Коротко о саамах – это коренные жители Лапландии, данная область объединяет северные районы четырех государств: России, Швеции, Норвегии и Финляндии. Проживая в Лапландии уже несколько тысячелетий, саамы испокон веков занимаются рыболовством и охотой, такая хозяйственная деятельность была бы немыслима без единения с природой.
Упоминания о саамах встречаются в таких исторических памятниках, как: Ottar’s report (IX век), Historia Norvegiae (1160-1175) и Heimskringla (1230 г.). В 1674 году выходит труд Уппсале Джоанна Шеффера «История Лапландии (Lapponia), в котором к лапландцам автор относит следующих народов:
1) финны (Finni);
2) лаппофинны (Lappofinni);
3) скридфинны (Skridfinni), или иначе, Бьярми (Biarmi) [1].
Филологи насчитывают 11 саамских языков, а также 13 саамских диалектов, в зависимости от территории проживания. В мире на данный момент проживают порядка 70 тыс. саамов.
В России саамы, или иначе, лопари, проживают на Кольском полуострове, по последним данным указанный народ насчитывает около 3 тыс. чел.
Исследователи культуры и традиций саамов полагают, что иные нации и народы, отождествляли саамов с колдунами и создавали все условия, чтоб оттеснить их дальше на север. Однако саамы выживали даже в самых суровых условиях благодаря нойдам - шаманам, заслужившим прозвища колдунов, волшебников и чародеев.
Впервые термин «нойд» был использован Ларсом Леви Лэсттадиусом в его трактате «Фрагменты лапландской мифологии», который был впервые опубликован в 1959 г, хотя написан автором был в середине ХIХ века. Ларс Леви Лэстадиус был известным шведский теологом, этнографом и занимал пост министра, его основной целью было сохранить уникальные национальные особенности лапландского уклада и традиций [2].
Филология объясняет нам происхождение термина «нойд» от слова noaidut, что в переводе обозначает сверхъестественное. Также имеют место норвежские эквиваленты «trollkarl», которое переводится, как волшебник, а также «spamann», наиболее близкое значение – предсказатель [1].
Существует отдельная классификация нойдов на «хороших» и «плохих», в зависимости от того, помогают они людям или наносят вред. Но об этом чуть позже.
Оперируя современной терминологией, в качестве основных функций нойд можно обозначить: хранителя национальных традиций, священнослужителя (в данном случае шамана), представителя неформальной власти, предсказателя и экстрасенса.
Чтобы стать нойдой, необходимо было пройти ряд испытаний, в первую очередь – холодом и жаром. И соискатель не просто должен был стоически перенести испытания, вовсе нет, он попросту не должен был их заметить, без обморожений и ожогов, что являлось свидетельством тому, что духи приняли и благоволят будущему шаману, поскольку именно он является единственным посредником между миром людей и миром духов.
Что умели нойды? Первое и главное – быть целителем, лекарем, помогать соплеменникам превозмочь, как физическую, так и душевную хворь. Далее, в суровых северных условиях шаман должен был владеть «внутренним взором», видеть всё и вся, найти пропавшие вещи и пропавших людей, что было особо актуально в снегопады. Кроме того, нойда – это гарант гармонии человека и враждебного ему окружающего мира, он помогает адаптироваться, лучше узнать окружающий мир, познать природу, во всех её проявлениях. Сила нойд была настолько велика, что, используя особые заклятия, они могли заставить все племя действовать нужным образом, повторять необходимые действия, иными словами, практически зомбировать людей, гася их волю и руководя ими как марионетками.
Данное явление получило название меряченья. Это массовый гипноз, наступающий у людей в определенных местах в ходе обрядов или спонтанно. При этом люди, оказавшиеся под воздействием нойды, начинают копировать действия друг друга, выполняют синхронно команды, могут даже предсказывать будущее [3].
Умерев, нойда продолжал либо помогать, либо вредить людям. Злые нойды после смерти становились «равками», аналог упыря или вурдалака. На Кольском бытует легенда, что на берегах Нотозера жил очень сильный и злой нойда Риз, когда он скончался в 1931 году, соплеменники побоялись его хоронить сами, опасаясь, что нойда переродится в равку, и обратились к другому сильному нойде, похоронный обряд у которого занял две недели, а сам нойда вернулся после него полностью поседевшим. Согласно легендам, явление перерождения нойды в равка были очень редки, но тем не менее, саамы и спустя большое количество лет боятся посещать могилы предполагаемых нойд-равков [4].
Чем же уникальны нойды, спросите вы. Тем, что жили в гармонии с суровой северной природой и обеспечивали нормальное существование своих соплеменников. Религия саамов, будучи языческой, очеловечивала силы природы, а нойды выступали посредниками, доверенными и поверенными в отношениях между людьми и природными духами тундры. Доказав своё право быть нойдой, шаман брал на себя указанные ранее функции и обязательства, выполнять которые, он был должен до конца своей жизни. Если нойда не справлялся со своими обязанностями, либо соплеменники сомневались в его силе, либо усматривали зло в его поступках, нойда становился изгоем и больше не мог вернуться в своё племя.
В отличие от традиционных представлений о том, что шаман – один из самых обеспеченных и богатых людей племени, нойды были довольно бедны, поскольку дары соплеменников, чаще всего, носили символический характер, а возможность заниматься собственным хозяйством была ограничена в силу выполнения своих «профессиональных» обязанностей.
Существуют ли сейчас нойды? Вопрос остается без ответа. Осталась традиция, а вот сильных нойд, как в легендах саамских народов больше нет. Однако саамы до сих пор почитают места погребения своих нойд местами силы, приходят туда с подношениями с целью решения своих проблем и обретения внутренней силы и веры.
Особое место в религии саамов занимают сейды – священные места в виде крупных камней, деревьев, холмов и озёр. Это места силы, места поклонений и подношений саамов. Согласно религиозным воззрениям саамов, сейды – это обители духов и душ предков. Кроме того, легенды лопарей гласят, что нойды не умирали, а, чувствуя близкий конец, уходили в тундру и превращались в священные камни-сейды, которые сохраняли магические свойства [5].
Поклонение сейдам – важнейший и обязательный ритуал в религии саамов, каждый сейд, согласно саамским верованиям, имел свою легенду. Сейды, в большинстве случаев, – это крупные валуны естественного происхождения, чаще всего, расположенные странным образом: либо на небольших мелких камнях, либо таким образом, что закон всемирного тяготения опровергает их положение в пространстве. Известна практика создания сейдов саамами, когда из небольших камней они выкладывали фигуры людей.
Саамы полагали, что каждый сейд обладает своей собственной особой силой, в нем заключён конкретный дух, который требует поклонения, уважения и подношений, чтобы придать внутренних сил в охоте, рыбалке, делах по хозяйству, для исцеления при болезнях. В качестве подношения сейдам использовали кровь животных, сало или жир, оружие и, наиболее часто, поставленные разлапистыми ветвями вверх оленьи рога. Даже сегодня наибольшее количество истлевающие оленьих рогов можно встретить рядом с сейдами, расположенными вокруг Ловозера.
В 154 км от озера Сейдозеро находится наиболее известный сейд, получивший название Летучий камень, свое название он получил из-за того, что его положение на скале нивелирует законы физики, визуально кажется, что он вот-вот скатится. Исследователи предполагают, что такое стало возможным, в силу смещения центр тяжести Летучего камня от точки опоры. Имеются данные, что в XIX в. христианскими подвижниками были предприняты попытки свалить указанный камень, однако они все оказались безуспешны.
Еще одним уникальным объектом саамской культуры являются Праудедки, они представляют собой каменные останцы, напоминающие головы людей, а именно: Старика и Старухи, предков лопарей. Саамы боялись беспокоить это место силы без повода, основанием тому были древние легенды и суеверные страхи ими сформированные [6].
Необходимо отметить, что высота некоторых сейдов составляет 10 м, а вес – около 30 тонн. Современные исследователи паранормального утверждают, что рядом с сейдами фиксируется радиационный фон, который к тому же нестабилен. Он меняется от замера к замеру, и не только в сторону уменьшения, что не соответствует современным знаниям о радиации [5].
Список источников находится в закреплённом комментарии!
Автор - Татьяна Стовбыра