В России нам часто кажется, что Европа — это такое прекрасное место, где по идеальным дорогам ездят счастливые люди, никогда не попадающие в аварии, а вместо суровых инспекторов ДПС вдоль дорог у них стоят улыбчивые полицейские. Но на самом деле эта утопическая картинка далека от реальности, потому что ДТП в Европе происходят с изрядной частотой.
Сегодня хотел бы сравнить безопасность на их дорогах и на наших. Из чего вообще складывается понятие "безопасность дорожного движения"? Из качества самих дорог, ограничений скорости, законопослушности водителей и эффективности контроля исполнения ПДД. По каждому из этих пунктов мы сейчас вкратце и пройдемся...
Качество дорог
Вопреки расхожему мнению о том, что в Европе все дороги настолько гладкие, что можно хоть босиком по ним ходить, это не более, чем миф. Да, платные магистрали выложены безупречным покрытием — по-другому и не скажешь. На платках асфальт реально идеальный, не придерешься. Но как только сворачиваешь на бесплатную альтернативную трассу и тем более въезжаешь в город, начинается совсем другая Европа.
Типичный европейский город — это узкие улицы, плотная застройка и большая концентрация населения на единицу площади. Перекладывать асфальт в европейских городах ну очень не любят. Не потому, что жалко денег, а потому что если улицу закрыть на ремонт, то встанут в многокилометровых пробках окрестные пять улиц. Если закрыть на ремонт пару улиц, то станет весь центр.
Поэтому ремонт оттягивают до последнего. Обходятся жесткими ограничениями скорости: в центре нередки ограничения вплоть до 30 км/час. И ничего, ездят люди помаленьку по шумной брусчатке и подразбитому асфальту — других вариантов просто нет. Лучше ехать со скоростью 30, чем стоять в "мертвых" пробках.
Ограничения скорости
Они тоже значительно влияют на безопасность, потому что чем меньше скорость, тем проще контролировать автомобиль на дороге. В целом максимально разрешенная скорость в Европе меньше, чем у нас. У нас по городу можно ехать 60 км/час + 19 "условно бесплатных", а там всего 50 да и то периодически стоят ограничения на 30 и 40.
Законопослушность водителей
Вот тут точно никаких иллюзий быть не должно. В Европе нарушают Правила точно так же, как и у нас. Скорость превышают, без поворотников перестраиваются, периодически подрезают — по крайней мере в Хорватии это встречается сплошь и рядом.
Единственный запрет, который они блюдут свято — запрет на обгон через сплошную. Хоть там ядерная война начнется, все равно дождутся прерывистой линии и только потом пойдут на обгон — отмечал это не один раз.
Контроль за соблюдением ПДД
Не знаю, как с этим в других странах Европы, но в Хорватии следят за соблюдением ПДД в разы хуже, чем у нас. Камер на дорогах меньше раз в пять, полиция тоже встречается реже. Сам своими глазами видел случай, когда на выезде из тоннеля стоял полицейский экипаж, и при ограничении 80 км/час весь поток шел в районе сотни. Не остановили ни одного, просто стояли и смотрели за движением.
В итоге за счет меньших допустимых скоростей в Европе водить все-таки чуточку безопаснее, чем у нас. Конечно, любители нарушать тут тоже есть, но нарушают в основном тогда, когда дорога позволяет. На обледеневшем серпантине никто гнать не будет, жизнь еще дорога. А вообще все зависит не от страны, а от конкретного водителя: если голова на плечах есть, то хоть в России, хоть в Хорватии, хоть в Индии будет ездить безаварийно. Хотя по поводу последнего случая я бы не был так уверен;)
Про особенности дорожного движения в Европе, к которым я не мог привыкнуть, написал здесь