Этический вопрос в психологии и последствия экспериментов над людьми не заботили ученых начала ХХ века. Особую жестокость такие эксперименты приобрели в отношении маленьких детей. Первый психолог-бихевиорист и история его эксперимента станут темой нашего рассказа.
Джон Уотсон – первый бихевиорист
В городе Тревелерс 9 января 1878 года родился Джон Бродес Уотсон. Отец и мать Джона были религиозными людьми и воспитывали ребенка в строгом соответствии своим взглядам, не давая ему свободу ни в желаниях, ни в действиях. В 13 лет у мальчика начался тяжелый период в жизни – отец ушел из семьи. Увлечение психологией и философией позволили Джону закончить бакалавриат и магистратуру в Тревелерсе и поступить в Чикагский университет.
Успешного в научной деятельности молодого человека закономерно приняли в общество самых знаменитых психологов. Тема докторской диссертации и книги Джона — обучение животных.
Революционным на тот момент стало заявление Уотсона о том, что не психика, а поведение человека есть предмет психологии. Манифест «Психология с точки зрения бихевиориста» привел в немалое замешательство психологическое сообщество.
Активно развиваясь, в 1915 году Джон Уотсон стал президентом Американской психологической ассоциации. Продолжая изучать поведения животных, он решил расширить сферу исследований.
От животных к людям
Наблюдая за детьми, ученый заметил: они не боятся того, что вызывает страх у большинства взрослых. Ни гром, ни молния во время грозы не вызывали у них страха и замешательства. Подобные наблюдения привели ученого к выводу, что у младенцев и детей от года до трех нет рефлекса, который отвечает за страх. Подробно изучая данную теорию, Уотсон логично перешел от одного объекта наблюдений к другому, от животных к людям.
Выбор ученого и его ассистентки Розали Рейнер пал на маленького мальчика Альберта, которому исполнилось 11 месяцев. Существуют две версии, почему выбрали именно Альберта.
- Согласно первой, воспитатели без проблем отдали его с одним условием, что ровно через месяц ребенок должен вернуться в стены приюта.
- По второй версии Альберт находился в больнице всё-таки из-за особенностей развития. Мать, работавшая в этой больнице, добровольно отдала ребенка ученым.
Уотсон приступил к исследованиям: демонстрировал маленькому подопытному белого кролика и крысу, вату, горящую газету и маску Санта-Клауса. Таким образом психолог изучал эмоциональные реакции. Спокойствие – вот что испытывал мальчик, увидев эти объекты.
Далее нужно было вызвать у ребенка чувство страха к белой крысе. Ученый добился этого следующим образом: как только ребенок пытался дотронуться до крысы, Уотсон бил молотком по металлической пластине, расположенной за спиной у мальчика. Неприятный громкий звук вызывал испуг у ребенка. Чтобы закрепить эмоциональную реакцию Альберта, психолог повторял эту процедуру, но через некоторое время малыш потерял интерес к крысе. Спустя шесть дней после перерыва, Альберту вновь показали те же объекты, и только крыса напугала ребенка.
Для чистоты эксперимента психолог показал ребенку игральные кубики и стол, которые также находились в комнате во время происходящего. Мальчик никак не отреагировал на них, из чего Уотсон сделал вывод, что рефлекс закрепился только за крысой.
Эксперимент «Маленький Альберт» прерван
Далее требовалось доказать, что мальчик будет испытывать страх перед предметами, похожими на белую крысу. И психологу удалось достичь этого — мальчик пугался всех белых животных. У ученых встал вопрос: как долго Альберт будет испытывать подобные эмоции? Но получить ответ не вышло – пришло время отправлять малыша обратно в приют.
Но Джон Уотсон не смог достичь еще одной цели — избавить малыша от искусственно навязанных реакций.
Неразделенные восторги
Уотсон предал общественности результаты проделанной работы – прочел лекции и опубликовал статьи. Но реакция публики была далека от желаемой , возникли вопросы со стороны врачебной этики. Никто не выяснил, как чувствовал себя подопечный Альберт после участия в исследовании.
Также возник вопрос к чистоте самого эксперимента – как выяснилось, испуг у малыша закономерно могли вызывать действия самого психолога. Например, когда из-за резкого звука мальчик заплакал и попытался сам себя успокоить, засунув палец в рот, Уотсон не дал ему сделать это.
После публикаций работы Уотсона в учебниках появились вопросы и к обстоятельствам исследований. Все это не позволило считать эксперимент «Маленький Альберт» чистым и качественным.
Продолжение: Питер вместо Альберта
Не найдя поддержки в психологическом сообществе, Джон Уотсон приостановил работу с детьми, но не перестал консультировать коллег.
Психолог Мэри Кавер Джонс занималась изучением схожей задачи, но с другой стороны. Она пыталась понять, как помочь детям справиться со страхами, опираясь при этом на методику Уотсона.
Мэри также работала с детьми из приютов, у которых уже были приобретенные страхи. Двухлетний Питер испытывал страх к животным.
Эксперимент заключался в следующем: Питеру показывали одновременно животное и сладость, и как только животное приближалось к мальчику, сладость также пододвигали к ребенку.
Вскоре Питер перестал испытывать страх и мог быть спокойным, даже если животное, которого он раньше боялся, оказывалось вблизи. Но несмотря на очевидный успех, психологи не сразу приняли метод десенсибилизации, который Мэри Джонс использовала в работе с Питером.
Признание пришло намного позже. А революционный метод «матери бихевиоральной терапии» Мэри Кавер Джонс активно используют и развивают современные психологи.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал! Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал
Читайте также:
✅ Главные изобретения XX века, без которых современный человек уже не проживет
✅ Исландия – страна с неправильным названием и не только: ТОП-10 интересных фактов
✅ Почему в школах пропали уроки труда — и стоит ли их возвращать
#психология #этика #дети #воспитание #семья #интересные факты #саморазвитие #здоровье #медицина #история