Автор - Джоэль Б. Грот
H. Michael Marquardt & Wesley P. Walters, Inventing Mormonism: Tradition & the Historical Record, Smith Research Associates (imprint of Signature Books), Salt Lake City, Utah, 1994, 245 pages, ISBN 1-56085-039-6.
Молодой Джозеф, поразительное видение, рождение мормонизма - все это началось с великого пробуждения. Джозеф Смит дал яркое описание пробуждения, которое произошло в городе его детства, Пальмире, штат Нью-Йорк:
«…там, где мы жили, было необычное волнение на тему религий. Оно началось с методистов, но вскоре стало распространенным среди всех сект в этом регионе страны ... огромное множество людей объединилось в различные религиозные партии, что вызвало немалый переполох ... Кто-то выступал за Методистскую веру, кто-то за Пресвитерианскую, а некоторые за Баптистскую»
(Драгоценная Жемчужина / история Джозефа Смита 1: 5).
Это пробуждение произвело большое впечатление на Джозефа Смита, но какой след оно оставило в истории? Можем ли мы точно определить место и дату этого события и убедиться, что оно действительно произошло? Покажут ли церковные записи за годы непосредственно до и после пробуждения внезапный скачок в членстве в церкви, рассказывая нам точно, когда это произошло? Что, если мы найдем настоящие записи, но не найдем никаких свидетельств пробуждения?
Авторы Марквардт и Уолтерс задавали себе те же самые вопросы и намеревались найти пробуждение, упомянутое Джозефом Смитом. Они обнаружили записи о членстве, протоколы церковных собраний, газетные отчеты и неожиданный сюрприз. Это должно было иметь последствия для самых основ Мормонизма.
К чему все это беспокойство о пробуждении? Да потому что Джозеф Смит связал всю свою историю первого видения с этим событием. Если пробуждение не произошло тогда, когда об этом сказал Джозеф Смит, то его сложная история появления Книги Мормона вызывает подозрение и может быть не более чем выдумкой.
"Если пробуждение не произошло тогда, когда сказал Джозеф, его сложная история появления Книги Мормона вызывает подозрение и может быть не более чем выдумкой".
Предание и первое видение
В вере Церкви Святых последних дней мало что имеет такое основополагающее значение, как история первого видения — рассказ Джозефа Смита о том, как Отец и Сын явились ему в видении. Например, бывший президент ЦСПД Говард У. Хантер назвал рассказ Джозефа о пробуждении и видении 1820 года "первым столпом нашей веры" (The Ensign, Сентябрь 1994 года, стр. 54), в то время как Эзра Тафт Бенсон назвал его "основополагающим богословием для Церкви" (Teachings of Ezra Taft Benson, стр. 101).
Согласно рассказу Джозефа, пробуждение затронуло все церкви в этом районе и привело Джозефа и его семью к большему религиозному сознанию. Это побудило Джозефа пойти в рощу помолиться. Во время молитвы он получил видение Отца и Сына, которые сказали ему, что все церкви были неправы. Таким образом, Пробуждение является историческим катализатором событий, приведших к возникновению церкви СПД.
Поиски Пробуждения
Используя историю Джозефа Смита в качестве ориентира, авторы отправились на поиски доказательств пробуждения, произошедшего в 1820 году или около того. Они тщательно исследовали ранние источники, в том числе: отчеты церковных конференций, газеты и церковные периодические издания, отчеты пресвитеров и опубликованные интервью. Но изучение этих источников за 1820-21 годы не выявило ничего, что соответствовало бы подробному описанию Джозефа. В течение 1820-21 годов в Пальмире не было никаких значительного прироста в церковном членстве, которое сопровождало бы великое пробуждение. Например, в 1820 году "первая крещеная церковь в Пальмире" приняла только 8 человек через провозглашение веры и крещение, пресвитерианская церковь добавила 14 членов, а Методистская церковь потеряла 6 членов (Inventing, стр. 17-18). Разве пробуждение, подобное тому, которое описал Джозеф, не оказало бы большего влияния? Где же было пробуждение Джозефа в 1820 году?
А потом они нашли его. Многочисленные источники свидетельствовали о большом религиозном возбуждении, с большим увеличением членства в церквах всех деноминаций, упомянутых Джозефом. Но вместо пробуждения, начавшегося в 1820 году, оно началось осенью 1824 года и продолжалось до весны 1825 года. За год, закончив в сентябре 1825 года, баптистская церковь зарегистрировала 94 принятых по провозглашению веры и Крещения, пресвитерианская церковь сообщила о 99 новых членах, а Методистская церковь показала увеличение на 208 членов (стр. 27). Эти факты соответствуют описанию Джозефа, но не его дате события. Как соотносится дата 1824 года с другими свидетельствами?
Смерть и налоги
Две детали от семьи Джозефа Смита также указывали на 1824 год как правильную дату пробуждения. Первая исходит от матери Джозефа, Люси Мак Смит. Она написала свою собственную историю, опубликованную издательством LDS Bookcraft (история Джозефа Смита от его матери). В своей первоначальной рукописи она рассказала о великой скорби, которую испытала их семья, когда старший брат Джозефа, Элвин, внезапно умер, став жертвой передовой медицины. Люси писала:
«…мы все в один голос оплакивали нашу невосполнимую потерю, и казалось, что мы не сможем оправиться от этого, потому что его не было с нами. Примерно в то же время произошло большое пробуждение в религии, и вся округа была очень взбудоражена этим, и мы вместе с остальными стекались в дом собраний, чтобы узнать, не было ли у них речей, способных облегчить наши охваченные горем чувства» (стр. 55).[1]
Пробуждение после смерти Элвина соответствует дате 1824 года, поскольку Элвин умер в ноябре 1823 года.
Второй деталью было заявление Джозефа Смита о том, что пробуждение произошло "где-то на второй год после нашего переезда в Манчестер" (PGP/JS History 1:5). Исследования существующих налоговых записей и оценок имущества показывают, что наиболее вероятной датой для переезда семьи Смит на их ферму в Манчестере является 1822 год. Пробуждение, происходящее на второй год после 1822 года, соответствует дате пробуждения 1824 года (Inventing, стр. 7-8).
Сравнение этих исторических фактов не оставляет сомнений в том, что подходящей датой для возрождения, упомянутого Джозефом Смитом, является 1824 год, а не 1820 год.
Является ли это проблемой?
Так имеет ли значение, что хронология Джозефа отклоняется на четыре года? Оказывается, что это важно. Пробуждение приводит в движение ряд событий, которые зависят друг от друга. Вот традиционная
хронология, основанная на истории Джозефа, найденной в Драгоценной Жемчужине. Пробуждение 1820 года заставило 14-летнего Джозефа молиться, что привело к первому видению. Джозеф утверждал, что через три года после первого видения (1823) в его спальне появился ангел и рассказал ему о золотых листах. В 1827 году, через четыре года после явления ангела, Джозефу наконец удалось получить листы. Затем Джозеф начал писать Книгу Мормона и впервые напечатал ее в 1830 году.
Пробуждение можно с уверенностью датировать 1824 годом. Согласно хронологии Джозефа, три года спустя (1827) ангел Мороний появляется впервые. Джозефу исполняется 21 год. Затем прошло еще четыре года (1831), прежде чем Джозеф смог получить листы и начать перевод, но к тому времени Книга Мормона уже была напечатана в течение целого года. Дата пробуждения 1824 года означает, что события, описанные Джозефом Смитом, не соответствуют имеющимся временным рамкам. Вполне возможно, что пробуждение действительно не имело ничего общего с первой историей видения Джозефа, или что события, приведшие к написанию Книги Мормона, отличаются от того, что утверждал Джозеф. В любом случае, мы остаемся с серьезными расхождениями, которые ставят под сомнение подлинность истории Джозефа.
Пересмотр корней ЦСПД
Этот вид тщательного исследования и замечательные результаты характеризуют книгу в целом. Другие предметы, представляющие интерес, включают в себя:
- обнаружение того, что некоторые из первых людей, услышавших рассказ Джозефа о золотых пластинах, помнят, что в рассказе Джозефа дух свирепого и кровавого испанца был хранителем этого погребенного сокровища. Этот дух неоднократно сбивал его с ног (стр. 92, 94).
- близкие друзья и члены семьи Джозефа (такие как его жена Эмма, Бригам Янг, Мартин Харрис и Дэвид Уитмер) рассказывают, как он нашел листы и написал Книгу Мормона, используя камень провидца, помещенный в его шляпу. Он никогда не нуждался в золотых листах и не использовал их для создания Книги Мормона.
- Первая "официальная" попытка Джозефа написать историю мормонского происхождения включала видение Иисуса Христа, удивительно похожее на другие рассказы о видениях, опубликованные молодыми людьми, которые, будучи убежденными в грехах, утверждали, что имели встречу с Иисусом Христом, в которой им было гарантированно прощение. Эти отчеты были опубликованы в местных новостных источниках и были доступны Джозефу Смиту (стр. 50-53).
- исторические свидетельства указывают на то, что Церковь Христа, как она была впервые названа, получила свое начало в доме Смитов в Манчестере, штат Нью-Йорк, а не в Файетте, Нью-Йорк, в доме Уитмеров, как обычно утверждают.
С таким вниманием к важным деталям, Inventing тщательно просеивает традиции СПД, отделяя вымысел от правды.
Разве это имеет значение?
Некоторые могут спросить, действительно ли так важно все это внимание к историческим деталям? Церковный просветитель СПД, Эдгар Лайон, задал аналогичный вопрос:
«Но почему святые последних дней должны интересоваться подлинной историей? Какая разница для туриста, говорят ему правду или выдумку? Лично мне не нравится быть жертвой того, кто, выдавая себя за авторитета, распространяет ошибки, какими бы тривиальными они ни казались».[2]
История пробуждения и Первого Видения далеко не тривиальна — они являются ключевой частью притязаний мормонской церкви быть единственной истинной церковью. Мормонский Апостол Хью Б. Браун, сосредоточил внимание на этом вопросе своим заявлением:
«Первое видение Пророка Джозефа Смита образует основу Церкви, которая была позже организована. Если первое видение было всего лишь плодом воображения Джозефа Смита, то Мормонская церковь является тем, чем ее хулители объявляют ее — злым и преднамеренным обманом» (Hugh B. Brown, The Abundant Life, PP. 310-311)
В то время как Inventing Mormonism воздерживается от богословских суждений, авторы сделали больше, чем просто хронику исторических событий. Они попытались дать обширный, подлинный рассказ о ранней жизни Джозефа Смита, о Книге Мормона и происхождении церкви СПД. Их поиски фактов привели к появлению книги, которая станет важным источником для тех, кто хочет, чтобы их история и их вера были основаны на истине.
Ссылки:
- В рукописном первоначальном манускрипте кто-то вычеркнул короткий раздел, в котором упоминается "Великое возрождение религии", и опубликованные издания опускают его совершенно без объяснения причин. Копия первоначального манускрипта находится в библиотеке Института религиозных исследований.
2. Эдгар Лайон, "Насколько достоверны мормонские исторические памятники в Вермонте и Нью-Йорке?, "Brigham Young University Studies, 9 (Весна 1969): 349.
Оригинал статьи: http://mit.irr.org/search-historical-joseph
Источник: Правда | или