Нина Чусова – актриса, режиссер, театральный деятель, обладательница премий «Чайка», «Московские дебюты» и «Гвоздь сезона». 10 ноября состоялась премьера спектакля «Мария Каллас». В интервью она рассказала об идее создания спектакля, его концепции, поделилась своим виденьем этой истории и как спектакль повлиял на нее.
Как вам пришла идея создания спектакля о такой великой певице?
Я не буду лукавить, если скажу, что Мария Каллас - самая известная оперная певица. С момента ее появления и на сегодняшний день нет человека даже далекого от оперы, который не знает ее имя и, конечно же, всегда была мысль как-нибудь соприкоснуться с этой историей. Здесь наши мысли совпали с продюсером и дальше мы начали думать, как его воплотить, а мне всегда было очень интересно, что же не то с Марией Каллас. Весь ее талант, который то ли разрушал ее, то ли наоборот поднимал на какую-то высоту, к которой никто не мог даже подобраться. Наш спектакль-коллаж именно такой, где разными средствами мы пытаемся донести, показать и исследовать характер этой великой женщины.
Как вы видите историю жизни Марии Каллас?
Елена Стихина играет не Марию Каллас, а некую молодую певицу Софию, которая исполняя репертуар Марии Каллас, знакомится и исследует ее, как она воспринимала жизнь, искусство, творчество. Это взгляд со стороны. Это очень важный момент мы не идентифицируем ее с Каллас, а она внутри исследования, истории жизни Марии Каллас. И мне всегда была интересна история с Онассисом. Кто прав, кто виноват, потому что все же привыкли, что он поступил с ней очень плохо, но я представляю его, на которого обрушилось эта вселенная со всем талантом, поклонниками, театром, переживаниями, что он просто не был готов. Он был шокирован и бежал от нее, но убежать от нее невозможно. На него какое-то другое измерение обрушилось. Он привык общаться с артистками, но это не была простая артистка. Она не могла стать просто любовницей. Ты должен был оставить ради нее все. Ей действительно не нужен простой мужчина, а некий мифический герой, который смог бы совладать с ней, а другие просто сгорали в ее огне.
Какие источниками вы пользовались?
Все, что есть: документальные фильмы, интервью, письма. Письма даже используются в спектакле. Много источников было исследовано и прочитано. Много материалов не вошло. Здесь можно бесконечно читать.
Почему вы выбрали именно концепцию спектакль-коллаж?
Это сейчас вообще очень сложно, но мне нравится многослойность, т.е. многомерность не с одной точки зрения. Актер говорит одно, видео показывает другое, а музыка - третье. И когда внутри человека сидящего раз и сложились все эти ингредиенты, то ты видишь какая она сложная. Мне не хотелось идти прямой линией, рассказать просто про ее жизнь, а показать как то или иное событие влияло на нее, иногда быть непоследовательной в этом. Ее жизнь тоже была очень коллажированной, она не была линейной.
Зрителям не сложно будет этот коллаж воспринимать?
Нет. Мне кажется, что современное восприятие жизни такое, что в уши влетает одно, глазами мы видим другое, нюхаем третье, то есть мы к этому привыкли, и наоборот не надо будет задумываться, все будет происходить само собой. Эти нейроны все свяжут. Я уверена в этом.
Как вы выбирали актеров? В зависимости от состава актеров будет ли меняться восприятие спектакля?
Александр Домогаров очень драматический и у него есть такой внутренний слом. Он чем-то на Онассиса внутренне похож с этим раздрайвом, времяпревосходством. Там много всего намешано - возраст и так далее.
С Сергеем Сафроновым чуть-чуть другой акцент. Может быть и такое восприятие, а что если молодой человек, не знающий жизни, встретится с этими событиями. Взгляд на это с точки зрения молодого чуть-чуть дерзкого человека и там будет совершенно другая энергия. В тандеме с Александром Домогаровым Лена в форме такой ученицы, а здесь они на равных. Она такая прима, а он наоборот.
Лена меня покорила, когда я ее услышала в Мариинском театре. Она уникальная молодая певица. Для нее еще мир не был черным, вот так мне кажется. От нее такая энергия здоровая идет, и было интересно посмотреть, как такой человек соприкасается вдруг с темной, достаточно сложной, проблемной Каллас. Именно такая мне была нужна. Мы не говорим, что она должна быть как Каллас. У нее абсолютно свой взгляд на это и она в жизни совершенно другой человек и это очень большой плюс.
С какими сложностями вы столкнулись, когда готовили спектакль?
Все сложно и все интересно. Самая главная сложность, чтобы всех собрать. Все из разных мест: кто-то из филармонии, кто-то драматический артист, кто-то из Мариинки. Я уже сколько-то месяцев живу между Петербургом и Москвой и даже не понимаю, где я и что я и это нормальный процесс.
Как на вас повлиял этот спектакль?
Это все очень интересно, познавательно и ты как будто туда окунаешься в какой-то другой мир, который захватывает. У меня всегда, когда начинаешь делать про таких персонажей и честно, то начинает с тобой происходить тоже самое, поэтому мы и попадаем с этим спектаклем и в локдаун, и актер Саша Домогаров у нас заболел. Ты все время в этой пучине, преодолеваешь что-то на грани и вдруг вспоминаешь, что надо волю тренировать, не отчаиваться. Это то, что в повседневной жизни ты не используешь. Я думаю, что это Мария Каллас начинает толкать тебя на подвиги. Я уже чувствую себя не простым человеком. Думаешь, ведь все же так гладко было, но нет вдруг случается все, что могло случиться. Я себя ощущаю просто Марией Каллас.
Над какими проектами вы сейчас работаете или вы полностью погружены у вас есть еще что-то в планах выпустить?
В планах есть, но сейчас уже боюсь, что-либо говорить, потому что это опять-таки с Сашей Домогаровым связано. Это новый спектакль. Я уже боюсь с этой энергией Каллас связываться, думала, что буду молчать, и даже интервью не хотела давать, потому что вообще, что не скажешь, все начинает быть наоборот...
Интервьюер: Агния Щерба
Фото: ria.ru