Роберт М. Боуман мл.
21 сентября 2016
"Любая география, которая пытается приспособить Северное и Южное моря, я думаю, обречена на провал.”
СПД Мезоамериканский археолог Джон Э. Кларк
Мормонские ученые сегодня уверены, что основные истории народов Книги Мормона в Новом Свете произошли почти полностью в небольшом регионе Центральной Америки, известном как Мезоамерика. Однако есть элементы географических описаний Книги Мормона, которые эта мезоамериканская модель просто не объясняет должным образом. Одним из них является следующее утверждение:
И было так, что они размножились и распространились, и пошли от Земли на юг к Земле на север, и распространились так, что начали покрывать всю землю от моря на юг до моря на север, от моря на запад до моря на восток. (Геламан 3:8)
В приведенном выше утверждении ясно, что ”земля на юг “ и ”земля на север“ были каким-то образом ограничены четырьмя морями: ”море на юг“, ” море на север“ , ” море на запад “и "море на восток". "Земля к северу “(упоминается 31 раз) и ”земля к югу" (упоминается 15 раз) являются основными земельными массивами или областями, в которых, как говорят, жили основные группы людей из Книги Мормона. Эти две земли были соединены “узкой горловиной земли“, также называемой” узкой горловиной земли " (Алма 22:30-33; 63:5; ср. Ефер 10:20). Два из этих морей, те, что на Западе и востоке, появляются в другом месте повествования (Алма 22:27, 32-33; 50:8, 11, 13; 52:11-13; 53:8, 22; 63:5; Хель. 4: 7; 11: 20), и мормоны повсеместно интерпретируют их как относящиеся к буквальным водоемам, ориентированных по крайней мере приблизительно на восток и Запад друг от друга. Однако” море Южное “и” море Северное", упомянутые в Геламане 3:8, представляют серьезную проблему.
Мезоамерики омывается Тихим океаном с одной стороны и Атлантическим океаном с другой. Независимо от конкретного расположения земель Книги Мормона в Мезоамерике, почти неизбежно, что “море Западное” будет идентифицировано как Тихий океан, а “море Восточное” - как Атлантический (или какая-то его часть). Но тогда где же "море Южное” и "море Северное"?
Воды Атлантического океана, граничащие с Мезоамерикой, можно разделить не более чем на два моря: Мексиканский залив (или более конкретно то, что называется заливом Кампече) и Карибское море (или более конкретно залив Гондурас). Эти два водоема отделены с точки зрения региона Южной Мексики и Гватемалы полуостровом Юкатан. Для Тихого океана такое деление невозможно сделать правдоподобным, поскольку Тихоокеанское побережье проходит по довольно простой линии от Гондураса до Мексики в общем направлении с запада на северо-запад. На перешейке Теуантепек земля сужается таким образом, что океан прямо у побережья там считается заливом или заливом (залив Теуантепек), но он не отделен от любой другой части Тихого океана вдоль мезоамериканской суши. Таким образом, просто нет другого водоема, который мог бы объяснить четвертое море, и даже третье море требует напряженной корреляции. Как решить эту проблему?
Ричард Хоук: три залива, но четыре моря
Большинство моделей географии Книги Мормона, расположенных в Мезоамерике[1], просто опускают любое северное или южное море. Самая известная география Книги Мормона, которая пытается найти четыре моря в Мезоамерике, - это книга Ричарда Хоука. Он определяет четыре моря Геламана 3:8 как Тихий океан вдоль побережья Мексики (Южное море), Мексиканский залив (Северное море), Тихий океан вдоль побережья Гватемалы (Западное море) и Гондурасский залив (Восточное море)[2]. Он поясняет, что термины “Северное море” и “южное море” относятся к морским побережьям, обрамляющим “сушу на север”, в то время как термины “Западное море” и “Восточное море” относятся к морским побережьям, обрамляющим “сушу на юг”[3] (см. Рисунок 2). В. Гарт Норман, возглавляющий археологическую организацию Книги Мормона под названием Фонд древней Америки, выступает за изменение географии Хаука.[4]
Неправдоподобность отождествления Хоком Южного и западного морей как двух смежных частей Тихого океана, которые не имеют ничего, что их разделяет, очевидна. Объяснение Хоука было бы правдоподобным только в том случае, если бы ссылки на “море Северное” и “море Южное” появились сами по себе в Книге Мормона, кроме “моря западного” и “Моря Восточного"."Тот факт, что северное и Южное моря упоминаются только в порядке, согласованном с западным и восточным морями, делает объяснение Хоука несостоятельным. Несмотря на доминирование модели Соренсона, по крайней мере в 2012 году Хоук все еще защищал свою собственную модель географии Книги Мормона.[5]
Джон Соренсон игнорирует «море на Юге» и «море на Севере»
Модель, которая быстро стала доминировать в науке о Книге Мормона, была предложена на три года раньше, чем Хаук, Джоном Л. Соренсоном в его знаковой книге 1985 года "древняя американская обстановка для Книги Мормона". Его модель, изложенная в этой книге, вообще не ссылается на южное море или Северное море и последовательно представляет карты, которые предположительно отражают внутреннее свидетельство Книги Мормона, но которые не включают эти два моря.[6]
Более поздние публикации также не в состоянии даже решить эту проблему. Четырехсотстраничная “исходная книга " Соренсона, которая включает в себя стостраничный стих за стихом комментарий к географическим описаниям в Книге Мормона, не дает никакого объяснения двух морей. Согласно Соренсону, в Геламане 3: 8 " четырехкратное обозначение морей относится конкретно к Земле на севере”, а в Геламане 11:20 “ссылка не делается на моря на севере и юге, поскольку они, по-видимому, относятся только к Земле на севере[7]. Это спорное утверждение, но в любом случае он не предложил никаких указаний на то, как северное и Южное моря могут быть включены в его Мезоамериканскую модель. То есть, даже если предположить, что четыре моря относятся в качестве границ только к суше на севере, таких четырех морей не может быть найдено в регионе, который Соренсон идентифицирует как землю на севере.
В мормонской карте Соренсон подразумевал, что моря нельзя воспринимать буквально: “единственный способ иметь моря север и юг на буквальной или описательной основе-это чтобы два основных тела суши были ориентированы под углом несколько от истинного севера-юга. Это позволит части океана лежать к югу от одного, а другой части океана - к северу от другого[8]. Вместо того, чтобы принять такую точку зрения (которая была бы аналогична той, которую принял Хоук), Соренсон продолжал утверждать, что земли Книги Мормона были ограничены только двумя буквальными морями, морем западным и морем восточным[9]. По-видимому, это самое близкое, что когда-либо было у Соренсона, к решению вопроса о значении ссылки на море Южное и море Северное. Восьмисотстраничный магнум-опус Соренсона 2013 года, мормонский кодекс продолжает ту же модель, только с морем западным и морем восточным, и не делает никаких ссылок на южное море или Северное море.[10]
Джозеф Аллен и его сын Блейк Аллен, которые отстаивают несколько иную Мезоамериканскую модель, чем Хоук или Соренсон, по крайней мере разделяют мнение относительно четырех морей. Они предполагают, что Геламан 3:8 “следует читать как более обобщенное утверждение, а не конкретное географическое утверждение”, и, в частности, “два моря в Книге Мормона под названием "Море Южное" и "море Северное" дают общие направления[11]. Oни отождествляют Восточное море с гондурасским заливом (или Карибским морем), а западное - с Тихим океаном, как это делает автор СПД Джон Лунд.[12]
Трудность с точки зрения того, что северное и Южное моря выражают только общие направления, заключается в том, что Аллены согласны с тем, что термины “море западное” и “море Восточное” предназначены для обозначения конкретных водоемов. Они не дают никакого объяснения, почему два из четырех терминов должны выражать конкретные ссылки на заливы, в то время как два других термина, которые точно параллельны по форме и семантической структуре, не должны относиться к конкретным водоемам, а выражать только общие направления без фактических референтов в качестве основы для этих направлений.
Проблема с объяснением Аллена может быть проиллюстрирована следующей аналогией. Предположим, человек дает указания своему дому, но он не может использовать названия улиц. Его инструкции гласили следующее: "От вашего дома пройдите около двух миль к западному озеру. Вы придете в яблоневый сад. Затем поверните налево и пройдите около мили в сторону северного озера. Прежде чем вы доберетесь туда, вы достигнете старого школьного дома. Поверните направо и пройдите немного назад к восточному озеру, и вы увидите мой дом с красным сараем."Трудно понять, почему кто-то может подумать, что Западное озеро и Восточное озеро-это буквальные озера, но не северное озеро.
Джон Кларк (I): Северное и Южное моря как метафора
Как было отмечено выше, Джон Соренсон намекнул в одной из своих трактовок географии Книги Мормона, что “море Южное” и “море Северное” не могут быть буквальными ссылками на фактические водоемы. Еще до того, как Соренсон сделал это предложение в своей “исходной книге”, аргумент в пользу интерпретации Helaman 3:8 как “метафорического” был изложен археологом LDS Джоном Э. Кларком в 1989 году в обзоре книги Хаука.[13]
Кларк прямо признает проблему: "любая география, которая пытается приспособить Северное и южное море, я думаю, обречена на провал. Он начинает свою защиту метафорической интерпретации Южного и Северного морей с признания: "объяснение трудных мест как метафор идет вразрез с одним из моих руководящих предположений для работы с текстом, но в данном случае я думаю, что это вполне оправдано.”[15]
Оправдание Кларка начинается с установления прецедента: "Северное и Южное моря, вероятно, не имеют более конкретного значения, чем фразы" заполняющие всю землю " и "столь же многочисленные, как пески моря"[16]. В этих сравнениях есть, по меньшей мере, две проблемы.
Во-первых, выражения, с которыми Кларк сравнивает проблематичные выражения в Геламане 3:8, не являются метафорическими. Метафора - это "фигура речи, которая кратко сравнивает две вещи, говоря, что одна есть другая”[17], как в метафоре Шекспира “море бед". Примеры Кларка - это оба примера не метафоры, а гиперболы, в которых язык, относящийся к чему-то очень реальному (земля; пески моря), используется риторически в преднамеренном или идиоматическом преувеличении для эффекта[19]. ”Он живет в Тимбукту " - это гиперболический способ сказать, что кто-то живет в отдаленном месте очень далеко. Гиперболический характер высказывания не означает, что Тимбукту не является реальным местом. Путаница метафоры Кларка с гиперболой важна, потому что Геламан 3:8, очевидно, не может быть интерпретирован как использование гиперболы. Что бы ни означали ссылки на “море Южное” и “море Северное”, их нельзя понимать как преувеличения для эффекта.
Технически, второй пример Кларка использует сравнение, сравнение с использованием слова "как” или" как " (или эквивалент на другом языке). Выражение " столько же, сколько Песков в море” - это сравнение, которое сравнивает количество людей с количеством песчинок в море или на море. Таким образом, его второй пример использует как гиперболу, так и сравнение—но не метафору. "Пески моря" - это не метафорическая ссылка на что-то другое.
Во-вторых, совершенно неправдоподобно интерпретировать Геламан 3:8 как смешение образного и буквального использования выражений, которые семантически параллельны. Если” от моря на юг к морю на север “ - это образно, то” от моря на запад к морю на восток " тоже должно быть. Такое смешение буквальных и образных элементов, когда выражения имеют один и тот же тип и, по-видимому, используются одинаково, не имеет смысла. (Здесь важны квалификации; очевидно, что образный язык часто используется наряду с буквальным языком.) Это было бы немного похоже на то, чтобы сказать: "они распространились от Шира до Мордора, от Калифорнии до Мэна” (хотя даже это утверждение не было бы “метафорической”). Возможно, творческий человек мог бы изобрести сценарий, в котором такое утверждение могло бы быть сделано, но правильная презумпция, когда она сталкивается с утверждением, выражающим очевидные географические ссылки, заключается в том, что либо все они являются вымышленными, либо все они являются фактическими. Конечно, это относится к таким прозаическим выражениям, как “море Южное”, “море Северное”, “море западное” и “море Восточное".” Интерпретировать первая пара из этих выражений, как не буквальное, но вторая пара как литерал-это просто плохое толкование.
Джон Кларк (II): четыре моря как древний мифический мотив
После спора, безуспешно, как только что отмечалось, что язык “моря Севера” и “моря юга” может быть метафорическим, Кларк предлагает объяснение источника “метафоры".“Нефийцы, - говорит он, - представляли себе свою землю как одну массу Земли, которую они разделили на четверти, считая ее” окруженной со всех сторон пустыней“, и что они представляли себе " концептуально, за каждой пустыней лежало море, юг, север, запад и Восток. Таким образом, земля была задумана как окруженная морями, или плавающая на одном большом море[20]. Кларк также предлагает, не уточняя, что " такая концепция мира не была бы неуместной на Ближнем Востоке во времена Легия; и это удивительно близко к Мезоамериканскому взгляду на их мир. С этим утверждением Кларк приходит к выводу, что “ссылка на северное и Южное моря прекрасно вписывается в Мезоамериканскую сцену как часть метафоры для мира Земли и, вероятно, использовалась в метафорическом смысле в Книге Мормона.[21]
Несмотря на то, что Кларк продолжал использовать метафору категории для объяснения ссылок на море юг и море север, в этот момент его аргумент фактически перешел к другому виду объяснения вообще. На самом деле он предполагает, что ссылки в Книге Мормона на южное и Северное моря отражают донаучную, мифическую “географию” древней мысли, согласно которой мир был островом, плавающим в одном океане или море.
Другие мормонские ученые придерживались того же подхода. Уильям Хэмблин, который поддерживает модель географии Книги Мормона Соренсона, одобряет решение Кларка проблемы северных и южных морей. Хэмблин утверждает, что ссылка на четыре моря отражает “древние макрогеографические мировоззрения земли, окруженной первобытным океаном". Таким образом, незначительные и неопределенные упоминания о Северном и Южном морях относятся скорее к макрогеографическому мировоззрению морей, окружающих всю сушу, чем к конкретным идентифицируемым водоемам.” Хэмблин цитирует источники, обнаруживающие такие космические образы в ацтекских, еврейских, вавилонских, египетских и греческих источниках, “все из которых имеют сушу "мира", окруженную водой.”[22]
Брант Гарднер, который в целом следует той же географической модели, что и Соренсон и Кларк, утверждал в своем комментарии к Книге Мормона 2007 года, что четыре моря, расположенные в четырех кардинальных точках, “не могут быть буквальными ссылками, за исключением острова. Он приходит к выводу, что ссылки на четыре моря в Геламане 3:8 следует читать не как буквальные географические местоположения, а как “литературный образ, расширяющий идею "всего лица земли". Как и Кларк, Гарднер сравнивает эти образы с мировоззрением древних Мезоамериканцев, которые " символически центрировали себя во Вселенной, которая существовала внутри четырех направлений.” Он предлагает в качестве конкретного примера более позднюю ацтекскую концепцию "их мира, полностью окруженного водой“, как” большой диск", окруженный таким образом. Таким образом, мормон с литературным размахом повторяет концепцию "всего мира".Совсем недавно Гарднер открыто поддержал мифическое географическое объяснение Кларка Северного и Южного морей. Он находит поддержку этой интерпретации в статье Фрауке Саксе из Боннского университета и Аллена Кристенсона из BYU. Сакс и Кристенсон посмотрели на выражение " по ту сторону моря” в Центральноамериканских текстах, написанных в колониальный период (т. е. в годы после испанских завоеваний). Они пришли к выводу, что эта фраза была “только метафорой для места происхождения в смысле создания, а не отправления, и поэтому не обязательно относится к фактическому местоположению, которое можно найти на любой карте.
Объяснение Кларка содержит элементы истины, но в конце концов не соответствует тому, как Книга Мормона использует географический язык. Это правда, что Книга Мормона использует выражение “(четыре) четверти(ов) земли/земли” около 13 раз, и это выражение, вероятно, следует понимать как идиоматический способ сказать “везде на земле/земле”, не подразумевая никакого буквального разделения на четыре части. Это предположение подтверждается тем фактом, что в Книге Мормона 31 раз упоминается “Земля к северу” и 15 раз - “Земля к югу”, но никогда - “Земля к востоку” или “земля к западу".
Есть ссылки в пустыню на все четыре стороны света, разбросанные по всей книге Алмы (2:36-37; 8:3; 16:6-7; 22:27-31; 25:5, 8; 31:3; 50:7, 9, 11; 43:27; 62:34). Однако эти ссылки, по-видимому, дают довольно прозаические описания буквальных направлений, движений и действий в этих диких местах или вблизи них, не выражая идеализированного описания земли, окруженной дикой природой. Первое упоминание о пустыне в Алме является хорошим примером: "и они бежали перед Нефийцами в пустыню, которая была на Западе и севере, далеко за пределами суши; и Нефийцы преследовали их с их силой, и убивали их. Да, они были встречены со всех сторон, убиты и изгнаны, пока не рассеялись на Западе и на севере, пока не достигли пустыни, которая называлась Гермунтами; и это была та часть пустыни, которая была заражена дикими и хищными зверями” (Алма 2:36-37). Очевидно, читатель должен понимать, что пустыня на Западе и севере была буквальной пустыней. Более того, в Книге Мормона дважды прямо говорится, что вся “земля к югу” была пустыней (Алма 22:31; Ефер 10:21).
Что касается четырех морей, то в Книге Мормона нет ни одного утверждения, выражающего представление о том, что Земля покоится на воде или море. Единственное утверждение, которое может предполагать, что земли потомков Легия (а не вся земля) были окружены морями, - это Геламан 3:8. Этот текст явно не относится ко всей суше, потому что в повествовании Книги Мормона проводится различие между Землей, из которой пришли Лехиты, и землей или землями, в которых они жили после своего путешествия через море. Можно даже понять четыре моря как большие, отдельные водоемы, которые не полностью окружают земли.
Как уже указывалось, формулировка текста—“от моря на юг до моря на север, от моря на запад до моря на восток”—исключает буквальное понимание морей на запад и Восток (что делают все обсуждаемые здесь взгляды), но не морей на север и юг. Точно параллельная структура и формулировка двух предложных фраз в этом прозаическом повествовательном контексте делают полу-буквальное, полу-образное толкование совершенно невозможным. Гарднер упускает этот момент, когда он утверждает, что в качестве прецедента для этой интерпретации находка о том, что выражение “другая сторона моря” в мезоамериканских текстах колониального периода было метафорой. Предполагая, что выражение является фигуративным, оно просто не поддерживает утверждение о том, что “море Южное” и “море Северное” в Геламане 3:8 являются фигуративными.
Древние взгляды на мир и четыре моря Книги Мормона
Мало того, что язык Книги Мормона не поддерживает “метафорическую” или “мифологическую” интерпретацию, эта точка зрения не находит четкой поддержки в древних описаниях мира.
Например, Вавилонская "карта мира" (каталогизированная в Британском музее как BM 92687) не показывает землю, окруженную четырьмя морями. Скорее, он изображает Землю Месопотамии, окруженную одним кольцевидным морем или океаном (маррату, “горькая река”, т. е. соленая вода, море, океан), показанным схематично с использованием двух концентрических кругов, за которыми семь или восемь (табличка разбита на дне) более отдаленных областей Земли показаны в виде треугольников.Как графическое изображение, так и формулировка, использованная на табличке, предполагают, что “маррату считался относительно узким водоемом, а не бескрайним морем”, хотя это может быть просто показателем “грубости карты». "Вавилонская карта мира-это попытка охватить всю поверхность Земли иконографически: сушу, океан, горы, болота и отдаленные неизведанные регионы».
Представление о мире как о сухопутной массе, окруженной единым океаном, было распространено в древнем мире. Греческие поэты Гомер и Гесиод, а также греческий географ Страбон говорили об океане как о едином водоеме, окружающем обитаемый мир. Анаксимандр представлял мир как "плоский круг земли, окруженный потоком океана“; точно так же Гекатей изображал мир как круг" с океаном, окружающим сушу и Средиземное море в середине.Геродот, по-видимому, был первым греческим писателем, критиковавшим это представление о мире. Ни в одном из этих древних трактовок мировой географии нет упоминания о четырех океанах или четырех морях. Также нет никаких ссылок на такую идею в еврейской Библии или Ветхом Завете, которые использовали обычные образы земли, покоящейся на подземных водах (прежде всего Ps. 24: 2), но не образ Мирового океана, окружающего Землю, не говоря уже о четырех морях.
Орсон Пратт: Традиционный Вид На Четыре Океана
Традиционная интерпретация Книги Мормона понимала четыре моря буквально. С 1879 по 1907 год официальным изданием Книги Мормона было то, в котором Орсон Пратт впервые добавил номера стихов и сноски.31 в этом издании сноски к Геламану 3: 8 определили земли к югу и северу как Южную и Северную Америку, а четыре моря как Антарктику (называемую “Атлантикой, к югу от мыса Горн”), Арктический, тихий и Атлантический океаны:
И было так, что они умножались и распространялись, и выходил из земли к югу [г, Южная Америка] в землю к северу [ч, Северной Америки, и распространились настолько, что они начали покрывать лицо всей земли, от моря южного [я, Атлантический, к югу от мыса Горн] в море к северу [Дж, Арктический, к северу от Северной Америки], от моря западного [к Тихоокеанскому] до Моря Восточного [Атлантического].
Эта интерпретация четырех морей была неотъемлемой частью давней” полусферической " интерпретации земель Книги Мормона, относящейся ко всему Западному полушарию. Сам Пратт защищал подлинность Книги Мормона на основе этой интерпретации в двух популярных и влиятельных публикациях. В своей брошюре 1840 года о вере СПД, опубликованной еще при жизни Джозефа Смита, Пратт описал народы Книги Мормона как "американских индейцев “и сказал, что в древнем мире они стали" очень многочисленным и могущественным народом, занимающим главным образом Северную Америку."Некоторые из их предков путешествовали" через Великий Тихий океан и высадились на западном побережье Южной Америки, в то время как другие “высадились в Северной Америке” и вскоре “эмигрировали в северные части Южной Америки.33 в Книге Мормона, опубликованной шестью частями в 1850-1851 годах, Пратт утверждал, что явление Иисуса Нефийцам имело место “в северной части Южной Америки” и что сотни индейских народов по всей Америке “произошли от одного общего происхождения”, в частности “израильского происхождения."34 примерно в течение первой половины истории Церкви СПД эта полусферическая модель была доминирующим взглядом на географию Книги Мормона. Джон Соренсон, который категорически отвергает эту модель, признает, что это был традиционный взгляд даже с первого десятилетия мормонизма.
Если они [Израиль] пересекут проливы, найденные там, на другой континент, они могут все еще блуждать от моря к морю; от Северного Ледовитого океана до Южного океана у мыса Горн; и от Тихого океана до Атлантики.
Конечно, практически все мормоны сегодня отказались от полусферической модели географии Книги Мормона по целому ряду веских причин. Однако мезоамериканские модели страдают от своих собственных проблем. Одним из них является ссылка в Геламане 3:8 на четыре моря. Практика показывает, что эта ссылка подходит вид полушария из Книги Мормона земли и что эта точка зрения была принята большинством мормонов в девятнадцатом веке. Тщательный анализ различных объяснений, предложенных учеными СПД за последние тридцать лет, показал, что они просто не в состоянии дать правдоподобное описание “Северного моря” и “южного моря” в Геламане 3:8. Самое простое объяснение заключается в том, что Книга Мормона была составлена как современная художественная литература, исходя из предположения, что ее земли составляли как Северную, так и Южную Америку.
Ссылки:
2. См. карты В F. Richard Hauck, расшифровка географии Книги Мормона (Солт-Лейк-Сити: Deseret, 1988), внутри передней и задней обложки.
3. Там же., 107.
4. V. Гарт Норман, "окончательная карта земель мезоамериканской книги мормонов", Фонд древней Америки; см. Также его книгу "Книга Мормона-мезоамериканская география: карта изучения истории", 3-е изд. (American Fork, UT: ARCON/Ancient America Foundation, 2008). Как ни странно, на карте Нормана залив Кампече обозначен как северное и Южное моря.
5. См. карту в F. Richard Hauck,” недавние исследования Книги Мормона в Центральной Америке : древние письменные системы", журнал Meridian, Октябрь. 11, 2012.
6. Джон Л. Соренсон, древняя американская обстановка для Книги Мормона (Солт-Лейк-Сити: Дезерет; Прово, UT: фермы, 1985), 7, 11, 20, 23 (карты 1-4). Геламан 3: 8 цитируется три раза в Древнеамериканской обстановке , 16, 266, 336, но вопрос о морском севере и морском юге никогда не упоминается.
7. Джон Л. Соренсон, география событий Книги Мормона: исходная книга (Прово: фермы, 1990), 289.
8. Джон Л. Соренсон, карта Мормона (Прово, Юта: фермы в УБЯ, 2000), 20.
9. См. карты там же., крышка, внутри передней и задней крышек, и для обсуждения, 18-19.
10. СР. Джон Л. Соренсон, кодекс Мормона: древняя американская книга (Солт-Лейк-Сити: Дезерет; Прово, UT: BYU-Maxwell Institute Press, 2013), 22, 712, и карты 1 и 3 (следующий p. 366).
11. Джозеф Л. Аллен и Блейк Дж. Аллен, исследуя Земли Книги Мормона, откр. (American Fork, UT: Covenant Communications, 2011), 634.
12. Джон Л. Лунд, Мезоамерика и Книга Мормона: это то место? (n.p.: Communications Co., 2007).
13. Джон Э. Кларк,” ключ к оценке Нефийской географии", обзор книг по Книге Мормона 1 (1989): 63-67 (20-70); повторенный в "пересмотре" ключ для оценки Нефийских географических регионов’, " обзор исследований мормонов 23, 1 (2011): 39-41 (13-43).
14. Кларк,” Ключ " 65.
15. Там же.
16. Там же.
17. Том Макартур, "метафора", в Оксфордском компаньоне к английскому языку, изд. Том Макартур (Нью-Йорк: Издательство Оксфордского Университета, 1992), 655 (653-55).
18. - Быть или не быть? Вот в чем вопрос: благороднее ли умом терпеть стропы и стрелы возмутительной удачи, или взять в руки оружие против моря бед и, противодействуя им, покончить с ними?"(Гамлет, в Гамлете, акт 3, Сцена 1).
19. Макартур, "гипербола", в Оксфорде компаньон к английскому языку, 491.
20. Кларк,” Ключ " 65.
21. Там же., 66.
22. Уильям Дж. Хэмблин, "основные методологические проблемы Антимормонского подхода к географии и археологии Книги Мормона", Journal of Book of Mormon Studies 2/1 (Spring 1993): 189 and n. 97 (161-97).