Найти в Дзене
Кинооператор рассказывает

89. Рассказ о том, как мы в спектакле использовали фронтпроекцию. Ещё и панорамировали при этом.

Обычно, когда описывают способ съёмки методом фронтпроекции, то указывают, что камера, проектор и полупрозрачное зеркало жёстко закреплены, и делать панорамы при этом невозможно. Однако сейчас я расскажу, как для спектакля мы сняли несколько кадров методом фронтпроекции, и при этом ещё и панорамировали влево-вправо. Будет много-много фотографий и комментариев к ним.

Спектакль был по Шекспиру и снимался в киношколе Лестница. Экран для фронтпроекции состоял из двух полос световозвращающей ткани шириной по 110 см. В результате высота экрана получилась более 2 метров.

Световозвращающий экран создаёт двойное гало вокруг источников света.

В скобках замечу, что такие же гало мы видим и на многих американских "лунных" снимках. Наличие двойного гало говорит как раз о том, что вместо чёрного космоса (или чёрного бархата) на данных снимках находится световозвращающий экран. Вот пример из альбома "Аполлон-14".

Снимок AS14-66-09305
Снимок AS14-66-09305

Но вернёмся к спектаклю.

Холодный свет проектора с помощью оранжевого светофильтра приходилось балансировать под лампы накаливания павильона и ещё с помощью стеклянного серого фильтра гасить его поток. Вы уже знаете, что для светоотражающего экрана нужно примерно в 100 раз меньше света, чем для белого экрана. Между проектором и фотоаппаратом было установлено полупрозрачное зеркало.

Чтобы во время панорамирования не были видны тени за актёрами, объектив фотоаппарата всегда должен находиться в одном и том же месте, т.е. ось вращения фотоаппарата должна находиться под объективом. Это выглядит вот так.

-5

Оператор Иван Коновалов центрует съёмочную камеру относительно объектива.

-6

Сейчас на экран уже проецируется изображение. Если приглядеться, то в середине экрана можно заметить вертикальные линии колонн замка.

-7

Но эта яркость слишком высока, с точки зрения фотоаппарата, замок на фоне получается слишком высветленным, а люди на его фоне - притемнёнными.

-8

Но это пока не окончательная установка, потому что актеры и съёмочная группа освещены лишь дежурным светом (люминесцентные лампы под потолком), свет прожектора на актеров ещё не выставлен. Когда фотограф Сергей Чернышов, снимающий рабочие моменты, приближается к нашей съёмочной камере, стоящей у зеркала, яркость для него на экране повышается.

Устанавливается баланс "белого" по листу бумаги.

Фотограф попытался встать как можно ближе к нашей установленной съёмочной камере, чтобы сделать снимок с её точки зрения. Но поскольку его фотоаппарат был над нашей съёмочной камерой, фотограф всё-таки увидел тени за фигурами людей.

Далее идёт установка света на актрису. Поскольку изображение с фотоаппарата передаётся на телевизор, то легко можно контролировать соотношение яркостей на актрисе и на фоне. Как вы понимаете, на следующем снимке на световозвращающий экран уже проецируется изображение замка, просто с боковой точки оно не видно.

Молодая актриса Галина Ткачёва
Молодая актриса Галина Ткачёва

Далее следует подготовка декораций и костюмов.

Галина Ткачёва. Вхождение в образ.
Галина Ткачёва. Вхождение в образ.

Кадр почти готов. Оператор Алексей Рожков делает поправки по свету.

-15

Совещание у съёмочной камеры.

-16

На фотографии вы можете заметить, что на открытой двери висит чёрный бархат, чтобы ничего дополнительно не отражалось в зеркале с другой стороны. Кроме того, за камерой в соседней комнате выключен свет.

Вот один из полученных фрагментов. Кадр снимался панорамированием примерно с 5 метров при фокусном расстоянии объектива около 100 мм и 160 мм (более крупный план).

(Дублирующая ссылка на ВИДЕО, если с Ю-Туба не открывается).

Рабочий момент

(Рабочие моменты, дублирующая ссылка на видео, если с Ю-Туба не открывается).

Как видите, при фронтпроекции можно выполнять панорамирование, и тени за актёрами при этом не видны.

*

С вами был кинооператор Л.Коновалов. До новых встреч!

Фотографии любезно предоставлены Сергеем Чернышовым.