Во время Всесоюзной Великой стройки Байкало-Амурской магистрали советская власть приняла решение о закупке немецких грузовиков Magirus, которые сейчас выпускаются под брендом Iveco. И уже после окончания строительства в народе поговаривали, что если бы БАМ строили только немецкими Магирусами и чешскими Татрами, но её строили бы до сих пор. Потому что главным тружеником на великой и ударной стройке был отечественный грузовик КрАЗ-256.
Так ли это на самом деле, выясним в этой статье.
В то время автомобили иностранного производства, и грузовики в частности, нельзя было просто взять и закупить по усмотрения производителей работ. Нужно было согласование с Партией. И на Всесоюзную стройку немецкому Magirus-Deutz 290 дали добро. Было закуплено около 9500 самосвалов и бортовых грузовиков на помощь нашему КрАЗу. Причём были как полноприводные версии с колёсной формулой 6х6 грузоподъёмностью 14 тонн, так и с формулой 6х4 с грузоподъёмностью 12 тонн. А модификация Магирус 290 D26K фактически являлась прямым конкурентом КрАЗу.
Водителей больше волновал уровень комфорта грузовиков, и конечно же немецкий конкурент в этом плане выглядел куда предпочтительнее. В шофёрской среде даже гулял такой анекдот:
- Ну, как там Магирус на БАМе?
- Полгода и кронты этому Магирусу.
- А как КрАЗ?..
- Полгода и кронты водителю.
Вот что говорит один из водителей, поработавший тогда на обоих грузовиках:
Работал на БАМе 4 года , на КрАЗе - 256Б и на Магигусе 290D26. Магирус - хорошая машина, лучше КрАЗа. Но, если вложить такие деньги в КрАЗ (52 тысячи рублей - цена Магируса), а не 12 тысяч, как стомость КрАЗа), то КрАЗ был - не хуже, а скорее намного лучше. У КрАЗа был меньше объём кузова , его не перегружали, а у Магируса больше, чтобы не сыпался груз. Но грузили с "шапкой", был всегда перегруз. В КрАЗ японский экскаватор КАТО (ковш 1,5 куба) грузил 2,5 ковша, а в Магирус - 4 ковша! Результат - лопались листы передних и задних рессор, они для жесткости (боковой устойчивости) были толстыми и меньший набор. У КрАЗа - тоньше и больше (мягче). Рессора имела больший прогиб и не ломалась. Я на свой Магирус поставил задние от Краза. Вырубил башмаки балансиров зубилом (Кразовские листы шире), "болгарок" тогда не было. Так как рессора КрАЗа выше (набор листов больше) длины стремянок не хватало, пришлось сострагать на токарном станке чугунные "подушки- вкладыши". Рессоры КрАЗа ходили отлично, не ломались от перегруза, на поворотах приходилось снижать скорость, чтобы не лечь набок. Мягко, но не устойчиво. Недостатки Магируса и КрАЗа были, разные. Но у каких автомобилей и конструкций их нет? Всё решает цена - качество. Ещё скажу: двигатель Магируса (КХД) был отличный. Его параметры (не консрукцию) применили на КамАЗе (ЯМЗ- 740).
В общем и целом в этом сравнении двух грузовиков можно провести параллель между отечественными Жигулями и немецким Мерседесом: второй явно дороже и комфортнее. Но крепче ли?
Ведь назначение грузовика не сводится к получению удовольствия водителем от своей работы. Его дело возить породу и не ломаться. И чтобы установить объективную картину - какой из грузовиков крепче - на БАМ отправили группу учёных и инженеров из НАМИ, чтобы они исследовали подвижной состав на Всесоюзной ударной стройке и подготовили справку без учёта мнения механиков и водителей.
Этот документ называется справка "О состоянии большегрузных автомобилей-самосвалов на строительстве Байкало-Амурской магистрали по состоянию на июнь 1976 г".
И мы приводим его здесь полностью:
"...Выявлено, что автомобили КрАЗ показывают более высокие показатели в части прочности и надежности, чем автомобили Магирус-Дойц 290 Д26 К, которые представляют неудовлетворительные качества в части прочности и надежности. Имеются случаи массового выхода из строя некоторых узлов: шкворневого узла передней оси, наконечников рулевых тяг, кронштейнов крепления осей балансирной тележки".
Но это мнение инженеров. А что же на это ответили учёные. У них свои методы, позволяющие ответить на вопрос: что же всё-таки крепче, Магирус или КрАЗ?
Они просто взяли 10 случайных КрАЗов и 10 Магирусов, после чего подвергли их одинаковым испытаниям. И вот какие цифры они получили:
Любопытно, не так ли?..
Получается, что по всём параметрам советский КрАЗ как грузовик, а не как комната отдыха водителя, выглядит куда предпочтительнее, чем немецкий Магирус.
И таким образом у нас перед глазами мнение водителей, мнение инженеров и мнение учёных. Кому верить будем?
Лично я доверяю людям в белых халатах, т. е. учёным. Особенно если они советские. И они считают, что находясь в равных условиях, грузовики КрАЗ принесли стране в общем и стройке в частности больше пользы, чем их немецкие конкуренты. Они провели меньше времени в ремонте и при этом перевезли на 330 тонн больше груза, чем Магирусы.
Так что делайте выводы сами, который из этих двух грузовиков всё-таки крепче.