Найти тему

На горе Фавор Христос показал ученикам, что имеет ключи от ада и рая.

Оглавление

Привет, друзья.

Сегодня хочется остановиться на моменте встречи Христа с ветхозаветными умершими праведниками Ильей и Моисеем, отдельно с Авраамом. Какой в этой встрече заложен смысл. Почему встреча происходит на глазах у нескольких избранных учеников. Как умершие могли встретиться с Христом? Были ли это реальные люди, жившие на земле много десятилетий и столетий назад? Давайте посмотрим на это более внимательно.

Итак, прежде всего, речь идет о событии, известном как преображение Господа на горе Фавор. Напомню, Христос взял на гору трех учеников: Петра, Иоанна, Иакова. Почему-то только их троих. И когда они взошли на гору, преобразился и в сияющем свете ученики увидели рядом с Христом двух ветхозаветных пророков. Илию и Моисея.

Об этом сообщают три евангелиста Матфей, Марк и Лука (Мф 17:1-8; Мк 9:2-9 Лк 9:28-36). Деталей не много, но все говорят очень похоже. Христос изменился, «просияло лицо Его как солцне», пишет Мафтей. И одежды сделались белыми как свет. Ученики же, как пишет Марк были в страхе (Мк 9:6). Лука добавляет такую подробность: ученики были отягощены сном, но пробудившись увидели двух чудных мужей. И более того, ученики слышат нечто из разговора. Илья и Моисей тоже были «во славе», то есть, по всей видимости, также были в свете, и не походили на обычных людей. Разговор же шел о предстоящих страданиях Христа: «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк 9:31). Но после этого чудесного видения, ученики видят еще Облако, и слышат глас: «Сей есть Сын мой возлюбленный в Котором Мое благоволение; Его слушайте»

Что произошло на горе Фавор?

Можно предположить, что Христос хотел что-то донести до учеников. А именно, показать им Свое истинное величие и славу, которая была скрыта до этого момента от всех. Да, Христос творил чудеса, но и пророки творили, хотя и не так. Но никто и никогда не общался с умершими праведниками как с живыми, вернув их на какой-то миг снова на землю. Будет ли ошибкой или преувеличением назвать Моисея и Илию одними из ключевых фигур еврейской истории? Это явно не случайный выбор. Моисей был непререкаемым авторитетом для иудеев.

Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он (Ин 9:28,29)

А Илия, по преданию, был взят живым на небо (4 Цар. 2:11), и должен был прийти перед пришествием Мессии (Мф 17:10). Моисей, кроме всего прочего, говорил о Христе (Деян 3:22)

-2

Это могло быть полезно для учеников, которым предстояло серьезное испытание веры (предстояло увидеть крестную смерть Мессии), и Христос желает укрепить их. Он говорит им в частности, чтобы они скрыли это видение до того, как Сын человеческий не воскреснет из мертвых. Но они не поняли.

И они удержали это слово, спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мертвых (Мк 9:10)

Как быть с запретом общения с мертвыми?

Но закон Моисеев запрещал "спрашивать мертвых" (Второз 18:11), что можно было понять, как запрет на любое общение с умершими.

  • "Когда ты войдешь в землю, которую даёт тебе Господь, Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мёртвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь, Бог твой, изгоняет их от лица твоего." (Второзаконие 18: 9-12)

Как вы думаете, подходил ли данный уникальный случай под запрет Моисея? Понятно, что в законе речь идет о разных гадателях, чревовещателях, в которых могли вселяться злые духи, чтобы обманывать несчастных. Здесь же Сам Бог, создавший весь мир, и давший закон Моисею, "господин и субботы" (Мф 12:8). И Он показывает ученикам, что Илья и Моисей живы. И это именно они. Поэтому они поставлены рядом, а ученикам дано узнать их, хоть они явно никогда не видели ни Моисея, ни Илью.

Блж. Феофилакт Болгарский считает, что ученики узнали пророков по их словам [1] Евфимий Зигабен пишет, что они могли узнать их по описаниям, которые евреи оставили в древних книгах, "либо же по Божественному Откровению либо еще иначе"[там же]

В той же главе, где дан запрет общаться с мертвыми, Моисей пророчествует о Христе:

«Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь, Бог твой, — Его слушайте» (Второз 18:15-19).

И чтобы у учеников не возникло сомнения, Бог Отец прорек: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте" (Мф 17:5), фактически повторяя слова Моисея, записанные в законе, и подтверждающие, что это именно Тот о Ком говорил Моисей.

У Бога все живы

Христос показал ученикам, а позже открыл и прочим, что мертвые на самом деле живы у Господа (Лк 20:38). Они не спят, и не исчезли, но существуют в ином мире, откуда по воле Бога могут приходить на землю.

На основании слов Писания мы можем предположить, что подобная встреча произошла у Христа и с Авраамом. Только она уже была без свидетелей. Так Христос говорит иудеям: Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался. (Ин 8:56)

Христос как истинный Бог и истинный человек открывает людям новые истины, которых не знали люди Ветхого Завета: а именно, что мертвые не находятся в шеоле в бездеятельном состоянии, не спят вечным сном. Они могут и говорить, и видеть, и испытывать эмоции (Авраам возрадовался). Они умерли для нас, но они живы у Бога.

Преображение на Фаворе стало важным свидетельством для учеников, увидевших Христа во славе, и услышавших Бога Отца, удостоверившего их, что перед ними именно Тот, о Котором говорил Моисей. И более того: это Тот, кто владеет ключами от небес и преисподней, и может по Своему желанию как сойти во ад, или на Небо, так и вывести на землю любого праведника: хоть бы и Авраама, Моисея, Илию, чтобы поставить перед Собой, и говорить с ними.

После такого ученики уже не могли сомневаться в том, что это истинно Мессия. И более чем Мессия. Ибо никогда и ни один пророк не делал такого, что делал Христос. И возможно впервые ученики услышали от Христа о том, что Ему предстоит воскреснуть из мертвых. Хотя тогда они даже не поняли, о чем идет речь.

Возможно, Господь хотел и утешить ожидающих Его пришествия, передал через Моисея, что скоро придет и к ним(1Пет 3:19), чтобы вывести за Собой праведных.

Слава Богу в Троице святой славимому, Отцу, Сыну и Святому Духу.

А.С. (Мефодий+)

Поддержать автора

-3

#христос #православие #моисей #преображение на горе фавор #мефодий+ #илия и моисей #шеол