Как мы знаем из Софийской I и II летописи, в 1478 году, когда закончилась новгородская вольница (на самом деле она давно закончилась, на тот момент Новгород уже давно стал боярской олигархией), сначала:
« …Февраля 8 на сборе, князь великый веле колокол вечный спустити и вече разорити…»
А потом Иван Васильевич и вовсе:
«…Марта 5 на Москву прииде князь велики… А после себя повелел князь велики из Новгорода и колокол их вечной привезти на Москву, и привезен бысть и вознесли его на колокольницу на площади с прочими колоколы звонити…»
Если верить миниатюре из Летописного Лицевого Свода (а почему бы им не верить, они все-таки ближе к тем событиям, чем мы с вами) то вечевой колокол повезли в Москву связанным как пленника.
Но конечно, жалко было символа вольного Новгорода. А потому дальнейшая история новгородского вечевого колокола полна легенд, тем более, что в своем первозданном виде, том самом, каким он был, этот новгородский символ до нас не дошел.
По самой красивой, на мой взгляд, легенде, ничего у Ивана III не получилось, колокол до Москвы не довезли. Разбился он вдребезги, упав на крутых валдайских горках. А из его осколков стали делать знаменитые валдайские колокольчики. И суждено им радовать русские души на дальних и извилистых русских дорогах, до тех пор, пока не придет воля всей русской земле, а все колокольчики опять соберутся в Новгороде и там сольются в один, тот самый, прежний вечевой колокол.
Не менее красивая легенда гласит, что колокол тоже до Москвы не добрался. Безрукие москвичи утопили его, когда перевозили через Тверцу, как раз в том месте, где потом у стен Млевско-Троицкого монастыря нашла свое место упокоения знаменитая Марфа Борецкая, непреклонная новгородская посадница.
Впрочем, летописи считают, что колокол до Москвы таки добрался. И там его повесили то ли у Спасских ворот, то ли на колокольне Успенского собора. Во всяком случае с этим был согласен Карамзин.
Но и тут легенды не заканчиваются. Потому что новгородский колокол и в Москве звенел совсем не так, как другие, пока, в конце концов, в 1681 году не напугал ночью царя Федора Алексеевича, старшего сына Алексея Михайловича, и тот не приказал его сослать из Москвы в монастырь под Архангельск.
Но есть и другая легенда, по которой колокол никого не напугал, а исправно служил до 1713 года. И его не перелили на пушки, как это сделали со многими старыми колоколами в начале Северной войны после Нарвской конфузии. Но зато в 1713 году в Москве случился пожар, колокол упал и разбился. Но царь Петр, понимая важность и историческую ценность этого колокола, распорядился собрать осколки и отлить его по новой. В 1714 году его отлил мастер Моторин:
«…1714 года июля в 30 день вылит, сей набатный колокол из старого набатного же колокола, который разбило Кремля города ко Спасским воротам…»
Еще один любитель интересных преданий и рассказов о русской древности, собиратель анекдотов и поучительных историй, Михаил Пыляев в своей книге «Старое житье», рассказал, что в 1771 году, когда в Москве грянул бунт, бунтовщики звонили именно в этот перелитый колокол, за что Екатерина II приказала наказать колокол и снять с него язык. На место его вернул Александр I.
А теперь тот колокол, который отлил Моторин, хранится в Оружейной палате. Но это, конечно, совсем не новгородский вечевой колокол, а в лучшем случае его потомок.
-----------
Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.
Мои статьи и видео доступны также во « ВКонтакте » на YouTube , в Инстаграм