Ничто не вечно под Луной, всё на свете имеет свой срок жизни и подвижной состав метрополитена, к сожалению (иногда и к счастью), не исключение.
В зависимости от завода изготовителя и даже конкретной модели срок жизни вагона варьируется. Если опираться на наши родные просторы, то можно отметить относительную живучесть и долговечность советских и теперь уже российских вагонов метро - от 31 до 50 лет!
Это цифра выглядит особенно серьезно, если сравнить подвижной состав подземки с общественным наземным транспортом. Считается, что если троллейбус или автобус отработал более 15 лет - это уже подвиг. Хотя примеров таких немало (не от хорошей жизни).
В общем, прогресс не остановишь - требования к вагонам, к уровню их технического оснащения и уровню комфорта для пассажиров меняются и старые вагоны должны закономерно уступать место новым. Сегодня я хотел бы рассказать не только о том, как заканчивается жизненный путь у подвижного состава метро, но и о редких необычных примерах его "второй жизни" после списания.
Даешь стране металл!
На самом деле, друзья, вагоны метро достаточно увесистые. Не вдаваясь в подробности модельного ряда, можно отметить средний вес одного вагончика - вместе с тележками (один из самых важных узлов с колёсными парами, двигателями и тормозами) это цифра в диапазоне 26-38 тонн.
Понятно, что подвижной состав подземки не полностью металлический - в числе материалов немало пластиков, стекла и даже дерева, но металлы всё равно превалируют.
Именно поэтому после списания вагонов ответственные подразделения метрополитена стараются в первую очередь реализовать их кузова - место много занимают.
Перед тем как подготовить кузов к порезке - а это в ряде случаев единственная возможность увезти старый вагон на базу приёма металла - с него снимается всё ценное. Другими словами, те элементы, которые могут пригодиться для ремонта других действующих вагонов - это могут быть поручни, плафоны освещения, электрическое и пневматическое оборудование и другое.
После этого вагон отправляется буквально в последний путь на открытую площадку в электродепо (это, как правило, происходит на улице), куда подъезжает бригада газорезчиков.
С помощью резаков кузов вагона буквально шинкуется как капуста до относительно небольших элементов, которые можно без использования дорогостоящих грузоподъемных кранов погрузить в пухто/кузов самосвала и увезти на специализированные пункты приёма металлолома.
Примечательно, что "под нож" попадают не только морально устаревшие и откатавшие своё вагоны, но и относительно молодая техника. Под списание и утилизацию могут пойти опытные экспериментальные вагоны или вагоны, которые попали в "неприятную ситуацию" (я не буду расшифровывать во избежание недоразумений).
В Москве, таким образом, к огромному сожалению и по страшной недальновидности в своё время пропало несколько типов редчайших вагонов. Например, кузов опытного вагона модели 81-720.1 - я недавно рассказывал про историю этого поезда.
Жизнь после с...
Да, после списания жизнь вагона может продолжаться. В редких случаях кузов может быть использован в служебных целях на работах, не связанных с перевозкой пассажиров. Это, например, создание грузовых вагонов и другой полезной техники. Подробнее о служебном подвижном составе метро мы еще поговорим в отдельных публикациях.
Метрошные кузова нередко использовались работниками депо и для хозяйственно-бытовых нужд - из вагонов делали сараи и бытовки, многие из которых до сих пор можно встретить в старых советских депо (в Петербурге, к слову, уже почти не осталось).
С одной стороны подобная практика может быть не очень приглядной с точки зрения руководства метро - постепенно по разным причинам от таких бытовок избавляются. Это сомнительный эстетический вид, вопросы пожарной безопасности и т.д.
Но есть и вторая сторона, которая связана с сохранением таким образом техники. В иной раз это может оказать добрую службу в будущем - при восстановлении, например, раритетных экземпляров. Хорошие примеры известны в Москве, Петербурге и Баку. Был сарай - стал музейный экспонат:
А сейчас я вам расскажу и вовсе про диковину - оказывается, что в начале 1990-х часть списанных вагонов доставалась частным лицам, которые за незначительные деньги приобретали кузова и использовали в личных целях. Вагоны становились хозяйственными постройками на дачных участках (дровники, времянки, бани), встречались гаражи и нежилые коммерческие помещения.
В 2014 году во время подготовки сценария видеороликов по истории подвижного состава Петербургского метро мне пришла в голову мысль найти и познакомиться с одним из владельцев такого необычного сарая.
Задача оказалась не из лёгких. Хозяин ближайшего к городу сарая в поселке Мурино нашёлся быстро, однако долго не хотел выходить на контакт и разрешать съемку своего раритета. Как оказалось уже позднее, Алексей (так зовут владельца) много лет отработал в метро и опасался, что кузов ему могут припомнить и забрать обратно - документально передача не оформлялась ("девяностые" - многие вопросы решались проще). Но история закончилась хорошо - ролик мы сняли, а сарай так и остался памятным подарком с бывшего места работы.
Вагонный общепит
Идея стилизовать под вагоны метро точки питания не является новой. Жители и гости Москвы наверняка вспомнят забавные киоски-буфеты, которые напоминали подвижной состав подземки. Однажды и мне довелось испробовать блинчик на одной из станций - непривычно было покупать и кушать еду прямо под землёй. Обычно в советских и российских метросистемах подобное было не принято.
С кафетерием же внутри настоящего вагона метро практически никто не хотел связываться в нашей стране - всё-таки габариты у него не очень располагают к комфортному размещению зоны для приготовления пищи и столиков для гостей.
В мире же есть примеры (если вы знаете еще о каких-либо - прошу мне подсказать в комментариях и я с удовольствием дополню подборку):
Тем не менее одни предприимчивые ребята из Москвы однажды всё-таки сделали кафе или даже ресторан из вагона, правда не целого, но результат был более чем достойным.
Для создания метрополитеновского антуража был использован распиленный вагон типа Еж, элементы его салона и даже фрагменты эскалатора.
Эта публикация могла бы стать хорошей рекламой для заведения, однако этого кафе, как мне сказали, уже давно нет, к сожалению. Местечко попадало в различные ресторанные обзоры, как пример необычного оформления, да и размещалось более чем выгодно в самом центре Москвы на Садовом кольце, но, видимо, что-то пошло не так.
Метрогостиницы
От ожидаемого "поесть" переходим к логичному "поспать". Почти каждый из нас, используя метро, когда-то засыпал в вагоне хотя бы ненадолго или по-крайней мере чувствовал сонливость (дефицит кислорода сказывается). Услуги полноценного отдыха и сна метрополитены России пока не предоставляют, однако в ряде небезразличных нам государств есть частные примеры.
Пожалуй, одной из самых удивительных историй является идея создания придорожной гостиницы в пригороде Тбилиси в Грузии. Хозяин земельного участка умудрился раздобыть списанный вагон типа Е и поставить его на высокий фундамент. Так появилась местная достопримечательность:
К большому сожалению, сделать гостиницу внутри вагона владельцу так и не удалось. Поговаривают, что этому воспрепятствовали местные власти, которые также попросили скрыть от посторонних глаз кузов - хозяин накрыл его крышей, закрыл с одной из сторон стеной и стал использовать как хозяйственную постройку/летнюю кухню.
Тем не менее поспать внутри вагона метро кое-где можно. Не так давно в Киеве открылся уникальный по своему исполнению хостел:
Коммерсанты смогли выкупить у Киевского метрополитена два вагона (причем, надо заметить, не самые старые), надстроили над ними крышу и приспособили под размещение внутри них до 32 гостей. В каждом вагоне было сделано по четыре комнаты с двумя двуярусными кроватями и собственным санузлом.
Отзывы на букинге весьма неплохие. Говорят, что внутри есть даже бильярд. Хотели бы в таком остановиться?
Экзотический тренажер
Всё, о чем мы с вами поговорили, так или иначе было вполне ожидаемым - кафе и гостиницы. Чего только под эти нужды не приспосабливали, правда? И вот сейчас мне хотелось бы показать более удивительные и, возможно, не очень известные примеры использования списанных вагонов метро.
А как вам такой мини-состав? В принципе одной фотографии уже достаточно, чтобы стало понятно для кого вагон предназначен. Это Центр кинологической службы УВД на Московском метрополитене, для нужд которого были перевезены из московской подземки два вагона типа Е, которые когда-то перевозили пассажиров по Арбатско-Покровской линии. Центр расположен в Москве недалеко от станции метро "Бутырская".
Для обеспечения безопасности подземки уже не одно десятилетие несут службу специально подготовленные собаки, численность которых составляет около полутысячи. Эффективность работы четвероногих полицейских при поиске и обнаружении запрещенных вещей во многом связана с их качественным обучением.
Для того, чтобы животное могло быстрее привыкнуть к рабочей обстановке и быть готовым безошибочно действовать, в центре подготовки были воссозданы условия, имитирующие ряд объектов метрополитена, включая платформы, вагоны и даже фрагмент эскалатора.
Специально для экономии площадей два вагона, используемых в Центре, были обрезаны пополам. Тренировочные вагоны метро, к слову, используют не только кинологи - подобные стенды можно встретить и в других местах подготовки специалистов узкого и широкого профиля.
Метроквест
Квесты в реальном времени уже достаточно давно пользуются спросом среди самой широкой публики. По аналогии с одноименным жанром компьютерных игр, откуда, собственно, квесты в нашу жизни и пришли, задача игроков заключается в решении головоломок с целью выбраться из закрытых помещений за определенное время.
Безграничная фантазия создателей таких игр в реальных или приближенных к таковым условиях конечно же не могла обойти и тему метро.
Скажу сразу, придираться к мелочам при устройстве таких игровых комнат дело неблагодарное. Полноценное метро, даже его фрагмент, конечно же, никто строить не будет, поэтому в большинстве случаев имеются серьезные упрощения, что, впрочем, не мешает "войти в образ" и погрузиться в атмосферу.
Ввиду того, что оригинальные элементы вагонов метро достать не всегда представляется возможным, создатели квеструмов нередко обходятся собственными силами и фантазией, используя подручные материалы. В результате чего получаются весьма забавные и трогательные вариации "на тему".
Зная мою небезразличность к теме подземки, друзья и коллеги пару раз приглашали меня принять участие в подобных развлечениях. В один из таких весёлых походов мы попали в квест, создатели которого приложили большие усилия для воссоздания правдоподобной атмосферы - они приобрели часть настоящего вагона петербургского метро, который стал основной из самых эффектных декораций места:
Прежде, чем стать частью квеструма, вагон несколько лет ржавел под открытым небом у одного из бизнес-центров Петербурга.
Да, приобрести вагон метро, как оказалось, может любой желающий. Цена вопроса, если вам интересно, порядка 300 тысяч рублей. Разумеется, эта стоимость не включает затраты на аренду автокрана и перевозку.
Таким образом в своё время и поступили два петербуржца, которые выкупили по цене металлолома кузов вагона типа Е №3192. Сейчас уже трудно сказать об изначальной задумке - поговаривали, что владельцы рассматривали возможность устройства кафе, но проект не задался.
Тем не менее кузов пригодился, как вы уже поняли. Часть вагона с кабиной ушла квестовикам, а из оставшейся кормы был сделан достаточно креативный арт-объект, который вы можете увидеть сами, если приедете на набережную Обводного канала, дом 199-201. Классно же получилось!
Утилизация по-американски или уступите место рыбке
Напоследок я приготовил совсем экстравагантную историю, как пример куда еще можно пристроить списанные вагоны метро. Все эти кафе, хостелы и квесты, конечно, хорошо, но это всё для людей. Но есть, как оказалось, и другие живые существа, которые не против получить в пользование б/у подвижного состав из подземки...
Мы с вами перемещаемся в #США. Удивительное дело выяснилось - в одно время при списании вагонов Нью-Йоркского метро их огромными партиями (буквально тысячами) выбрасывали в Атлантический океан!
После этого как-то в иной раз задумаешься, а всё ли в порядке с тем человеком, который это придумал?
Оказалось, что таким образом американцы решали одновременно проблему массовой утилизации вагонов метро 1960-х годов и создания искусственных рифов для рыб и других морских организмов.
То есть всё ради охраны окружающей среды. С этим утверждением согласны не все (учитывая перечень материалов, использованных в постройке кузовов - асбест, например). Тем не менее в качестве факта сторонниками затопления приводится аргумент, что морские микроорганизмы достаточно хорошо прикрепляются к твердым поверхностям, таким как металлические каркасы вагонов, и затем служат пищей для других морских существ, создавая в целом более здоровую среду обитания.
Справедливо отметить, что подобная практика создания новых мест обитания живых существ океанов и морей давно известна и широко практикуется. Чего только не топили в разных уголках земного шара для создания новых объектов подводной недвижимости - от танков до гигантских авианосцев.
Что касается вагонов метро, то новая жилплощадь очевидно пришлась по нраву рыбам в Атлантике. Всего за время реализации программы было затоплено более 2500 вагонов подземки Нью-Йорка. Техника была раскидана в разных местах Атлантики у берегов Нью-Джерси, Делавэра, Мэриленда, Вирджинии, Южной Каролины и Джорджии.
Ихтиологи и океанологи отмечают, что определённый успех у мероприятия всё-таки был - в некогда малозаселенных районах океана стали фиксировать увеличение представителей морских обитателей, включая морского окуня, тунца, скумбрию, камбалу, голубых мидий, губок, ракушек и кораллов.
А представьте какая радость у дайверов местных появилась?
Так что, перефразируя известный юмористический номере, вагоны метро, как вы смогли убедиться, - это не только ценный мех транспорт, но и бескрайнее поле для использования в самых разных отраслях хозяйства. Быть может кому-то захочется приобрести такой вагон и себе.
На этой весёлой ноте мы с вами и закончим. Надеюсь вам было интересно!
Спасибо за внимание, друзья! Поддержка автора подпиской будет лучшей наградой. Хорошего вам настроения и берегите себя.
#метро #океан #железная дорога #история #техника #санкт-петербург #заброшенныеместа #дайвинг