Найти тему

Загадки битвы за Ленинград: почему немцы не взяли Колпино?

Оглавление

Сам удивляюсь, но про боевые действия на юго-восточных подступах к Ленинграду осенью 1941 года я практически ничего не знал. Может потому, что сам живу на месте других боёв, имевших более решающее значение.

Потому мои знания ограничивались лишь тем, что Колпино немцы планировал взять в рамках операции по окружению города, но не смогли. Без подробностей. Я, конечно, понимал, что всё было несколько иначе, чем в кино, где отважный Ижорский батальон, практически в одиночку, месяцами противостоит целой армии фашистов, а те бросают на наши окопы толпы автоматчиков при поддержке десятков, а то и сотен танков, а с неба пикируют один за другим «Юнкерсы». Полагаю, что у многих картинка и до сих пор примерно такая в голове.

Словом, решил-таки разобраться. Благо документов хватает и наших, и немецких (хотелось бы, конечно побольше), да и самый, пожалуй, уважаемый в этой теме автор Вячеслав Мосунов разложил всю операцию по полочкам.

Итак, что мы имеем. У немцев есть план окружить Ленинград и ждать, пока город падёт сам от голода и холода. Для этого по плану сентябрьского наступления их войска должны выйти на линию Колпино-Ижора-Скворицы-Ропша-Петергоф.

Наступать на город с юго-востока должен был 28-й армейский корпус, переданный из 16-й армии в подчинение 4-й танковой группе. То есть, если, в лучших традициях прошлого, упустить подробности, то можно говорить, что наступала 4-я танковая группа. И это ведь будет почти правдой.

В составе корпуса три пехотных дивизии: 96-я, 121-я и 122-я, две батареи штурмовых орудий (665-я и 667-я), 850-й артиллерийский дивизион (150-мм гаубицы) и 2-й дивизион 72-го артполка (105-мм пушки), 280-й армейский зенитный дивизион (88-мм зенитные орудия которого пригодились против советских КВ).

Дивизии в предыдущих боях понесли немалые потери, 96-я вообще к началу операции имела лишь пять батальонов. В двух батареях было не более десятка исправных штурмовых орудий.

По плану дивизии должны были наступать в следующих направлениях:

  • 121-й предписывалось форсировать реку Ижора, прорвать оборону севернее Аннолово и захватить Слуцк (так тогда именовали город Павловск);
  • 122-я должна была разгромить советские войска южнее Красного Бора и до Невы, взять Колпино;
  • 96-я, как самая слабая, получила скромную задачу, прорвать наши позиции на западном берегу Ижоры и захватить Мондолово.

Если нанести на карту, то выглядит всё примерно так:

-2

Немцам противостояли войска только что сформированной (6-го сентября создана из войск Слуцко-Колпинской оперативной группы) 55-й армии. В её составе 4-я стрелковая дивизия народного ополчения, 168-я, 70-я, 90-я стрелковые дивизии. Оборона армии опиралась на Слуцко-Колпинский УР (с 1-го сентября выделенный из состава Красногвардейского укрепрайона, до этого Слуцко-Колпинский сектор). Протяжённость УРа 38 км, всего 14 артиллерийских и 11 пулеметных ДОТов, 6 артиллерийских и 14 пулеметных бронированных огневых точек. 126 артиллерийских и 63 пулеметных ДЗОТа. От стыка с Красногвардейским УРом и до Невы занимали позиции 247-й, 294-й, 261-й, 24-й, 290-й, 289-й и 283-й отдельные пулемётно-артиллерийские батальоны. Плюс 292-й батальон располагался в глубине обороны. Широко известный Ижорский батальон рабочих занимал позиции от Ижоры (в районе 1-й немецкой колонии) и до Октябрьской железной дороги. На ближних подступах к Колпино должны были занимать позиции истребительные батальоны. На усиление УРа было выделено три дивизиона (не менее 36 76-мм и 85-мм зенитных орудий) 192-го и 351-го зенитно-артиллерийских полков.

Было построено 28 км рвов и 42 км эскарпов. От берега Невы до Московского шоссе проходили два противотанковых рва глубиной 3 м и шириной 8 м. Первый проходил от Ижоры (в районе 3-й колонии) до берега Невы между поселками Корчмино и Саперный. Второй ров начинался южнее поселка Ям-Ижора и выходил к Неве восточнее завода «Ленспиртстрой».

Бронесилы 55-й армии были представлены 84-м и 86-м танковыми батальонами, а также 1-й батальоном 12-го запасного танкового полка. На 12-е сентября всего было 29 КВ, 8 Т-28, 4 Т-50, 8 Т-26, 8 БТ-2, 2 БТ-7, 14 БА-10. Позже в армию ещё поступали танки, новые Т-50, а из ремонта КВ, Т-50 и Т-26. В сводках позже фигурирует ещё и 1 БТ-5. В документах также встречается упоминание про два бронепоезда.

Артиллерия армии была слабовата и включала лишь 24-й корпусной артполк (122-мм пушки и 152-мм гаубицы-пушки), 16-й (50-мм и 82-мм миномёты, придан пульбатам УРа) и 47-й (120-мм миномёты, придан 168-й дивизии) миномётные батальоны, два дивизиона 94-го и 690-й полки ПТО (на вооружении 85-мм зенитные пушки). В дивизиях артиллерия была слабой и малочисленной, кроме 168-й дивизии, в которой сохранился 412-й гаубичный артполк.

Зато была поддержка артиллерии Балтийского флота.

Отряд кораблей Балтийского флота, вошедших в Неву, включал эсминцы «Смелый» и Строгий», канонерские лодки «Красное Знамя», «Зея», «Ока» и «Сестрорецк», сторожевые корабли «Разведчик», «Ост», «Вирсайтис», четыре тральщика, четыре бронекатера, восемь сторожевых катеров. Они оказывали немалую поддержку сухопутным войскам в целом, а Колпинское направление для них было ближе всего.

В интересах 55-й армии действовали четыре 130-мм двухорудийных железнодорожных батареи и одна двухорудийная 152-мм батарея. Вели огонь по немцам в интересах 55-й армии и мощнейшие орудия Ржевского полигона — 406-мм и 356-мм, да ещё и 5 180-м пушек.

Я нанёс на реальную карту 1941 года положение войск 55-й армии к началу немецкого наступления. Нет 90-й стрелковой дивизии, которая находилась южнее на это фрагмент карты просто не влезла. Но к теме данной статьи она и не имеет отношения.
Я нанёс на реальную карту 1941 года положение войск 55-й армии к началу немецкого наступления. Нет 90-й стрелковой дивизии, которая находилась южнее на это фрагмент карты просто не влезла. Но к теме данной статьи она и не имеет отношения.

12-е сентября

Немецкий 28-й корпус из-за неготовности смог начать наступление позже остальных войск, только 12-го сентября. При поддержке пикирующих бомбардировщиков 8-го авиакорпуса части 96-й и 121-й дивизии форсировали Ижору.

Частям 121-й дивизии удалось ворваться в село Фёдоровское и даже достичь окраин Павловского парка. Однако 402-й стрелковый полк 168-й дивизии держался и постоянно контратаковал. Части 96-й дивизии смогли также достичь Фёдоровского, но там попали под удар 260-го стрелкового полка 168-й дивизии, поддержанного танками Т-50 86-го батальона и огнём 412-го гаубичного артполка. Во второй половине дня в районе Ям-Ижоры реку форсировали и подразделения 122-й пехотной дивизии.

В целом, немцам удалось в тот день закрепиться на западном берегу, но продвижение их было остановлено, поставленные задачи выполнены не были. Советские войска занимали выгодные позиции на высотах в районе Фёдоровское. К сожалению, большой урон нашим войскам наносила немецкая авиация, тогда как 55-я армия запрашиваемую поддержку с воздуха так и не получила.

13-е сентября

День начался с атак советских войск, пытавшихся восстановить утраченное. Немцы смогли отбить наши атаки, и сами перейти в наступление. Весь день прошёл в атаках и контратаках. С нашей стороны задействованы танки КВ, немцы же лишь к вечеру смогли переправить 5 штурмовых орудий 667-й отдельной батареи. Потери немцев за два дня составили свыше 1500 человек, выбыло из строя два командира полка, в батальонах 96-й дивизии оставалось по 150-200 человек.

122-я пехотная дивизия так и не смогла наладить переправу в районе Ям-Ижоры.

14-е сентября

122-я пехотная дивизия смогла захватить и расширить плацдарм на западном берегу, овладеть господствующими высотами. Это создало угрозу для удара на Колпино и, в другую сторону, во фланг частям 168-й стрелковой дивизии.

96-я пехотная дивизия захватила Мондолово и часть Фёдоровского посада.

121-я пехотная дивизия продолжала бои за Фёдоровское, но без особых успехов.

Общие потери 28-го армейского корпуса за четыре дня наступления составили 2320 человек. Наши потери также были велики, но в ночь на 14-е 55-я армия получила около тысячи человек маршевого пополнения.

15-е сентября

Все три немецкие дивизии получили приказ продолжать наступление, чтобы вместе с частями 50-го армейского и 41-го моторизованного корпусов окружить советские войска в районе Слуцка и Пушкина:

  • 122-я пехотная дивизия наступает на Путролово, Новые Веси;
  • 96-я пехотная дивизия наступает на северную часть Слуцка, на Павловский парк, далее в направлении на Новые Веси;
  • 121-я пехотная дивизия наступает на деревню Глинка и Павловский парк.

День, однако, начался с атаки советских войск, при поддержке танков КВ, которых по немецким донесениям не удалось подбить ни 105-мм полевыми, ни 88-мм зенитными орудиями. Немцы всё больше убеждались, что советские войска не собираются ни сдаваться, ни отступать.

Частям 121-й и 96-й дивизий удалось выйти на окраины Павловского парка, но там они были снова остановлены. В том числе и потому, что уперлись в позиции 24-го пулемётно-артиллерийского батальона, который усилили дивизионом 94-го полка ПТО и двумя зенитками 14-й батареи 351-го зенитно-артиллерийского полка.

Войска 122-й пехотной дивизии с большим трудом продолжали расширять плацдарм.

16-е сентября

Утром 122-я пехотная дивизия начала наступление в северном направлении, захватила часть 3-й немецкой колонии, откуда была позже выбита контратакой Ижорского батальона.

На другом берегу части 122-я дивизии тоже пытались наступать на Колпино, но встретили упорное сопротивление 289-го пулемётно-артиллерийского батальона (усиленного зенитными пушками и миномётами) и продвинуться не смогли.

121-я дивизия ворвалась в Павловский парк, советские войска отвечали контратаками, при поддержке танков.

96-я пехотная дивизия продолжала оставаться на прежних позициях.

17-е сентября

В этот день 28-й корпус перешёл в подчинение штаба 18-й армии, 4-я танковая группа отбывала на московское направление.

122-я пехотная дивизия завязала бой на реке Тосно с частями 4-й дивизии народного ополчения. Также началось наступление вдоль железной дороги. В ходе боёв немцам удалось дойти до противотанкового рва, но из-за понесённых потерь было принято решение наступление на Колпино прекратить.

96-я пехотная дивизия захватила деревни Путролово и Новые Веси, но из-за больших потерь наступление остановлено.

121-я пехотная дивизия продолжила попытки взять Слуцк с севера. Но сопротивление советских войск не дало немцам продвинуться, зато потери немцев всё увеличивались, в полках оставалось 300-350 «штыков».

Ночью с 17-го на 18-е немцы взяли Пушкин. Значительная часть войск 55-й армии оказалась под угрозой окружения.

18-е сентября

Частям 121-й дивизии без боя удалось взять оставленный Слуцк.

При этом наши войска, отойдя на новые позиции сразу преступили к атакам, чтобы вернуть утраченное. Но сил оставалось мало, потери были слишком велики.

Немецкий 28-й корпус потерял с начала наступления 3090 человек.

Для продолжения наступления на Колпино у 28-го корпуса сил не оставалось, тем более, что 96-ю дивизию у него забрали. Было принято решение захват Колпина отложить. Но не насовсем, планировалось вернуться к этому вопросу после захвата Пулковских высот.

Командование группы армий «Север» передало значительную часть сил из-под Ленинграда в группу армий «Центр», включая все танковые дивизии. Возможности стали очень ограничены и решать сразу несколько задач уже не получалось.

Карта боев за Колпино и Слуцк из книги В.Мосунова «Битва за Ленинград. Неизвестная оборона»
Карта боев за Колпино и Слуцк из книги В.Мосунова «Битва за Ленинград. Неизвестная оборона»

Отложенное наступление на Колпино не состоялось. Пулковские высоты немцы так и не смогли взять. А вскоре началось советское наступление, и у командования 18-й армии и самой группы армий «Север» появилось много других забот.

Видимо, шансов у немцев взять Колпино не было. Это, конечно, мы видим только с позиции сегодняшнего дня. 28-й корпус должен был наступать и на Слуцк, и на Колпино. Сил же у него не имелось даже для решения одной из этих задач. Если бы не поддержка авиации, то и вообще бы остались на берегу Ижоры. Окажись на этом направлении танковая дивизия, то всё бы пошло по-другому. Захватили плацдарм, сходу прорвались бы вглубь обороны, наши войска и в районе Пушкин-Слуцк, и у Колпино, могли бы оказаться в окружении. Хотя, Слуцко-Колпинский УР, наверное, бы не дал немцам сходу прорваться, они бы в любом случае застряли в нём.

В целом, как мне кажется, именно УР сыграл решающую роль, о чём как-то совсем забывают. Немалую роль сыграла и артиллерия флота. Да и танки использовались грамотно, постоянно нанося немцам очень чувствительные контрудары. Так что «лёгкой прогулки до Петербурга», как они ожидали, у солдат Вермахта не получилась. Зато полегло их немало.

В конце, как обычно, подборка интересных документов:

Настоятельно рекомендую вам также мою статью:

Когда и как будущий командующий ВДВ руководил морским десантом на лыжах?

Все статьи, связанные с боевыми действиями под Ленинградом, идут с тегом #битвазаленинград.

Хочу напомнить тем, кто ещё не приобрёл, что у меня недавно вышла книга «Мифы и факты Великой Отечественной войны». Существует она только в электронном виде, посмотреть и приобрести можно тут.

Также, тем кто не читал, рекомендую мой роман в жанре альтернативной истории, «Освобождение-2».