Младший вчера все-таки заболел. Слава Богу, что не модной болячкой, вслед за братом - простое ОРВИ, но тоже неприятно, конечно. Дома сидеть надоело невероятно. Но сегодня буду не жаловаться, а рассказывать о том, что мне нравится.
А нравится мне вот что. Я уже много раз писала, что детей у меня трое - дочке 22, мальчишкам 13 и 8. И вот именно с ними в последние года два-три я заметила интересную тенденцию в части общения с педиатрами. Но сначала присказка.
Давным-давно, когда деревья были большими, а я сама была ребенком, у меня была пухлая медицинская карта, толщиной в телефонный справочник. Это потому, что я болела часто и подолгу. И, соответственно, имела богатый опыт общения с врачами. Ну как общения... Как раз общения не было НИКОГДА.
Пока я была маленькой, это не замечалось, конечно. Но, когда мне было лет пять-шесть-семь (сознательный, соображающий и нормально говорящий ребенок), удивляло и даже обижало то, что на приеме у врача меня как бы не было. Совсем.
"Проходите сюда. Сажайте ребенка сюда, сами садитесь сюда. Что случилось? А что у нее болит? А как сильно? А что давали? А раньше такое бывало? Подведите ее сюда, я послушаю. Одевайте ребенка, сейчас выпишу рецепт."
НИ РАЗУ ни один врач не обратился ко мне напрямую. Пару раз водила собаку к ветврачу и должна заметить, что даже там доктор что-то говорил животине - что-то типа "умница, хорошая девочка, потерпи, сейчас будет немного больно" или наоборот "не бойся, больно не будет". Почему же педиатры "не замечали" маленьких пациентов?
Я помню, что мне очень хотелось рассказать, что именно и как именно у меня болит, потому что мать далеко не всегда рассказывала правильно и точно, что, в принципе, неудивительно: КАК можно описать интенсивность боли другого человека? Но для врачей я была невидимкой.
О том, чем именно я болею, как надо лечиться, опасно или нет - все это рассказывалось матери. Когда мне нужно было сделать манипуляцию или процедуру - снова: "Держите ребенка".
Когда у меня родилась дочка - это был 1999 год, общение с докторами вышло на новый виток: теперь уже я была мамой, а на моего ребенка никто не обращал внимания. Я видела, что дочке это также неприятно, как и мне, поэтому, где могла, я комментировала ("Сейчас тебе сделают укол - это действительно, больно, но совсем недолго. Зато потом ты сразу выздоровеешь, так что надо потерпеть")
Однажды не выдержала, когда на приеме (дочке было девять лет) доктор спросила МЕНЯ, как зовут ребенка. "Она умеет разговаривать," - ответила я, а доктор посмотрела на меня так, как будто я выдала несусветную чушь.
Я долго думала, в чем тут дело? Почему даже ветеринары уделяют внимание общению со своими пациентами, а педиатры - нет. Потому что ветеринары зарабатывают больше? Потому что прием платный? Потому что у педиатров нет ни времени, ни сил, чтобы сказать лишнее слово ребенку? Наверное. И я смирилась.
И вот два-три года назад с удивлением стала замечать, что доктора отвечают на приветствие ребенка - такого раньше не было. А еще начали напрямую говорить с пациентом: "Садись на этот стул. Поднимай футболку, я тебя послушаю. Открой рот, я тебе фонариком посвечу. Ты в какой школе учишься?" Не знаю, как другие, но мои мальчишки сразу чувствовали, что внимание уделяется ИМ, и вели себя превосходно - внимательно слушали доктора, не баловались, четко выполняли указания.
А всякие анализы и прививки? Мои вообще никогда не плакали и не капризничали: "Так, герой, давай лапку свою. А чего такая холодная? Боишься, что ли? А чего тут бояться? Давай вместе смотреть, что я делаю: тык! - и всё! А теперь видишь - на стеклышко, а потом это стеклышко в микроскоп..." Да, как представишь, сколько раз это приходиться повторять в течение дня - реально страшно становиться, но ведь дети внимательно слушают, не боятся, не плачут и выходят из кабинета без единой слезинки!
Или вот сейчас. Я даже осознать не могу, какая сейчас нагрузка на врачей, но... Когда старший болел модной болячкой, доктор (она у нас только что поменялась) нашла пару минут, чтобы подбодрить его, рассказать, что ОН должен делать, а что - нет. И пожелала скорейшего выздоровления. "Какая она замечательная! Добрая и внимательная!" - констатировал он.
А вчера вызвала врача младшему: в течение часа температура подскочила почти до 39, и я испугалась. Дежурный врач, осмотрев ребенка, прокомментировала: "Легкие чистые, хрипов нет, дыхание везде симметричное" - "А что такое симметричное?" - тут же спросил сын, ибо это тот случай, когда "хочу все знать". И доктор рассказала, что такое "симметричное дыхание", а заодно просветила, что у людей два легкого - мой, оказывается, этого пока не знал.
Входило это в ее обязанности? Нет. Должна была она это делать? Нет. Обязана она быть внимательной к ребенку и отвечать на его вопросы? Нет, конечно. Да и устала - это было видно. Но ответила. И про имя-фамилию-школу спрашивала именно у него. И я видела, как ему это было приятно.
Уважаемые педиатры! Мы очень ценим ваш труд. Когда болеют наши дети, мы готовы на все, чтобы они выздоровели. Мы видим ваш профессионализм и неравнодушие. Это очень здорово. но вот то, что вы стали видеть в детях ЧЕЛОВЕКА, обращать внимание, тратить время и силы на общение с маленьким пациентом, чтобы что-то ему объяснить или успокоить - это невероятно ценно. И очень нужно детям. Спасибо.