Стоя на корме корабля во время ожесточенного боя, адмирал Горацио Нельсон, национальный герой Великобритании, был смертельно ранен. Его перенесли в каюту, и через некоторое время доложили, что сражение наверняка закончится в пользу флага его страны. Услышав это заверение, он испустил дух с такими словами: “Хвала Богу! Я исполнил свой долг”.
Идея “долга” в нашем современном эгоистичном обществе приобрела дурную репутацию. Слишком немногие готовы считать “долг” важной ценностью. Ведь куда легче найти какое-то оправдание, чтобы не исполнять свой долг, а вместо этого заняться преследованием той или иной эгоистичной цели. Однако эгоистичная цель никогда не даст нам того истинного удовлетворения, которое испытал исполнивший свой долг адмирал.
Сегодня мы познакомимся с человеком исключительного долга — с Наумом елкосянином. Это любопытный человек. Кроме скупых фактов в Наум. 1:1, о нем больше нет никаких исторических данных, поэтому мы ничего не знаем о его родном городе и семье. Перед нами один из “замечательных незнакомцев” Святого Писания.
Науму было поручено исполнить великую работу для Бога. Он должен был возвестить Божий суд над нечестивой столицей Ассирии, Ниневией. Покаяние в результате проповедей Ионы было забыто, и город опять погряз в грехах. На этот раз избавления не будет: для раны Ниневии “нет врачевания” (Наум 3:19).
Жестокость ассирийской столицы делала долг Наума еще труднее. Исторические хроники свидетельствуют о бесчеловечном обращении Ассирии с завоеванными народами. Эти злодеи совершали невероятные зверства. Долгом Наума было объявить этой нечестивой империи, что приходит ее конец! Наум не побоялся. Он принялся за работу. Его преданность долгу вдохновляет нас. Этот верный слуга Божий заслуживает того, чтобы сегодняшние христиане глубокого его изучали и были подражателями ему!
ОПИСАНИЕ ЕГО ДОЛГА
Во-первых, Наум ясно говорит о Боге Яхве (Наум 1:2-6). Однажды Ниневия уже покаялась, когда услышала о Всемогущем Боге (Иона 3:4-10). Но теперь Ниневия игнорировала всевластие Яхве; восприимчивость, которая привела ее к предыдущему покаянию, притупилась. Слова Наума открывали этому языческому городу его ошибку. Его невозможно было понять неправильно: Ниневия пренебрегла ревнивым, мстительным и гневным Богом (Наум 1:2). Народ вызвал гнев Всемогущего, который “долготерпелив и велик могуществом, и не оставляет без наказания” (Наум 1:2, 3). Бог разгневался на высокомерный город за творимое в нем зло. Ниневию ждал суд, против которого никто не мог устоять (Наум 1:6). Как бы вы подошли к исполнению долга Наума? Наверное, захотели бы сначала сделать что-нибудь другое, а уж потом взяться за его исполнение, “как позволит время”. Наум не смягчает ситуацию. Бог негодует, и Наум знает, что его долг — сказать это Ниневии. Наум говорит настолько ясно, что просто нельзя понять его превратно.
Во-вторых, Наум подчеркивает полное бессилие бренности (Наум 1:12-14; 2:7, 10; 3:7). Ниневия гордилась своей физической силой. Она обладала многочисленной армией. Огромные фортификационные сооружения делали невозможной любую неожиданную атаку врага. Ее политическая сила была неоспоримой. Но Наум говорит, что всего этого недостаточно. Почему? Сила смертных недолговечна. Сегодня видно, насколько безрассудной была Ниневия. Люди упорствуют в высокомерии, потому что полагаются на достаточность своей силы. Им нужно прочесть слова Наума, которые ему внушил Бог: “Хотя они в безопасности и многочисленны, но они будут посечены и исчезнут” (Наум 1:12). Ту же мысль высказывал и Иеремия: “Проклят тот человек, который надеется на человека и плоть делает своей опорой и которого сердце удаляется от Господа” (Иер. 17:5).
Те, кто не понимает бессилия всего бренного, никогда не приготовятся к вечности. Так было с богатым безумцем в Лк. 12:16-21, который копил сокровища на земле и ничего не накопил на небе.
Наум понимал, насколько на самом деле непрочна сила рода человеческого, и видел свой долг в том, чтобы Ниневия осознала это (Ис. 40:6-8).
В-третьих, Наум провозглашает Божий суд над грехом (Наум 1:12, 15; 2:13; 3:19). Слова Наума однозначны: “Вот, Я — на тебя! говорит Господь Саваоф” (Наум 2:13). Пророчество Наума — одно из самых неприятных в Библии, потому что резко говорит о суровом Божьем суде. Почему Наум так резок? Возможно, он понимал, что таким бесчувственным к греху, как Ниневия, открыть глаза на трагедию греха можно, только шокировав их резкостью описания Божьего суда. Наум понимал, что его долг был показать людям трагедию греха. Он не хотел дезинформировать Ниневию.
Сегодня мы редко слышим конкретные слова о Божьем суровом суде над восстающими против Него. Многие до того смягчают аспекты Божьего суда, что это событие начинает видеться как возможное, но не обязательное. Но этот суд непременно будет! Христиане должны считать своим долгом предупреждать других о гневном Божьем суде над теми, кто совершает грех (2 Кор. 5:10, 11; Деян. 20:20, 21, 31; Евр. 10:31; Рим. 2:8).
ПРИЧИНЫ ЕГО ДОЛГА
Не вызывает никакого сомнения, что Наум надлежащим образом исполнил свой долг перед Богом. Что заставило его так поступить? Что им двигало? Общий обзор его пророчества позволяет выявить три фактора, вдохновившие его исполнить свой долг перед Богом.
Одной причиной исполнения им своего долга перед Богом была его уверенность в Боге. Наум видел в Боге все то, что Он о Себе утверждал. В главе 1 Наум все время повторяет фразу “Господь [есть]...” Это указывает на непреложность и абсолютность Бога (Наум 1:2, 3, 7). Наум был верен, потому что признавал Его всемогущество. Господь велел Науму пойти. Зная, кто такой Бог, Наум не мог отказаться. Он был уверен в Божьем Слове и глубоко почитал Его силу. Наум знал, что неразумно не исполнить свой долг перед Всемогущим Богом. Такая уверенность должна отличать и христиан сегодня. В Гал. 6:7-10 Павел призывает к долгу верности, потому что сам уверен в Боге. Бог не забудет отплатить соответствующей жатвой. Зная, что Бог верен, мы не устанем творить добро.
Второй причиной исполнения им своего долга было его мужество. Когда Наум объявлял приговор Ниневии, она была на самом пике силы и славы. Она была непобедимой! Требовалось немалое мужество этому “неизвестному” пророку, чтобы пророчествовать о полном опустошении (Наум 2:2). К такой вести наверняка отнесутся насмешливо и враждебно.
Бог всегда призывает Своих слуг иметь такое мужество, какое продемонстрировал Наум (Прит. 28:1; Иез. 2:6; 3:9; Фил. 1:27, 28). Смелость Наума должна быть заразительной!
Третьей причиной исполнения Наумом своего долга была посвященность, выраженная практически. Это был плод мужества Наума. Без этого великого мужества Наум мог бы не устоять перед соблазном пойти на компромисс в своем служении. Он мог бы сделать то, что так свойственно многим другим, — придумать какую-нибудь личную отговорку и выдвинуть ее в качестве “причины”. Его целеустремленность в жизни не давала ему отойти от Божьей воли.
Мы, будучи Божьими святыми, “отделены” для исполнения святого долга. Бог повелевает нам исполнять свой долг и никогда не “уклоняться” от него (Иис. Н. 1:7).
ТРЕБОВАНИЯ ЕГО ДОЛГА
Этот малый пророк, все время скромно оставаясь в одном ряду со многими “замечательными незнакомцами” из Ветхого Завета, тем не менее выдвигает перед нами три важные требования. Они так же ясно обращены к сегодняшним христианам, как и тогда, когда много веков назад Наум ставил их перед Ниневией.
Требование 1: мы должны быть уверены в Божьем Слове. Рассказывают, что Хью Латимер однажды проповедовал перед Генрихом VIII, и королю эта проповедь очень не понравилась. Латимеру было велено явиться в следующее воскресенье и отречься от своих слов. Представ перед королем в назначенный день, он предварил свою проповедь следующим воображаемым диалогом: “Хью Латимер, знаешь ли ты, кому будешь проповедовать сегодня? Наивысочайшему, наисвятейшему и наисильнейшему монарху, его королевскому высокочтимому величеству, который может лишить тебя жизни, если ты оскорбишь его слух. Поэтому следи за своими словами, чтобы не раздражать короля”. Затем, как бы что-то вспомнив, продолжил: “Хью! Хью! Знаешь ли ты, откуда ты пришел, с Чьей вестью ты послан и Кто всегда с тобой и видит все твои пути? Это великий и могущественный Бог, способный бросить тело и душу в ад на веки вечные. Поэтому подумай и сделай все, чтобы верно передать свою весть”. После этого Латимер произнес ту же проповедь, что и в предыдущее воскресенье, еще более страстно, чем когда-либо, призвав следовать учению. Приближенные короля были в полной уверенности, что Латимер скоро умрет. После обеда король послал за Латимером и спросил его, как он посмел так проповедовать. Латимер ответил, что на протяжении всей проповеди уверенность ему придавал долг перед Богом и Его Князем, а теперь, когда он исполнил свой долг, его жизнь в руках короля. Король встал, поднял Латимера с колен, обнял и сказал, что благодарит Бога за то, что у него в царстве есть такой откровенный и такой верный человек.
Уверенность Наума в Боге убеждает сегодняшних христиан верить в Бога. Все Писания призывают верить, что Бог сделает все, что сказано в Его Слове (Ис. 55:9, 10; Гал. 1:7, 8; 2 Тим. 4:1 и дал.; 1 Пет. 4:11). Поэтому всем христианам нужно быть верными своему долгу, потому что у них непоколебимая уверенность в Божьем Слове!
Требование 2: мы должны быть мужественными (2 Тим. 1:7). Когда Мартин Лютер подходил к двери, отделявшей его от зала, где он должен был предстать перед своими судьями (сеймом в Вормсе), ему встретился доблестный рыцарь, прославленный Георг Фрейндсберг, который четыре года спустя во главе германских наемников разбил армию французов и принял деятельное участие в захвате короля Франции. Этот старый генерал, увидев Лютера, сказал: “Бедный монах, бедный монах. Тебе предстоит отстаивать более благородное дело, чем когда-либо приходилось мне или любому другому военачальнику даже в самом кровавом из наших сражений. Если твое дело справедливо и ты уверен в этом, иди во имя Бога и ничего не бойся. Бог не оставит тебя!”
У многих отсутствует мужество, необходимое сегодня, и это препятствует верности в исполнении долга. Наум призывает всех святых проявлять большое мужество.
Требование 3: мы должны посвятить себя Богу (1 Кор. 15:58). Мы должны все подчинить служению Богу, сполна отдаваясь исполнению долга. Посвятите себя, свою семью, свою репутацию и свое имущество. Откажитесь от каких-либо притязаний и все целиком отдайте Богу. Святая посвященность направила Наума в нечестивую Ниневию. Она поддерживала его, когда над ним смеялись, и придавала силы, когда он слабел. Именно посвященность питает огонь нашего служения. Только посвященные отказываются от эгоистичных удовольствий, чтобы быть искренними и преданными слугами в армии Царя.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Долг — это обязательный, а не лишь желательный аспект христианства. Подданные царства, верные своему долгу, будут щедро вознаграждены на небесах (Мф. 25:21). Верный и исполнительный слуга Бога обретет в христианстве мир и покой.
Определите свой долг перед Богом. Сопоставьте его с служением Наума Богу. Как вы оцениваете его? Никто кроме вас не сможет исполнить ваш долг христианина. Исполняя свой долг перед Богом, (1) ясно излагайте Божью чудесную весть, (2) подчеркивайте слабость человеческих сил и (3) возвещайте Божий суровый суд над грехом.
#наум #ветхий завет #христианство #христиане #религия #библия