Найти тему
НЭБ

О «Котловане». Еще раз

Часто повесть Андрея Платонова «Котлован» упоминают в ряду великих антиутопий XX века — таких как «1984» Джорджа Оруэлла или «Мы» Евгения Замятина. Но это не совсем верно. Антиутопия всегда описывает будущее — вернее, то, каким его не хотелось бы видеть. В «Котловане» действие происходит примерно в то же время, когда написана эта книга. Мы даже не можем сказать однозначно, что автор трактует описываемые события как катастрофу — Платонов как бы проживает их вместе с героями, не вынося оценок. Персонажи «Котлована» часто говорят о будущем, они устремлены к этому будущему, но в самой книге речь идёт о таком мире, каким он уже стал — и другим, вероятно, не будет.

В книге рассказано о первых годах советской власти, об эпохе индустриализации и коллективизации, о строительстве «светлого будущего» — которое у Платонова оборачивается трагическим абсурдом. Страдающий от необъяснимой тоски рабочий Вощев присоединяется к артели, которая роет котлован для великого здания будущего: сюда должен переселиться местный пролетариат, а в перспективе и трудящиеся всего мира. Проект здания постоянно меняется; не закончив строительства, рабочие отправляются в деревню организовывать колхоз; котлован становится шире и глубже; мечта о счастье для всего человечества приводит к страданиям и смерти.

1. Обложка книги «Котлован». 2020 г. 2. Андрей Платонович Платонов. 1940-е годы
1. Обложка книги «Котлован». 2020 г. 2. Андрей Платонович Платонов. 1940-е годы

Писатель Андрей Платонов (настоящее имя Андрей Платонович Климентов) был ровесником века, свидетелем и участником главных событий советской истории. Он родился в рабочей семье в пригороде Воронежа, закончил железнодорожный техникум, работал инженером-мелиоратором, спасая крестьян от голода и засухи. Будущий романист, публицист, драматург и поэт сразу принял революцию, «сознал себя нераздельным и единым со всем растущим из буржуазного хаоса молодым трудовым человечеством». Платонов начал писать ещё в детстве, но никогда не думал о себе как о профессиональном литераторе — он выбрал путь писателя-пролетария, считая его самым верным и честным. Честность и идеализм Платонова в сталинскую эпоху становятся опасными: за «идеологическую двусмысленность» в 1930-е годы Платонова травят критики, его не печатают, арестовывают его пятнадцатилетнего сына. От вернувшегося из лагерей юноши Платонов заразился туберкулёзом, это и стало причиной его смерти в 1951 году. Значительная часть его произведений будет опубликована лишь спустя десятилетия.

Демонстрация против кулаков. 1931 год
Демонстрация против кулаков. 1931 год

В одной из машинописных копий «Котлована» стоят даты «декабрь 1929 — апрель 1930». Некоторые исследователи считают, что Платонов обозначил так время действия повести — наиболее жестокий этап коллективизации, а сама повесть появилась чуть позже, в любом случае это начало 1930-х годов. Это тяжёлое для Платонова время: нет постоянного жилья, тяжело болеет сын, в печати ожесточённой критике подвергается его рассказ «Усомнившийся Макар», в Воронежской области, где Платонов работал инженером, начинается «дело мелиораторов» — коллег писателя обвиняют во вредительстве. Платонов собирался отдать рукопись в харьковское издательство «Пролетарий», но этого не произошло — вероятно, писатель тогда понимал уже, что шансов на публикацию у этого текста нет, да и просто передавать его в чужие руки становится рискованно. Впервые «Котлован» был опубликован в Западной Германии в 1969 году, на родине он увидел свет лишь в конце 1980-х — спустя более чем полвека после создания.

1. Первое (двуязычное) издание «Котлована». Издательство «Ардис». США. 1973 год. 2. Борис Иофан, Владимир Гельфрейх, Владимир Щуко. Дворец Советов. Москва, 1934 год
1. Первое (двуязычное) издание «Котлована». Издательство «Ардис». США. 1973 год. 2. Борис Иофан, Владимир Гельфрейх, Владимир Щуко. Дворец Советов. Москва, 1934 год

Первое впечатление от «Котлована» — текст написан каким-то неправильным языком. Все слова знакомы, но стоят как будто не на своих местах, и чтобы понять, о чём речь, нужно приложить усилия. Это намеренный приём: так написаны любые тексты Платонова, но в «Котловане» странность авторского языка достигает, пожалуй, наивысшей степени. Чем-то этот язык схож с наивной живописью: автор будто видит мир впервые и с трудом подбирает слова, чтобы его описать.

Современник Платонова, литературовед Виктор Шкловский впервые выделил литературный приём, который он назвал «остранением» — когда автор описывает всем известные вещи и ситуации как нечто незнакомое, странное. Метод Платонова можно назвать «остранением в квадрате» — он не просто видит вещи как будто впервые, но заново создаёт язык для их описания. У этого языка есть свои законы. Он избыточен, к словам добавляются необязательные определения и дополнения, вещи, которые можно назвать одним словом, распространённо описываются. Герои Платонова «думают в голову», работают не просто «с усердием» — а «с усердием жизни», они должны не просто съесть что-то, а «спрятать плоть убоины в глубину своего тела». Такие языковые приёмы создают ощущение, что нам рассказывают о чём-то невероятно важном, даже если речь идёт о самых обыденных вещах. Кажется, что у событий, о которых говорит Платонов, всегда есть неведомая нам, но значительная и всё оправдывающая цель.

Взрыв Храма Христа Спасителя 5 декабря 1931 года, Москва
Взрыв Храма Христа Спасителя 5 декабря 1931 года, Москва

Писатель был убеждённым коммунистом, хотя взгляды его были сложнее и глубже, чем требовала официальная линия партии. Он безоговорочно принял революцию, стремился работать на благо советской родины (в начале 1920-х — как мелиоратор, инженер, а затем как журналист и писатель) и никогда не выражал несогласия с линией партии. В начале 1930-х, практически одновременно с работой над «Котлованом», Платонов едет в журналистские командировки на Ленинградский металлический завод и в колхозы на Средней Волге, в его газетных статьях нет даже намёка на критику или недовольство происходящим. Однако написанный примерно в это же время «Котлован» оказывается одной из самых страшных книг о социалистических стройках, преобразованиях в деревне и советской жизни вообще. Как писал Иосиф Бродский, «первое, что следовало бы сделать, закрыв данную книгу, это отменить существующий миропорядок».

Андрей Платонов (в центре) на открытии первой электростанции в селе Рогачевка, построенной под его руководством. 1925 год. Слева от писателя — жена Мария Платонова, справа — брат Петр Климентов
Андрей Платонов (в центре) на открытии первой электростанции в селе Рогачевка, построенной под его руководством. 1925 год. Слева от писателя — жена Мария Платонова, справа — брат Петр Климентов

В своей биографии Платонова Алексей Варламов утверждает, что «Котлован» как будто был создан двойником писателя. Кстати, в одном из писем жене Платонов упоминал однажды, что буквально увидел ночью своего двойника: проснувшись среди ночи, он заметил, как другой Платонов сидит за столом и что-то пишет. Не прибегая к этим мистическим объяснениям, мы можем предположить, что Платонов собирался написать повесть о том, как труд советских граждан прокладывает дорогу к светлому будущему, — но художественная честность увела его далеко от первоначального замысла.

Бассейн «Москва», открытка
Бассейн «Москва», открытка

Деревенская часть «Котлована» может показаться мрачной фантасмагорией, однако на самом деле события коллективизации воспроизведены здесь с пугающей точностью. Крестьяне, у которых забирали скотину, действительно забивали коров, чтобы не отдавать их в колхоз, и пытались наесться мясом впрок. Зажиточных крестьян с семьями действительно сажали на плоты и отправляли по реке в самые глухие и безлюдные места — такая сцена, например, присутствует в воспоминаниях писателя Виктора Астафьева⁠. Образ постоянно растущего котлована, на месте которого должен быть (но никогда не будет) построен огромный дворец, воплотился почти буквально — в котловане, вырытом в столице при строительстве Дворца Советов, после войны был устроен открытый бассейн «Москва» (сейчас на этом месте восстановленный храм Христа Спасителя). Возможно, единственная стопроцентно вымышленная деталь — это медведь-молотобоец, хотя и он кажется знакомым (в нём можно узнать фигуру из народной деревянной игрушки).

Мобильное приложение «НЭБ Свет»
Мобильное приложение «НЭБ Свет»

Экзистенциальная повесть, притча о строительстве светлого будущего при жизни автора так и не была напечатана. До выхода в журнале «Новый мир» в 1987 году «Котлован» читали только в самиздате.

Почаще читайте и перечитывайте книги, используя портал НЭБ и мобильное приложение «НЭБ Свет». Это — интересно! А еще — это не скучно! Надеемся, что и сайт, и приложение вам понравятся и станут вашими верными и незаменимыми помощниками. Ведь это не просто компактные библиотеки, но и ваши путеводители и консультанты в литературе, музыке, киноискусстве.