Найти в Дзене
ХроноScio | История и культура

В царстве льдов. Несчастливая экспедиция капитана Скотта к Южному полюсу

Человек устроен так, что его постоянно влечет к покорению новых вершин и преодолению рубежей. От восхождения на Эверест до погружения в Марианскую впадину, от изучения звездного неба до первого полета в космос, люди всегда искали способы раздвинуть горизонты познания и совершить то, что не удавалось еще никому. Но стремящиеся вписать свое имя в историю ступают на путь, полный опасностей. В начале XX в. развернулась настоящая борьба за Южный полюс: многие стремились первыми добраться до этой заветной точки и заявить об этом миру. Одну из экспедиций к Южному полюсу возглавил капитан английского флота Роберт Скотт. Капитан Скотт был преданным патриотом, человеком здравомыслящим, уравновешенным и суровым. 1 июня 1910 г. от берегов Англии отошел его корабль «Терра Нова» («Новая земля»). Так стартовала одноименная экспедиция, целью которой было достичь точки, куда еще не ступала нога человека: Южного полюса. Судно двинулось через Атлантику, увозя на своем борту припасы на несколько лет: еду,
Оглавление

Человек устроен так, что его постоянно влечет к покорению новых вершин и преодолению рубежей. От восхождения на Эверест до погружения в Марианскую впадину, от изучения звездного неба до первого полета в космос, люди всегда искали способы раздвинуть горизонты познания и совершить то, что не удавалось еще никому. Но стремящиеся вписать свое имя в историю ступают на путь, полный опасностей.

Капитан Скотт
Капитан Скотт

В начале XX в. развернулась настоящая борьба за Южный полюс: многие стремились первыми добраться до этой заветной точки и заявить об этом миру. Одну из экспедиций к Южному полюсу возглавил капитан английского флота Роберт Скотт.

Подготовка

Капитан Скотт был преданным патриотом, человеком здравомыслящим, уравновешенным и суровым. 1 июня 1910 г. от берегов Англии отошел его корабль «Терра Нова» («Новая земля»). Так стартовала одноименная экспедиция, целью которой было достичь точки, куда еще не ступала нога человека: Южного полюса. Судно двинулось через Атлантику, увозя на своем борту припасы на несколько лет: еду, теплую одежду, а также сложнейшее лабораторное оборудование, необходимое для исследования Антарктики.

Разумеется, попытки добраться до южной точки земной оси предпринимались и ранее. Многие хотели не только покорить новые земли, но и принести славу своей стране, добавить редкостную жемчужину к национальной короне. Однако ни одна экспедиция до тех пор не увенчалась успехом, и многие расстались с жизнью.

Барк «Терра Нова»
Барк «Терра Нова»

Капитан Скотт, как истый патриот, был нацелен на успех. До начала экспедиции он активно искал финансирование, а недостающую сумму вложил из собственных средств. Зимой 1910/1911 гг. капитан и его команда причалили к берегам Антарктиды, царству бескрайних льдов. В Южном полушарии с декабря по февраль стоит лето, и участники экспедиции спешили воспользоваться короткой полярной оттепелью, чтобы подготовиться к зимовке.

Экспедиционная команда Скотта включала 44 человека. 32 из них – это ученые: метеорологи, биологи, геологи, зоологи, физики и др. Остальные 12 – обслуживающий персонал. Оборудовав свой зимний дом, исследователи продолжили свою работу: изучали местную флору и фауну, делились ценным научным опытом и вели заметки. Одновременно они понемногу осваивали территорию, совершая небольшие вылазки и готовясь к решающему походу на Южный полюс.

-3

Во время одной из таких вылазок обнаружилась проблема. Исследователи наткнулись на зимовку норвежского мореплавателя Рауля Амундсена. Скотт понял: у него есть серьезный соперник, который будет оспаривать право первым добраться до края Земли. А значит, нужно действовать быстрее и решительнее. Оставалось только дождаться новой весны, чтобы пуститься в путь.

Долгая дорога к югу

Наконец, солнце впервые показалось из-за горизонта, и длинной полярной ночи настал конец. Все было готово для путешествия. Маршрут к Южному полюсу разделили на этапы. Через каждые два дня пути участники сооружали склад, где оставляли припасы еды и керосина: они понадобятся им на обратном пути. Ночевали люди в палатках, а для защиты от пронизывающего ветра строили снежные валы.

-4

С самого начала путников подстерегали неудачи. Сломались аэросани, многие лошади не выдержали суровых погодных условий и пали. Из-за пасмурной, снежной и холодной погоды (весна в Заполярье мало напоминает нашу) продвигаться вперед было очень тяжело, и участники экспедиции покрывали за день меньшее расстояние, чем рассчитывали. А ведь каждый день был бесценен: где-то в этой ледяной пустыне был еще один отряд – под предводительством Амундсена. И он тоже рвался первым достичь заветной точки.

К середине лета от тридцати участников осталось лишь пятеро: Бауэрс, Уилсон, Эванс, Отс и сам Скотт. Остальные вернулись на экспедиционную базу. Последний участок пути – самый тяжелый и опасный. Еда на исходе, силы тоже, а вокруг – сотни километров льда, снега, ветра и ни одной живой души кроме пятерых усталых путников. Во время стоянок Скотт подробно описывал в дневнике все происходящее, делился опасениями и надеждами. С какой радостью отмечал он каждый пройденный километр! Ведь еще на шаг становится он ближе к заветной цели.

-5

16 января, ценой нечеловеческих усилий, Скотт и остальные наконец достиг Южного полюса. Его ждало горькое разочарование: чужая заброшенная стоянка, посреди которой развевался флаг. Амундсен все-таки опередил их и, как выяснилось позже, на целый месяц. Скотт написал в дневнике:

«Вся история как на ладони: норвежцы нас опередили! Они первые достигли полюса. Ужасное разочарование! Мне больно за моих верных товарищей. <…> Конец всем нашим мечтам. Печальное будет возвращение».

Обратный путь

Однако это разочарование – еще не худшее, что ждало этих отважных людей. Им предстоял долгий и опасный путь обратно, на базу. До полюса добраться было проще: дорогу указывал компас. А продвигаясь обратно, они легко могли отклониться в сторону и пройти мимо оборудованных ими ранее складов с припасами. А это – неминуемая смерть. К тому же героев уже не подстегивал, не подгонял азарт, надежда на великое открытие. Столько месяцев подготовки, опасностей и лишений – и все оказалось напрасным.

Команда Скотта на Южном полюсе
Команда Скотта на Южном полюсе

Погода становилась все хуже, еды, горючего и сил не хватало. Первым не выдержал Эванс. Рассудок оставил его, и 17 февраля он скончался. В записях Скотта – отчаяние и страх. Отс отморозил пальцы на ногах и стал обузой для друзей. Понимая это, во время одного из привалов он сказал товарищам: «Я выйду на минутку» и вышел из палатки. И больше не вернулся.

Во время особенно сильной бури трое оставшихся не смогли выйти из палатки. Из-за непогоды никто не мог отправиться к ним на помощь – это было бы верной гибелью. Постепенно припасы закончились. Понимая, что надежды на спасение нет, 29 марта Скотт, Уилсон и Бауэрс приняли заранее заготовленные ими таблетки морфия. Перед смертью Скотт сумел сведенными от холода пальцами нацарапать прощальные письма на родину. И до последних минут он вел свой дневник.

-7

Только в ноябре, с наступлением оттепели, спасательный отряд добрался до места последнего пристанища капитана Скотта и его товарищей. Тела смельчаков не стали возвращать в Англию, а похоронили в ледяных могилах. Дневник Скотта и его письма были доставлены на родину. История его экспедиции и героической смерти стала примером мужества и источником вдохновения для подвигов, которые кажутся выходящими за пределы человеческих возможностей.

________________________

Спасибо за внимание! Лайки и подписки не обязательны, но приветствуются :)

Также читайте: