Найти тему
Человеческая Речь

О реквиеме одному человеку на войне

Война – это не только героизм народа, как нам привыкли её подавать СМИ. Это еще и взрывы, выстрелы, конвейер раненых и убитых. Это самые страшные страницы истории страны. Души людей, прошедших через войну, меняются навсегда. Спектакль Философско-социологического факультета «Гибнет хор» хорошо показывает, что на войне может случиться с некогда интеллигентным человеком.

Я была убеждена, что невозможно со сцены говорить об ужасах пережитой войны, не побывав на ней: в данном случае о том, как из-под твоего ножа выходили калеки, как по твоей ошибке умирали люди. Но Кирилл Агеев, сыгравший Михаила, смог в некоторой степени меня переубедить. Ему неплохо удалось показать человека, почти обезумевшего от войны. Актер эмоционально и вовлечённо читает не то монологи внутри головы, не то диалоги с душами ушедших бойцов. К сожалению, мне не хватило «нетрезвости» в образе – врач все время пытается забыться с помощью спирта, но говорит внятно и вполне трезво (может, потому что в бутылке на сцене была вода).

Сцена никогда не кажется пустой: хор солдат, как навязчивые мысли, постоянно преследует главного героя, перемещаясь по всему пространству. Как подсказал один из экспертов проекта, Сергей Викторович Назаров, в классической трагедии хор выступает в качестве голоса рока и внешне выделяется среди остальных персонажей. В этой пьесе хор замышлялся как нечто подобное. Но в самой постановке солдаты в хоре вполне живые и земные, даже одеты, как при жизни, и все ещё рассказывают о своей бытовухе. Скорее всего, это сделано здесь для того, чтобы показать, что все эти люди – просто воспоминания полевого врача, а не какая-то преследующая высшая сила.

Хорошо подобран реквизит, в частности, ширмы. Они здесь выступают в роли аллюзии к кабинету врача с белыми тканевыми перегородками. Только в спектакле они перемотаны окровавленными и изрезанными бинтами. Это можно интерпретировать как метафорический образ души главного героя или как наглядное описание смены чистой операционной на грязную палатку полевого госпиталя.

В спектакле показывается война не вокруг персонажей, а внутри одного человека. И нельзя чётко сказать, проиграл герой войну или нет. Наверное, единственным способом сбежать от съедавших изнутри мыслей было самоубийство. И режиссер показывает его опять же через взаимодействие с хором: солдаты затаскивают героя внутрь его разума, снимая физическую оболочку (представленную халатом) и унося его за руки за собой в могилу.

Я благодарна режиссеру этой постановки за напоминание: ценить мирное время, не забывать о тех, кто погибал на поле боя за наше будущее. Ведь на войне умирают не только люди, но и частички души тех, кто их ждал дома. Потому что «в настоящей трагедии гибнет не герой – гибнет хор».

#Гранты59 #ФондПрезидентскихГрантов
#ЧеловеческаяРечь #ЧРучастники

-3