Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Арбитр" (Россия, 1992) и "34-й скорый" (СССР, 1981)

Оглавление

"Арбитр" (Россия, 1992)

Режиссер и актер Иван Охлобыстин любит эпатировать российскую публику. Не припомню случая, чтобы кто-то из известных деятелей нашего кино публично заявлял о своей привязанности к "дури". А Охлобыстин на публике может сказать все, что угодно.

Вот и свой детектив "Арбитр" он тоже выстраивает вопреки устоявшимся традициям, разрушая стереотипы и вместе с тем играя ими, как это делает ребенок с игрушечными кубиками. Его персонаж – начинающий следователь в компании со своим убеленным сединами коллегой /Ролан Быков/ по ходу сюжета ловит маньяка-убийцу.

Однако эта стандартная фабула становится для режиссера и исполнителя главной роли лишь поводом для синематечных намеков. На экране то и дело возникают кадры и эпизоды, цитирующие или напоминающие фильмы Паркера (оператор Михаил Мукасей не упускает возможностей поиграть со световым лучами, проникающими сквозь лопасти гигантского вентилятора), Хичкока, Фридкина, Линча, Скорсезе...

Впрочем, иронические цитаты и намеки вовсе не мешают режиссеру превратить фильм в своего рода суперклип, подтверждая тем самым, что российскому молодому кинопоколению 1990-х близка стилистика французских постмодернистов Люка Бессона /"Сабвей", "Никита"/ и Лео Каракса /"Дурная кровь", "Boy Meets Girl"/. Не случайно, быть может, что и многие участники команды "Арбитра" чем-то напоминают своих известных родителей (я имею ввиду сходство творческой манеры): актер Кирилл Козаков - своего отца Михаила Козакова, автор музыки Артем Артемьев - своего отца Эдуарда Артемьева, сочинившего звуковой мир ко многим фильмам Андрея Тарковского, и т.д.

"Арбитр" - фильм с двойным дном, рассчитанным на посвященных. На Западе такого рода картиной удивить трудно. Американское, французское и английское кино, на мой взгляд, до блеска отшлифовало подобную стилистику. В России же работа Ивана Охлобыстина в начале 1990-х выглядит весьма нестандартно...

Александр Федоров, 1993

"34-й скорый" (СССР, 1981)

-2

Фильм "34-й скорый" был поставлен Андреем Малюковым в русле установки на зрелищность, взятой "Мосфильмом" на рубеже 1980-х. В общих чертах задача формулировалась так: если не перегнать, то хотя бы догнать! Само собой речь шла о голливудских жанровых блокбастерах.

Правда, разрешалось обращаться лишь к определенным жанрам: фантастика, детектив, мюзикл, мелодрама, комедия и даже "фильм-катастрофа" поощрялись, в то время, как фильмы ужасов и мистика были по-прежнему "вне закона"...

-3

Незадолго до съемок "34-го скорого" Александр Митта уже поставил "фильм-катастрофу" на авиационную тему под названием "Экипаж".

Андрей Малюков взялся за кинематографическое освоение фактуры горящего пассажирского поезда. Увы, в отличие от Александра Митты (в фильме которого самой катастрофе предшествовала довольно длинная мелодраматическая часть), ему не удалось как следует познакомить зрителей с персонажами, характеры которых остались лишь намеченными пунктиром.

Следовательно, и во время пожара поезда градус сопереживания был заметно понижен. Да и сама катастрофа поезда вышла на экране как-то не слишком выразительно и эффектно, что в итоге и сказалось на кассовых сборах: аудитория "34-го скорого" почти втрое меньше, чем у "Экипажа"...

Александр Федоров, 1991