Найти тему
Анастасия Миронова

Торжество верлиброподобного ничто. Как посредственность стала в современной поэзии нормой

С удивлением обнаружила, что конкурс "Поэзия" до сих пор обсуждают. Я о нем не писала, потому что поздно прочитала о скандале, спустя лишь пару дней, и подумала, что все уже забыли. Но, все же, здравомыслящих еще в России хватает, так что забыть не могут. Напомню, в этом году главным стихотворением был назван "бело-красно-белый флаг" белорусской поэтессы Марии Малиновской. Полностью безликое, но очень модное и конъюнктурное произведение. Это как кинопремия Сенцову - желание прослыть современным.

Картинка взята на infourok.ru
Картинка взята на infourok.ru

Штука в том, что на эту "Поэзию" номинировали классический безликий шлак. Человеческий обычный шлак, в смысле, побочные отходы жизнедеятельности. Люди живут, что-то делают, куда-то движутся (судя по текстам, почти все они - просто вошкаются. "Вошь, вошь! Гляжу - поползли, вроде, завошкались" - помните?), от них, помимо углеродного следа, остается шлак.

Вот едва ли не все, что на этой "Поэзии" представлено - самый и есть шлак. И в этом смысле премия отлично отражает положение дел в современной поэзии, где 80% всего издаваемого (заметьте, что тут заведомо как бы отсекаются графоманы, которых даже не публикуют) - верлиброподобный, неинтересный шлак.

Это избыток любви человека к самому себе. Поколение снежинок совершило тектонический сдвиг: оно внушило, будто любой человек сам по себе ценен, интересен и глубок. Этим от снежинок заразились и недавно вполне еще себя адекватно оценивавшие люди. И понеслось в литературу это безликое ничто. Пустота. Чушь.

Верлибр - форма стиха, в котором поэт уходит на второй план, уступая место своей личности. Это для самых умных и самых сложных. Которые о себе и о мире могут рассказать небрежно на салфетке так, что читатель даже не заметит, что перед ним не стих. Это если кратко

А теперь верлибр превратился в ширму для бездарностей. Потому что бездарности и посредственности подумали, что они сами по себе настолько глубоки и сложны, что могут поражать читателя сложностью своей внутренней жизни даже и без поэтического дара. Но штука в том, что большинство людей всегда и везде, в любой профессии и в любом виде деятельности, посредственны. В поэзии - тоже. В современной поэзии они дружно выбирают верлибр, потому что он куда проще даже и ушатанного пятистопного ямба. По этой причине писать верлибром стало грешно. Надо с этим уже считаться.

Нет, ну как же все это пошло! И верлибровые реки, и конъюнктура в поэзии. Кинопремия Сенцову или Навальному - то же самое, что поэтический приз стихотворению про белорусский флаг или стих Галины Рымбу про женский орган, упоминать который здесь не стоит, т.к. алгоритм сочтет это неуместным. Дали премию белорусской поэтессе - типа, смелые.

Что ж, продолжают зажирать культуру. Чтобы современникам не досталось поэзии - только конъюнктурная чушь.

И как все это пошло. И про органы эти, и про белорусский флаг. Какая-то вязкая в своей пошлости конъюнктура. Давать за это премию было нельзя, потому что это несерьезно. Так ровно, как и премия инвалиду за роль Гамлета только потому, что инвалиду нельзя не дать.

Я все даже не могла написать об этом - так это скучно и несерьезно. Но вот нашла силы. Просто тягучее болото, как медузами, заполненное посредственностями

В номинация были хорошие стихи, перечислять не стану, потому что некоторые имена мне не знакомы, боюсь кого-то упустить или исказить. Скажу только, что Дмитрий Воденников смотрится в таком списке - как лев, засунутый в вольер к мартышкам. Мартышки, по причине скудного знания о разнообразии фауны (попросту говоря, потому что никогда не видели львов), расслабились, похохатывают и уверовали, что они в вольере до сих пор главные.

Еще, конечно, не упущу возможность отбить удар поэта Игоря Караулова. На днях он пришел в комментарии к писателю Александру Пелевину съязвить о том, что я, дескать, тяжело переживаю судьбу романа, который, якобы, не пошел (тираж сразу ушел, так что не понимаю, куда не пошла моя "Мама!!!") Ну вот теперь господин Караулов посидит и посмотрит, каково проигрывать посредственностям только потому, что они написали про бело-красно-белый флаг. Супер, да? Вы со своей настоящей поэзией никуда не уперлись там, где мода, как и я со своим настоящим романом - там, где ржака про ширликов.

Скриншот страницы с официального сайта премии "Поэзия", где можно почитать все номинированные стихотворения. Обратите внимание на название файла / poetryprize.ru
Скриншот страницы с официального сайта премии "Поэзия", где можно почитать все номинированные стихотворения. Обратите внимание на название файла / poetryprize.ru

Вы думали, это только в поэзии запрещенный прием? Ржаки и конъюнктуру гнать? Ну вот, теперь и у вас это правило. И вы против ржаки с бело-красно-белым флагом - ноль.

И, заметьте, я не поэт. Неприятно, да, Игорь Александрович, что тут на злость и зависть не спишешь. Раскрываю секрет: я просто понимаю кое-что в литературе.

Еще:

Зажирают жизнь у современников: что происходит, когда в культуре толкают "своих" и веселых, а не лучших

"Покров-17": как второразрядная фантастика смогла победить на Нацбесте