XXI век открыл перед человечеством множество технологических возможностей, разогнав машину прогресса до невиданной скорости. Однако нельзя игнорировать тот факт, что вместе с развитием новых технологий растет и степень загрязненности окружающей среды. В связи с этим население большинства стран стало все чаще задумываться о своей экологической безопасности. Понятие «экологическая безопасность» включает сохранение естественных ландшафтов, флоры и фауны, качество продуктов питания, а также экологический статус конкретных территорий, населенных пунктов и искусственных сооружений. Сегодня мы можем наблюдать, как в большинстве прогрессивных государств на смену опасным для экологии способам ведения экономики приходят экологические инновации. Именно о позитивном опыте в области снижения негативного воздействия на окружающую среду посредством внедрения зеленых практик в производственную и иные виды деятельности за рубежом мы поговорили с представителем немецкой компании «TRENNSO-TECHNIK» Отто Ноймюллером.
«Планета у нас одна. Она нас кормит, поит, согревает, создает комфортную жизнь. Мы пользуемся ресурсами нашей планеты, но при этом не заботимся о ней должным образом и даже скорее губим ее. Мы загрязняем окружающую среду, и если сейчас мы не остановим, например, вырубку леса или загрязнение Мирового океана, то нас ждут массовые заболевания, высокая смертность и природные катаклизмы. По моему мнению, перспективы человечества в борьбе за экологию будут зависеть от демографических и промышленно-экономических процессов в ближайшие десятилетия. Необходимо предпринять срочные комплексные меры, способные предотвратить существенные экономические и социальные последствия, ожидающие нас в случае бездействия. И конечно, важный фактор — индустрия должна становиться зеленой. Защита окружающей среды и ресайклинг — это источник новых перспективных проектов и новых рабочих мест», — в этом уверен Отто Ноймюллер.
Такой позиции придерживаются многие страны мира, например, те, которые постепенно совершают переход к возобновляемым источникам энергии. К сожалению, процесс перехода на зеленую энергию протекает на так быстро, как рассчитывают эксперты, а лидеры этого глобального изменения встречают перед собой множество проблем, в том числе связанных и с лобби ресурсодобывающих компаний и государств. Тем не менее Исландия, Швеция, Коста-Рика, Никарагуа, Великобритания, Германия, Уругвай, Дания, Китай и Марокко не только внедрили использование экологически чистой энергии, но и стараются находить баланс между плюсами и минусами ее использования.
Одним из наиболее успешных примеров перехода на возобновляемую энергетику по праву считается Швеция, которая еще в 2015 году решила искоренить использование ископаемого топлива, увеличив инвестиции в солнечную и ветряную энергетику, аккумулирование энергии, интеллектуальные сети и экологически чистый транспорт. Для того чтобы бизнес и граждане включились в разработку проекта, государство ввело углеродный налог, освободило производителей возобновляемой энергии практически от всех плат и ввело «зеленые сертификаты».
Не менее успешный пример перехода к зеленой энергетике демонстрирует КНР. Одна из главных мотиваций правительства Китая — загрязнение воздуха в китайских городах — сделала государство лидером в производстве возобновляемой энергии. Сегодня Китай владеет пятью из шести крупнейших в мире фирм по производству солнечных модулей, крупнейшим производителем солнечных турбин, крупнейшим в мире производителем ионов лития, крупнейшим в мире предприятием по производству электроэнергии. То есть правительство КНР полностью привержено сокращению потребления ископаемого топлива.
Другое государство — Франция — может похвастаться достижениями не только в области высокой моды, но и в сфере бережного отношения к окружающей среде. В этой стране есть первая в мире автомагистраль, полностью сделанная из переработанных материалов со старых автодорог, есть дорога из солнечных батарей в деревне Турвур-о-Перш, благодаря которой в деревне работают все уличные фонари, а в 2016 году Франция стала первой страной, запретившей супермаркетам выбрасывать или утилизировать нераспроданные продукты хорошего качества — вместо этого, в соответствии с законом, излишки теперь отдают благотворительным организациям или пускают на корм для животных.
Исландия, считающаяся самой экологически чистой страной в мире, развивает зеленую энергетику, а именно гидротермальную и петротермальную, еще с 1930-х годов.
Значимые экоиницативы реализуются и в рамках сотрудничества ряда европейских государств. Так, в менее политизированной, по сравнению с другими, сфере экологии налажено сотрудничество стран ЕС с Россией. Одним из основных документов двустороннего сотрудничества области экологии является «ЕС-РФ Партнерство для модернизации» (Р4М). Документ предусматривает разработку общей экологической информации системы; обмен опытом по комплексным разрешениям на основе наилучших доступных технологий, включая более чистое производство и снижение энергоемкости производства; разработка совместных действий по борьбе с незаконной и неустойчивой вырубкой древесины; создание единых стандартов для оценки воздействия на окружающую среду для трансграничных проектов.
Что касается ресайклинга, то в этом вопросе очень преуспела Германия. Здесь все, что связано с утилизацией отходов и их переработкой, регулируется законом «Об экономике замкнутого цикла». В нем говорится как об ответственности производителей за создание перерабатываемой упаковки (в том числе транспортной и вторичной), так и о гражданах, которые должны вносить свой вклад в развитие окружающей среды. С 2015 года разделение отходов — обязанность каждого гражданина. На улицах Германии установлены контейнеры для раздельного сбора. Мера предварительной сортировки позволяет правительству страны экономить значительную сумму денег. Крупные предприятия Германии придерживаются главного принципа — переработать все, что они производят, в редких случаях — утилизировать экологически безопасным способом.
По мнению Отто Ноймюллера, в переходе к зеленым инновациям, внедряемым в производство, а также в сокращении вредных выбросов в атмосферу и снижении загрязнения воды, воздуха и почвы немаловажную роль должно сыграть государство. «Государство должно законами и реформами направить индустрию на зеленое производство. Нужны реформы— как нравственные в головах, так и политические. Без них не обойтись особенно. Тут также нужна экономическая и финансовая поддержка, так как в начале не все направления зеленой индустрии будут рентабельны», — комментирует эксперт.
Тезис, озвученный Отто Ноймюллером, частично иллюстрирует российская инициатива, а именно национальный проект «Экология» и реализуемый в его рамках федеральный проект «Чистый воздух». В рамках программы «Чистый воздух» в 12 городах, где работают крупные промышленные предприятия, проводятся мероприятия по снижению вредных выбросов. Так, в ходе реализации программы для снижения влияния на экологию крупнейшие предприятия Череповца модернизируют, реконструируют и технически перевооружают производственные мощности. Такие меры позволят снизить выбросы загрязняющих веществ в атмосферу на 74 тыс. тонн за год. В другом городе, где реализуется проект «Чистый воздух», — Липецке — внедряется система «Экомониторинг». Благодаря ей и соответствующим усилиям предприятий выбросы уже снизились на 10 тыс. тонн.
К зарубежным эффективным экологоориентированным государствам специалисты справедливо относят Люксембург. В герцогстве политика защиты природной среды формализована и закреплена в национальном плане по охране природы, ежегодно утверждаемом на заседании правительства Люксембурга. Реализация плана осуществляется посредством проектов, которые направлены на сохранение видов и среды обитания животных и растений. В числе примеров таких проектов — внедрение в Люксембурге систем экологической компенсации («экологические бонусы»), резервирование земель для целей компенсации завершения подготовки кадастров биотипов, создание специализированных территорий по поддержанию биологического разнообразия.
«В Европе основная задача — экологическое оздоровление региона, охрана водных объектов, сбережение биологического разнообразия, — подчеркивает Отто Ноймюллер. — В последнее время в Европе появился ряд законов и предписаний, которые регулируют эффективное обращение с отходами производства. И это важно, так как некоторые экологические проекты решаются в федеральных ведомствах. Как я говорил ранее, по моему мнению, большая роль в решении экологических проблем государства отведена политике и правительству, так как именно они задают направление в развитии государства. Что касается популяризации экологических инициатив, то здесь большие надежды возлагаются на средства массовой информации — телевидение, радио, а также школы и университеты, которые обязательно должны ввести в программу экологические предметы».
Образовательной инициативой в сфере экологии уже сегодня может похвастаться Италия. Здесь школьники проходят программу, адаптированную под актуальную повестку устойчивого развития и рационального использования ресурсов. Итальянские школьники изучают глобальное потепление, влияние человечества на планету. Кроме того, привычные предметы, такие как математика и физика, теперь ставят в центр внимания экологичную повестку.
Материал подготовлен в рамках проекта «Новые экопривычки российских городов», повествующего о лидерах сохранения благоприятной экологической обстановки на территории нашей страны. Поделитесь этим материалом в социальных сетях — пусть как можно больше людей узнает об успешных экопрактиках России. Сделаем страну чище вместе.
#новыеэкопривычкироссийскихгородов #нацпроектэкология #экологияроссии #россиябезмусора #зеленыепрактикироссии #экоинновациироссии #моязеленаястрана