Конечно, я сначала услышал об этом сериале и подумал, что надо бы его обязательно посмотреть, чтобы рассказать своим читателям. Начал смотреть и первые две серии, а если быть точным – первую серию и ¾ второй серии откровенно скучал – слишком долгий и утомительный зачин истории – это, пожалуй, единственный минус сериала.
Сходство с «Настоящим детективом» есть, правда, только в атрибутике маньяка. В «детективе» (в первом и лучшем сезоне) это были фигуры из прутиков, в «человечке» фигурки из каштана и веточек на месте преступления. Ну, и, пожалуй, ещё в том, что «все следы ведут наверх», правда, несколько иначе.
Всё, больше никаких спойлеров. На самом деле – перетерпите два первых серии, и потом не сможете остановиться. Я, признаться, забыл окончание одной серии, после того, как организм предательски уснул в три ночи перед экраном. Пришлось пересматривать.
Подозреваю, что снимать детективы становится всё сложнее и сложнее. Вдобавок, тема расследования должна как-то соответствовать запросам общества. Заметьте, в конце позапрошлого века и до середины прошлого крайне актуальными были детективы (речь не только о кино, разумеется, но и литературе) в которых расследование (например, убийства) было завязано вокруг наследства. Связано это было с тем, что социальные лифты в большинстве стран (особенно в Европе) не работали. Почти единственным способом роста социального статуса было или наследство или приданое, соответственно, ничего интересней их обретения не существовало.
Северная Америка «подарила» нам многочисленные истории о «счастливых» ограблениях и, соответственно, о хороших полицейских. Потом подоспели фильмы о «мафии». К концу прошлого века эта тема себя почти исчерпала (на самом-то деле она вечна, просто публику утомили однообразные художественные приёмы) и в моду вошли «фильмы о маньяках», которые за 20 лет тоже уже начали понемногу утомлять своими однообразными зачинами, типа «в пригородном лесу найден обезображенный труп ребёнка, за дело берётся…».
Я всё жду, какая тема придёт на смену маньякам, и пока не вижу ничего нового на горизонте. Киберпреступления как-то не дали кинематографических всходов. Может быть телефонные мошенники выйдут на первый план? Пора бы уже снять и о них что-нибудь. Как вы думаете? Поделитесь в комментариях.
К слову, сериал «Каштановый человечек» вообще очень полезно посмотреть отечественным кинематографистам – мастерам «сериального дела». В том плане, как, оказывается, важно не лепить к криминальному расследованию и «маньячной теме» совершенно чужеродную, банальнейшую и совершенно глупую – с ревностью и всяческими страданиями, историю любви между следователем и продавщицей или оперативным работником. Подробней о том, как это ноу-хау российский режиссеров портит неплохие детективы, можно прочитать по этой ссылке и по этой.
Вряд ли российские режиссеры поверят в тот факт, что всей этой любовной дури в духе «Доярки из Хацапетовки» нет в «Каштановом человечке» и при этом фильм лучше всего вместе взятого, что они сняли за долгие годы. Есть, конечно, в «человечке» какие-то намёки на симпатию между главными героями, но их почти не видно. При этом всякие намёки дают повода для размышлений зрителям куда как больше, чем пылкие признания в любви на фоне трупа.