Тревожным летом 1942 года Новосибирский обком ВКП(б), откликнувшись на призыв коммунистов Новосибирска о формировании Сибирской Добровольческой дивизии, постановил:
«Сформировать первую добровольческую дивизию только из числа добровольцев, в составе которой должно быть не менее 50 процентов коммунистов и комсомольцев»
Зачисленных в дивизию определяли в полевые лагеря, где из вчерашних мирных тружеников готовили умелых и смелых бойцов. И уже осенью 1942 года 150-я Сибирская Добровольческая стрелковая дивизия имени И.В. Сталина 6-го Сталинского Сибирского Добровольческого корпуса отбыла в расположение действующей 41-й армии под город Белый Калининской области...
5 февраля 1943 в Новосибирск прибыла делегация с фронта с письмом от воинов командования 6-го Сибирского Добровольческого стрелкового корпуса, бойцов и командиров сталинских 150-й Сибирской Добровольческой стрелковой дивизии и 91-й стрелковой бригады добровольцев-сибиряков.
В первых строках письма говорилось о том, что бойцы и командиры дивизии и бригады сдержали обещание, данное ими трудящимся Новосибирской области, — бить врага без пощады, сдержали клятву — «стоять насмерть»...
...К званию Героя Советского Союза представлен ст. лейтенант Журавлев (150 сд), проявивший исключительное умение и геройство во время штурма населенного пункта Д. С группой своих автоматчиков он ворвался на танках в этот населенный пункт и обеспечил его быстрое занятие нашими частями (в этом бою ст. лейтенант Журавлев Иван Павлович погиб. Награжден орденом Красного Знамени посмертно — прим.).
Много примеров беззаветного мужества и преданности Родине показали бойцы и командиры дивизии и бригады во время боев. Лейтенант А. И. Боярский (150 сд) умело корректировал с танка огонь нашей артиллерии. Когда его танк разрушил немецкую батарею, т. Боярский спрыгнул с него и организовал стрельбу по немцам из их же орудий, выпустив свыше 40 снарядов.
Ст. лейтенант Бургантын с полуротой автоматчиков так неожиданно ворвались в населенный пункт, что фашисты бежали, побросав оружие и штабные документы.
Майор Скулков (150 сд) с горсткой бойцов сумел закрепиться на важной высоте и отстоять ее против превосходящих сил противника.
Капитан Морозов не раз поднимав бойцов в атаку при штурме населенного пункта, воодушевляя их личным примером мужества и бесстрашия. Капитан Косов (150 сд) при штурме господствующей высоты первый повел батальон в атаку. Будучи ранен, сначала явился на командный пункт и доложил обстановку и только тогда разрешил оказать себе медицинскую помощь.
Тов. Панкевич (150 сд) при занятии села П. уничтожил из своего пулемета свыше 80 гитлеровцев.
Красноармейцы Никитенко и Филиппов (150 сд) в бою показали храбрость и мужество. Наступая на дер. Н., они уничтожили огневую точку противника и обеспечили продвижение батальона вперед. После этого Никитенко и Филиппов по собственной инициативе преодолели проволочное заграждение и минное поле, подползли к немецкому дзоту, уничтожили огневую точку и находящихся там немецких солдат и офицеров. Никитенко и Филиппов награждены медалью «За отвагу».
Ст. лейтенант Белослудцев во время блокировки блиндажа четырьмя немецкими танками уничтожил до 30 гитлеровцев и погиб смертью храбрых.
Исключительный героизм и стойкость в борьбе с врагом показал майор Ермошкевич. Стальное чудовище с крестом на броне медленно двигалось на наших бойцов. Немцы как бы знали, что у этой небольшой группы советских воинов кроме винтовки и ручных гранат не было других средств обороны. Майор Ермошкевич, появившийся в это время в цепи бойцов, подал команду: — Бить по щелям танка! Приготовить связки гранат!
Взяв винтовку, он выскочил вперед. 20 м оставалось до вражеского танка. Никто сразу не понял, что будет делать майор, но каждый видел, что мужественный воин решил вступить в единоборство с немецким танком. Один за другим грянули выстрелы. Но танк шел вперед. Ермошкевич еще раз дал из бронебойного. Танк остановился, выскочивший из него немецкий танкист был убит наповал метким выстрелом майора.
Стойко и самоотверженно дрались в бою с врагом бойцы, командиры и политработники артдивизиона 91 стр. бригады — капитан Головацкий, капитан Крашевский. За 8 дней упорных боев храбрые артиллеристы уничтожили 43 танка, подавили 8 арт. батарей, рассеяли и уничтожили до 3 батальонов пехоты противника.
Особенно отличился в бою храбростью и стойкостью капитан Головацкий. Он умело руководил огнем, показывал пример стойкости и героизма. Когда был выведен из строя наводчик одного из орудий, Головацкий сам стал за наводчика и с первого выстрела подбил один танк. В ходе боя он был ранен, но отказался идти в сан. роту, продолжал руководить боем. Только после второго ранения он разрешил вынести себя с поля боя.
Умело блокировал дзоты противника коммунист старшина Литвинов. Он один управлял станковым пулеметом. Он подполз к дзотам противника и в упор открыл ураганный огонь по амбразурам и тем самым заставил гитлеровцев замолчать. В борьбе с пехотой противника Литвинов проявил находчивость и хитрость. Он со своим пулеметом забрался в подбитую машину и оттуда открыл огонь по наступающему противнику. Метким огнем своего пулемета он в этом бою уничтожил более 100 гитлеровцев.
Коммунист красноармеец Саяпин оказался лицом к лицу с танком противника. Вылезший из танка немецкий офицер предложил т. Саяпину сдаться, за что обещал водку и хорошее кушание. В ответ Саяпин пристрелил офицера, подбил танк гранатой и уничтожил весь экипаж...
☆ ☆ ☆
В конце письма воины призывали земляков вступать в дивизию и обещали и впредь бороться, как подобает сибирякам.
19 апреля 1943 года 150-я Сибирская Добровольческая стрелковая дивизия за боевые заслуги была преобразована в 22-ю гвардейскую стрелковую дивизию. Последней боевой операцией гвардейцев-сибиряков стал разгром Курляндской группировки гитлеровцев, закончившийся 8 мая 1945 года...