Найти тему
Человеческая Речь

Весь мир - театр, а люди в нем…

Четверг театральной недели порадовал зрителей спектаклем химического факультета по сценарию Анастасии Чувашевой. Придя на студенческую любительскую постановку, не ожидаешь такой глубины и серьезности. Им удалось вызвать необыкновенные чувства, удивить зрителя. Хочется пересматривать спектакль ещё и ещё, подмечая новые детали и анализируя происходящие. Из всех постановок театральной недели этого года «Мы ждем» стала самой цепляющей и особенной для меня, во многом, за счет обмана ожиданий.

В чем особенность постановки понимаешь не сразу. Перед нами, на сцене – зрительский зал, стоят стулья, на каждом табличка с краткой характеристикой персонажа. Очень удобно. Героев еще нет, а ты уже знаешь кто это, и расслабляешься. Конфликт отцов и детей, любовная драма – все понятно, привычные темы. Раскрывается вся жизнь человека, наполненная суетой и одинаковыми проблемами.

Но что-то идет не так. Один из актеров «кайфовый парень» случайно садится не на свое место. К счастью, быстро понимает, что ошибся, меняется табличками. Спектакль продолжается. Однако закрадываются подозрения – похоже, актеры знают, что они актеры. Догадку подтверждают комментирующие, возмущенные голоса из зала. Постановка вышла за пределы сцены, герои спектакля среди нас. Получается удивительная цепочка: мы, как зрители, смотрим на зрителей, которые смотрят, как играют зрителей актеры. Отходят на второй план разговоры о слипшихся пельменях и цирке, возникает удивительное чувство причастности к происходящему. Вместе с ним приходит дискомфорт – границы так размыты, что ты уже не чувствуешь себя просто наблюдателем. Следить за сюжетом все сложнее и сложнее. Вот уже сами зрители ставят свой спектакль под хмурые взгляды актеров. Все смешалось. Водевиль «Фантазия» Козьмы Пруткова, но не на сцене Александрийского театра, а в маленьком университетском зале.

-2

Подобный прием помогает зрителю сблизиться с актерами, принять их проблемы, спроецировать на себя. Однако, при первом просмотре, он же и мешает целостности сюжета, отвлекая и вводя в недоумение. Ускользает первоначальный смысл – проблема суетности и мелочности, которыми наполнена вся жизнь. Гораздо лучше смешение актеров и зрителей работает, если сидящие в зале уже знают об этой особенности постановки. Поэтому на афишах обычно пишут «Иммерсивный спектакль».

Гаснет свет. После известной цитаты «Весь мир – театр, а люди в нем – актеры» на уже пустой сцене появляется мужчина в белой толстовке, спрашивает у зала: «А что начнется?». Теперь у нас тоже появился свой зритель.

#Гранты59 #ФондПрезидентскихГрантов
#ЧеловеческаяРечь #ЧРучастники

-3