12 ноября родилась одна из самых популярных актрис Советского Союза Людмила Гурченко.
Дата как-то незаметно прошла мимо широкой публики, хотя Людмила Марковна была настоящим кумиром, как минимум двух поколений советских людей.
Впрочем, с властью у Гурченко всегда дела не складывались. Своенравная, не готовая идти на компромиссы с совестью, она уже после "Карнавальной ночи" нажила себе недоброжелателей в Минкульте и КГБ.
Именно тогда, вихрем взлетевшей на кинематографический пьедестал молоденькой актрисе, был поставлен неформальный запрет на профессию. происх
Из воспоминаний:
Я пережила много жестокостей.
Жестокость есть в том, что в мой самый лучший период, когда расцвет человека, женщины, когда есть здоровье, и… 10 лет не сниматься!
Разве после этого что-то может быть страшней??? Ничего!
На самом деле Люда Гурченко снималась, но в каких-то заштатных картинах, чаще всего в ролях второго плана.
До начала 1970-х годов, регулярно снимаясь, актриса продолжала оставаться малозаметной. (с) Википедия
Что же происходит в 1970-ом году? — Выходит художественный фильм "Мой добрый папа".
Фильм, снимавшийся в Баку и рассказывающий о Баку. Главные взрослые роли в нем сыграли Людмила Гурченко и Александр Демьяненко.
Мой добрый папа (1970)
Автор сценария
Сценарий к фильму написал замечательный детский писатель, прозаик и художник, Виктор Голявкин. По его повестям снято еще два художественных фильма: "Боба и слон" (1972) и "Лялька-Руслан и его друг Санька" (1980).
Но главное, что Виктор Голявкин бакинец. Родился в 1929 году, в семье преподавателя музыки Владимира Сергеевича Голявкина.
Во время войны, отца отправили на фронт, а Виктор с братьями остался в военном Баку.
Повесть, которую написал Голявкин, автобиографичная, наверное поэтому она так пронзительно знакома бакинцам.
Отрывок из повести:
В стену к нам постучали Измайловы. Мы всегда стучим к ним, а они стучат к нам. Это наша связь.
Я бегу к ним узнать, в чем дело.
Рамис, Рафис, Расим, Раис – в белых рубашках, в панамках и в синих сандалиях. Дядя Али говорит:
– Как Володя? Не хочет ли он прогуляться с детьми? Такой вечер! Вот мы готовы.
Мой папа спал. Но он встал сейчас же.
– Да, да, да! – сказал он. – Немедленно! Идем прогуляться!
Неожиданно!
Я ищу свой костюмчик. Мой брат Боба плачет. Он сам не может одеться.
– В чем дело? – говорит мама.
– Скорей, – говорит папа, – вечер чудесный, Али ждет нас, дети ждут, я пойду умоюсь…
Мой папа идет умываться.
– Я не пойму, – говорит мама, – он же спал…
Папа мой одевается. Я одеваю Бобу.
– Сумасшедшие! – говорит мама.
Вот и тетя Фатьма. Она нас торопит. У них разговоры с мамой. Им гулять некогда. Им нужно поговорить. Все кругом им мешают, не дают разговаривать.
(с) https://www.litmir.me/br/?b=191310&p=3
Кстати, она рекомендована к внеклассному прочтению в школах.
Режиссер
Это была дебютная картина Игоря Усова (Фаульбаума) За шесть лет до этого он снял один совместный фильм с С. Чаплиным, но после этого ничего не снимал.
Для него, Баку тоже стал своеобразной путевкой в профессию. Уже следующая работа — "Табачный капитан" (1972), с Людмилой Гурченко в роли хозяйка гостиницы мадам Ниниш, будет для обоих возвращением к массовому зрителю.
Дальше будет, и культовый детский фильм "Новогодние приключения Маши и Вити" (1975), и серьезная "Сицилианская защита" (1981).
Актеры
Две звезды фильма, Гурченко и Демьяненко, находились не в лучшем периоде своей карьеры. О Людмиле Марковне, я писал выше, но и Александр Сергеевич, был в пике.
Демьяненко
Два фильма Гайдая, "Операция «Ы» и другие приключения Шурика" (1965) и "Кавказская пленница или "Новые приключения Шурика" (1967), сделавшие его персонаж (Шурика) мегапопулярным сыграли злую шутку с Демьяненко — его перестали приглашать на главные роли в серьезном кино.
Роль, хоть и главную, но в детском фильме, да еще и на краю света, в Баку, Александр Сергеевич воспринял без энтузиазма. Да еще и поселили его вместе со всей группой в Новом Интуристе (гостиница Азербайджан), а Людмилу Гурченко в Старом, считавшимся самым лучшим отелем города.
И хотя судя по словам режиссера он справился со своей ролью блестяще, АИФ вообще включил эту роль Демьяненко в пятерку самых ярких его ролей, Александр Сергеевич явно был не в настроении.
Известный азербайджанский кинофункционер, директор таких картин, как "Мерзавец" или "Не бойся, я с тобой", Надир Алиев, вспоминал:
У меня была особая любовь к кинематографу, с детства мечтал стать режиссером. Меня так даже в школе называли, потому что наизусть знал историю советского и зарубежного кино. Однажды рядом с нашей дачей в поселке Бузовна пригорода Баку шли съемки фильма "Мой добрый папа" с участием известных актеров Людмилы Гурченко и Александра Демьяненко. Представьте счастье 17 летнего юноши, безумно влюбленного в кино, который воочию видел таких великих артистов ...
... я подошел с журналом, на развороте которого была крупная фотография Александра Демьяненко, и попросил через окно автобуса у актера автограф. Он как-то странно посмотрел на меня из-под очков, вообщем, мне не понравился его надменный взгляд...
... А Людмила Гурченко была просто великолепной! Надо было видеть, как она играла в этом фильме.
А это воспоминания народного артиста Азербайджана, кавалера ордена «Шохрат» (Орден «Слава») Рафика Азимова, которому фильм открыл дорогу в кинематограф:
Гурченко
Для Людмилы Гурченко фильм "Мой добрый папа" стал открытием Баку. В отличие от Демьяненко, она наоборот, с труппой вела себя профессионально, без фамильярностей, зато открыта была для поклонников.
Ей особенно нравилось, что бакинцы "ненавязчивы и деликатны".
Иногда стесняются подойти. Для них важен сам факт, что видел актера. Обожание на расстоянии трогает и подкупает.
А вот что о Гурченко вспоминал исполнитель главной детской роли Константин Корнаков:
У меня не было ощущения, что она моя мама. Ее я стеснялся: красивая женщина с великолепной фигурой, хорошо пела, но, в общем, какая-то отстраненная. И в сценах с ней - это я теперь вижу - есть у меня некоторая зажатость. Как мне рассказывали потом, ее режиссер фильма Игорь Усов как раз тогда "вытащил" на экран после периода забвения (после "Карнавальной ночи"). Гурченко в Баку вела себя достаточно обособленно, во всяком случае с нами, детьми. Даже жила в другой гостинице: мы все в "Азербайджане", она - в "Интуристе". Вообще, Баку, где три месяца шли съемки, - это что-то... Как нас встречали бакинцы, развозили-возили, селили-переселяли, показывали-рассказывали, какой там шашлык-машлык, фрукты, зелень, - любили, одним словом!.
Гурченко и Баку
Из интервью Андрея Житинкина, режиссёра, киноактёра, писателя, народного артиста России.
Людмиле Гурченко невероятно нравились азербайджанские орнаменты. Она многое запоминала и зарисовывала. Помню, в ресторане попросила у меня ручку и зарисовала понравившийся ей узор. На мой вопрос, зачем, - последовал ответ, что сделает на платье вышивку по краям рукавов, украсит ее бисером.
Мы с ней не раз были в Баку со спектаклями и мюзиклом. Она обожала ходить по городу, заходить на рынок. Надевала чалму, темные очки, но ее все равно узнавали и постоянно что-то дарили.
Людмила Марковна любила Баку и ей отвечали тем же.
Первый документальный фильм о ней, "Профессия — актриса" (1981), снял известный азербайджанский режиссер Давуд Иманов. Тогда еще студент ВГИКа.
Интересна история создания картины. Когда Давуд Иманов позвонил Гурченко, сказав, что хочет снять о ней документальное кино, актриса возмутилась. Но потом узнав, что начинающий режиссер из Баку, смягчилась и дала согласие.
Позже, фильм был внесен в учебную программу Всероссийского государственного университета кинематографии (ВГИК).
Наверное не случайно, что и последним человеком, который был наиболее близок Людмиле Марковне, стал бакинец Аслан Ахмадов.
Аслан Гюлоглан оглы Ахмадов (азерб. Aslan Əhmədov; род. 12 февраля 1973, Баку, Азербайджанская ССР) — российский продюсер, фотограф и художник. Член Союза фотохудожников России.
Более того, памятник Гурченко в ее родном Харькове, создал гянджинец Катиб Мамедов.
Вот как-то так.
Светлая память выдающейся актрисе.
ПС. Если вы не смотрели "Мой добрый папа", то советую. Там много Баку и бакинского.