Найти тему
КУЛЬТУРА.РФ

История вопроса: рекрутская повинность. Как рекрутов провожали в армию?

В XVIII–XIX веках Россия провела десятки победоносных войн и сражений: присоединила новые территории и отразила нападение шведов и наполеоновской армии. Битвы вели императоры и известные военачальники, но основной силой армии стали солдаты-рекруты, вчерашние крестьяне, которых вырвали из привычной жизни и заставили постигать военную науку. Читайте в нашем материале, когда появилась рекрутская повинность, откуда взялось выражение «забрить в солдаты» и как можно было избежать службы.

Иван Соколов. Проводы в город парубков, назначенных в рекруты (фрагмент). 1867. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Иван Соколов. Проводы в город парубков, назначенных в рекруты (фрагмент). 1867. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Молодых людей, которых отдавали в рекруты, последние месяцы перед службой освобождали от тяжелой работы. Пожизненная или 25-летняя служба в глазах односельчан и самих рекрутов была равносильна смерти. Даже если солдат выживал в многочисленных сражениях, считалось, что он забывал крестьянский труд, и поэтому его навсегда исключали из общины. С рекрутом прощались, как с умершим, пели на проводах похоронные песни и даже нанимали профессиональных плакальщиц.

Тут одолит меня бесчасную
Горе бедность-то великая.
Уж нету мово ясна солнышка
Не по спине, да не по возрасту,
Не по ухваточке похвальныя,
Не по походке молодецкыя.
Уж была ты у меня яблонь кудреватая,
Свеча да воску ярого,
Верба да золоченая.
Был добрым людям-то присвойчевый.
Тут обомрет мое сердце ретивое,
Что нету мово рожденья сердечного.

Из причитания матери по новобранцу. Конец XIX века, село Ухта Олонецкой губернии

Константин Савицкий. На войну (фрагмент). 1888. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Константин Савицкий. На войну (фрагмент). 1888. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Перед тем как ехать в рекрутское поселение, будущий воин должен был вымыться в бане мылом, которым обмывали покойника. Крест рекрута запекали в хлеб, который разламывали над порогом. Одна половина должна была упасть в сени, а другая в горницу. Если крест оказывался в той половине хлеба, что упала за порог, молодому человеку не избежать службы.

На комиссии тем, кого признавали годными, выбривали волосы на лбу. Считалось, что человеку с таким отличительным знаком труднее сбежать. От этой традиции родились выражения «брить лбы», «забрить в армию».

Нас было свезено в город много; несколько дней продолжался прием, и каждый день приводили нас к Казенной палате, где мы лежали на солнышке, пока по очереди водили нас в приемную. <…> Не диво, что мы сами скоро пригляделись, как вдруг бледнел товарищ, когда его выкликали по имени; как матери, сестры, отцы и братья становились на колени, пока вели его в палату, и молились Господу, чтобы он помиловал их; как старуха мать падала потом без памяти, когда раздавалось в палате: «Лоб!» — и это страшное слово переходило из уст в уста по лестнице и передавалось в народ; и как потом начинался вой и плач, когда нового рекрута выводили с забритым лбом, накинув на него солдатскую шинель; и дюжина рук хваталась за него, как за мертвого…

Николай Полевой. «Рассказы русского солдата»

Автор: Екатерина Гудкова