелей случившегося (это могут быть как Ваши друзья и родственники, так и случайные покупатели магазина).
5) Составление акта потребует указания ваших паспортных данных. Ни в коем случае не давайте свой паспорт охраннику или продавцам. Диктуйте эти сведения по памяти или держа паспорт в своих руках. Покупатели часто рассказывают неприятные истории об администрации, которая брала паспорт в залог.
6) Требовать предъявления паспорта администрация магазина не в праве, это может только полиция.
Охранники
Некоторые охранники имеют привычку не выпускать покупателей из магазина до тех пор, пока те не оплатят стоимость испорченного товара. В таком случае, стражу правопорядка следует напомнить о существовании статьи 203 Уголовного кодекса РФ, которая предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до семи лет за превышение полномочий служащими ЧОП. Сотрудник охраны может останавливать вас только вежливо и аккуратно. Если он действует грубо — то статья 203 УК РФ это как раз про него. Вы в своей стороны можете вежливо напомнить защитнику магазина, что возместите ущерб, но только после того, как Ваша вина будет доказана судом.
Как правило, до суда дело не доходит. Ведь в таком случае, магазин будут ждать дополнительные проверки, при которых вскроется, что расстояние между рядами действительно меньше установленного законодательством. Штраф в этом случае будет намного больше, чем стоимость испорченного Вами товара.
Куда жаловаться
Вам же, как покупателю, в случае грубого поведения представителей магазина, никто не мешает после инцидента пожаловаться на их заведение в соответствующие инстанции:
1) На мокрые полы, неустойчивое расположение товара на полках — в Роспотребнадзор;
2) На узкие проходы, на коробки между стеллажами — в Государственный пожарный надзор.
Правда, после всей этой истории дорогу в этот магазин скорее всего придется забыть.