Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"12 стульев" Леонида Гайдая и Марка Захарова

"12 стульев" Леонида Гайдая (СССР, 1971)

После триумфального успеха "Кавказкой пленницы" и "Бриллиантовой руки" Леонид Гайдай отважно решил экранизировать классический роман Ильфа и Петрова "12 стульев". По разным причинам отвергнув десятки кандидатов, среди которых были Андрей Миронов и Владимир Высоцкий, Леонид Гайдай пригласил на роль Остапа Бендера никому в ту пору не известного актера Арчила Гомиашвили.

-2

Не все тогдашние зрители и критики приняли этот выбор, однако, на мой взгляд, Гомиашвили удалось довольно убедительно войти в образ незабвенного командора авантюры и любимца женщин всех стран и народов.

-3

Его партнером стал неподражаемый Сергей Филиппов, казалось, родившейся именно для роли бывшего предводителя провинциального дворянства Кисы Воробьянинова.

Бережно сохранив основные перипетии романного сюжета о поисках сокровищ, спрятанных в одном из двенадцати стульев старинного гарнитура, Леонид Гайдай не забыл и о своих "фирменных" эксцентричных трюках и погонях, благо, что Ильф и Петров давали для этого немало оснований.

Пригласив на роли второго плана звезд отечественного кинематографа, Гайдай по сути превратил эпизоды с их участием в маленькие бенефисы.

Ну, разве забудешь дворника Тихона в исполнении Юрия Никулина?

-4

Или Наталью Крачковскую в роли мадам Грицацуевой?

-5

Да и сам Леонид Гайдай блеснул актерским мастерством в маленькой роли хранителя ордеров на проданную мебель...

Конечно, по сравнению с Бендером, сыгранным Сергеем Юрским в "Золотом теленке", Бендер Арчила Гомиашвили был лишен обаяния интеллигентности и печальной иронии.

Бендер в "12 стульях" Гайдая бодр, оптимистичен, напорист и нахален. Его обаятельная наглость вкупе с недюженной изобретательностью и артистичностью прирожденного авантюриста, что называется, "города берет"...

-6

Но кто сказал, что "ранний" Бендер должен как две капли воды походить на Бендера "позднего"?

"12 стульев" Марка Захарова (СССР, 1976)

Экранизируя для телевидения популярный роман Ильфа и Петрова, Марк Захаров неизбежно обрекал себя на сравнение с "12 стульями" Леонида Гайдая. Как, впрочем, и с зарубежными экранизациями того же романа, среди коих в первую очередь следует отметить одноименный фильм известного американского комедиографа Мела Брукса.

-7

Пригласив отвергнутого Гайдаем Андрея Миронова на роль гениального мошенника Остапа Бендера, Захаров сделал ставку не только на бесспорный комедийный талант популярного актера, но и на его пластичность и музыкальность.

-8

Геннадий Гладков написал для фильма цикл, на мой взгляд, весьма удачных песен, и Андрей Миронов замечательно их исполнил. Его Бендер получился куда романтичнее Бендера Гомиашвили. При этом Миронов хорошо чувствовал предложенный режиссером ход пародии-стилизации, то и дело намекающей на кассовые кинохиты Великого Немого 20-х годов.

-9

Самый яркий пример тому - блестяще сыгранный и снятый танец Андрея Миронова и Любови Полищук на фоне "торгсинов" и иных магазинов...

-10

Хорош и Анатолий Папанов в роли Кисы Воробьянинова, хотя, быть может, он и уступает в колоритности Кисе Сергея Филиппова.

Жаль только, что Марк Захаров излишне увлекся закадровым текстом, пусть даже и в превосходном исполнении Зиновия Гердта...

Говорят, что когда в новогодние праздники 1977 года состоялась телепремьера «12 стульев» Марка Захарова, возмущению Леонида Гайдая не было предела. Еще бы! Марк Захаров осмелился зайти на его «заповедную» кинотерриторию!

-11

Кстати, главные киножурналы СССР – «Советский экран» и «Искусство кино» - в год премьеры этого фильма Марка Захарова обошли его молчанием, хотя нередко (особенно «Искусство кино») писали и о телефильмах.

-12

Много позже сам Марк Захаров сказал о своих «Двенадцати стульях» так: «Фильм вышел затянутым, почти без натурных съемок, фанерные декорации, уйма закадрового текста. В общем, не бог весть что!» (Цит. по: Позднякова, 2016).

-13

Александр Федоров, 1991, 2021