Если нам сказать, что тогда-то пандемия кончится, и мы заживём как прежде, не все быстро поймут: а как это, «как прежде»?
Человек ко всему привыкает. Причем, очень быстро. Мы уже привыкли к ежедневным сводкам с заболевшими и умершими, к маскам-намосьникам, к делению граждан на привитых и антиваксеров, даже к собственным страхам – и то привыкли.
Но ведь давно стало понятно, что мир уже не вернётся «на круги своя», а продолжит движение вперёд.
Что там, впереди? Этот вопрос смутно или остро волнует сегодня всех.
Попробуем раздвинуть туманную пелену и подсмотреть знаки, которые нам посылает будущее.
А наше будущее состоит, во-первых, из нас самих, из каждого человека – и тут оно зависит от нашего личного отношения к происходящему (и это отдельная большая тема).
Во-вторых, будущее человечества во многом определяют самые сильные его представители – и в данном случае мы поговорим не о «сильных духом», а о тех кукловодах, в чьих руках сосредоточена основная часть материальных ресурсов планеты.
Какие уроки, опасности и перспективы открываются для нас в мире после ковида?
Все в тупик?
Пандемия показала нам, что мир движется в тупик.
Во всей красе предстала проблема сверхурбанизации: угроза заражения в 25-этажных «человейниках» и в переполненном транспорте, в офисах и торговых центрах многих навела на мысль – «хорошо иметь домик в деревне».
По данным ВЦИОМ, сегодня около 70 процентов россиян хотели бы жить в собственном доме, это примерно 23 миллиона семей. Однако даже теоретически такая возможность есть менее чем у полутора миллиона семей, и лишь некоторые из них уже переехали в частные дома.
Хотя условия для удалённой работы были созданы уже 10 лет назад, когда выросло качество интернета, только пандемия дала толчок работодателям для перевода офисных сотрудников на «удалёнку», и многие намерены оставить такой стиль работы после ограничений.
Ещё один важный урок – осознание важности медицины.
Подвиг врачей показал, что здравоохранение – это не просто «сфера оказания услуг», а стратегическая отрасль государства, без которой выживание общества в любой момент может оказаться под угрозой.
Читайте по теме: Мир после пандемии: мегаполис как чумной барак и новые богатые и бедные
Пандемия показала, что малый и средний бизнес, на который государство делало ставку как на «локомотив экономики», при первом дуновении ветерка оказался нежизнеспособным, потому что сфера услуг и мелкой торговли не являются критично необходимыми для жизни.
Можно обойтись без кафешек, ресторанчиков и без бутиков турецкой модной одежды, в отличие от производства товаров первой необходимости.
Пандемия нам много чего показала, но мы далеко не всё увидели. И осознание придёт к нам только через несколько таких пандемий. Но придёт обязательно…
Опасности
Что для нас опасно? Ну, например, позднее осознание уроков пандемии.
С мегаполисом по-прежнему связаны все идеалы общества потребления и глобализма, и что ещё должно произойти, чтобы образ большого города в массовом сознании стал восприниматься как чумной барак?..
Население загоняют в малый и средний бизнес, прикрывая безработицу. Мерами поддержки, конечно. Но когда этот бизнес накрывается, от этого не легче.
Главные опасности кроются, конечно, в нас самих – и об этом не надо забывать.
Но в нас же кроется опасность «клюнуть» на новую повестку дня глобалистов, которые развернули борьбу за наши умы: под красивыми фантиками может оказаться совсем некрасивая начинка…
И пока в массовом сознании пандемия не привела к масштабному переосмыслению господствующей модели неолиберализма, в глобалистской элите настаивают, что пандемия должна коренным образом изменить мир, и нет пути назад, в докоронавирусную эпоху.
Ещё по теме: Пандемия привела к неожиданному последствию для всей планеты
Для нас уже формулируют понятия и идеи, с которыми мы должны войти в «посткороновирусное мироустройство».
Отъявленные «неолибералы» вдруг стали хоронить свой неолиберализм в угоду нового веяния, под названием «инклюзивный капитализм» или «капитализм участия».
Так, основатель Всемирного экономического форума Клаус Шваб в книге «COVID-19: глобальная перезагрузка» рассказывает о новом мироустройстве с позиций… социализма.
Шваб пишет то, что большинству землян должно понравиться: мол, нынешний капитализм зашёл в тупик, всё больше людей недовольны несправедливостью, пандемия обострила разрыв между бедными и богатыми… и главное, что «постпандемическая эра откроет период массового перераспределения богатства от богатых к бедным и от капитала к труду»!
По мысли Швабса, в «капитализме участия» главной целью бизнеса станет не погоня за финансовой прибылью, а служение всем участникам предприятия. На фоне «снижения потребления как самоограничения».
Очень интересно узнать, что заставит бизнес работать не для прибыли, а «для служения», если это подрывает саму сущность бизнеса?
И что заставит пойти на «самоограничения» раскормленных симулякрами граждан?
Тут ответ может быть банальным: не «что», а «кто».
Знатоки говорят, стоит развернуть эти красивые фантики, и мы увидим в них начинку «цифрового тоталитаризма».
Накинув на себя овечью шкурку социалистических идей, волки глобализма ведут с нами хитроумную игру. «Если не можешь подавить восстание – возглавь его».
И вот уже мы видим, как Ватикан, совместно с представителями 27 крупнейших глобальных корпораций, банков и фондов создаёт «Совет за инклюзивный капитализм с участием Ватикана». С «Манифестом инклюзивного капитализма» мы можем ознакомиться на сайте этой чудесной организации.
В Манифесте – самые наилучшие пожелания человечеству. О равенстве, процветании для всех и каждого, о доверии, справедливости… нам, родом из СССР, даже не стоит перечислять весь этот позитив, мы его впитали с молоком наших матерей.
Но, в отличие от новых «участливых капиталистов», наш народ сделал беспрецедентную попытку воплотить все эти понятия в жизнь, и заплатил за эти идеалы кровью, и большой кровью.
Нам ли эти чопорные доброжелатели смогут надавать советов?
Как капиталист сам себе наступит на хвост и положит свою жизнь на достижение равенства возможностей между миллиардерами и гражданами, живущими на зарплату?
Но раньше, чем эти ребята раскроют перед нами свои карты, нам важно понять главное: глобальные финансисты кардинально меняют проект неолиберализма на нечто новое.
Они пытаются перехватить социальную повестку, чтобы продлить свою гегемонию и сбросить свои долги.
Под видом равенства всего человечества перед искусственным интеллектом большинство активов продолжат принадлежать узкой группе бенефициаров, но анонимно, а все остальные получат индивидуальный номер, цифрового двойника, минимальный паёк и жёсткие правила поведения.
Ещё по теме: Пандемия привела к неожиданному последствию для всей планеты
На нежелание людей отказываться от неуёмного потребления ответом будет искусственное сжатие товаров и услуг, для чего потребуется обострение пандемии или даже новый вирус.
Если в ближайшее время не будет сформулирована альтернативная модель нового мироустройства, более жизненная и привлекательная, мир узнает, что на самом деле имели в виду «инклюзивные капиталисты».
Но тогда может быть поздно что-то менять.
Перспективы
Пандемия помогла понять очевидное: цифровизация делает возможной деурбанизацию, расселение «человейников» на больших пространствах и возможность работать и жить с гибким графиком.
Во всяком случае, такая модель больше всего подходит именно для России, с её огромными неосвоенными пространствами.
При этом решится, наконец, вопрос об «умирающей русской деревне»: ведь в новом качестве её могут возродить люди, имеющие образование и фантазию, и на земле воплотить самые неожиданные задумки.
Возможно, где-то здесь и стоит искать новую «национальную идею» для нашей страны?
И, кто знает, не станет ли она конкурентом «участливого капитализма» глобалистов?
Поделитесь этой новостью с друзьями, чтобы обсудить тему вместе в комментариях.
ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ, ЧТОБЫ ПЕРВЫМ УЗНАВАТЬ О НОВЫХ ПУБЛИКАЦИЯХ, МОЖНО ЗДЕСЬ.