Виктор Иванович Панов - заведующий лабораторией экопсихологии развития и психодидактики Психологического института РАО, доктор психологических наук, профессор в программе «NIKOLAEV Podcast» рассуждает о взаимоотношениях человека с окружающим миром и делится своим видением того, куда должен быть направлен вектор экологического развития.
Подмена понятий
В попытке осмыслить и разрешить проблемы экологии, люди часто следуют заданным стереотипам и смещают акценты явно не в пользу человека. В качестве примера можно привести позицию некоторых «зоозащитников» или членов молодежных экстремистских движений ради абстрактных идей, идущих на конфликт с окружающей действительностью. Почему это происходит?
С точки зрения психологии, здесь все непросто. Виктор Иванович объясняет: «Почему я люблю животных? Может, потому что у меня не сложились отношения с людьми?». По его мнению, такие люди в общении с животными могут себе позволить быть самими собой, а не теми, кого обижают, не понимают, унижают в людском сообществе. В психологии личности есть понятие «акцентуации» - когда одна личная черта или характеристика начинает подчинять себе все остальное, переходя в состояние гнева, аффекта, желания заявить о себе. Это иллюстрирует «история с Гретой Тумберг (шведской экоактивисткой)– я думаю, это, во-первых, акцентуация характера. Во-вторых, я не имею права ставить диагнозы, но все-таки есть психологические проблемы в личностном развитии этой девочки. Ее выступления – это компенсация этих проблем». Психолог отмечает, что глубоко скрытые личные причины способны во многом определять наше поведение.
«Человек должен думать не о своем благе, а о благе экосистемы»
Виктор Иванович предостерегает от слишком узкого взгляда на способы решения экологических проблем. Он считает: «Пока человечество не перестроит свое сознание по отношению к природе вокруг и к своей собственной природе, оно будет идти по пути самоуничтожения». В этом смысле показательна притча о Серафиме Саровском. Он рубил дрова возле своей хижины, когда на него напали разбойники. Они избили и ограбили монаха, не получив никакого отпора. Позже Серафима Саровского спросили: «Почему ты не защищался, ведь у тебя в руках был топор?». Он ответил: «В мире есть баланс добра и зла. Если я злом отвечу на зло, я увеличу количество зла, но я не увеличу количество добра». Вот эта нравственная позиция по отношению к трансцендентальным (выходящим за пределы чувственного опыта) ценностям человека, по мнению профессора, должна быть краеугольной в нашей реальности. «Что для человека более важно – его личная физическая боль или соотношение количества зла и добра в мире?», человек волен выбирать. «Нужно учить человека рефлексивному, т.е. самосознающему отношению к самому себе и к тому, что он делает по отношению к другим, включая и среду. Пока мир будет ориентироваться на тренд материального благополучия и обеспеченности, на самоутверждение в соотношении с другими, а не на саморазвитие – изменений не будет». «Сейчас наступил момент, когда экономическая парадигма должна быть заменена экологической – когда человек должен думать не о своем благе, а о благе экосистемы, частью которой он является», «мыслить не только за себя, но и за всю планету». Так проявляется экологичное мышление.
Четвертый тип экологического сознания
«Планета, как дом человека, уже исчерпывает себя, благодаря тому, что человеческие технологии жизнедеятельности стали соизмеримы по своему эффекту с глобальными геологическими процессами в целом на планете», - говорит гость программы. На вопрос: «В каком направлении двигаться, что делать?» Виктор Иванович отвечает: «Нужно стремиться к тому, чтобы человеческое сознание, индивидуальное и групповое, стало экосистемным». Человек, понимая, что он часть природы и осознавая последствия своих действий, должен нести ответственность за всю экосистему, поскольку он - сознательное существо. Отсюда рождается новый тип экологического сознания, за которым будущее.
Сейчас определены три типа экологического сознания: архаический (отсутствие границ между человеком и природой), антропоцентрический (противопоставление человека природе), экоцентрический (совместное развитие человечества и природной среды). Виктор Иванович добавляет, что есть и четвертый - природоцентрический, когда человек чувствует себя частью природы. То, что человек не царь природы, а частичка общей экосистемы, подтверждают научные эксперименты. Они доказывают, например, что у человека существует невербальная способность к взаимодействию с растениями, и ее можно развивать! Но наш рациональный способ мышления не может описать и представить эти явления, как объект исследования, хотя маленькие дети имеют эту способность, они чувствуют свою общность с природой. «Пока человеку не вернут эту способность ощущать себя частью природы, наши экологические проблемы останутся на том же уровне, на котором они находятся».