Найти тему
Йошкин Дом

Путёвка в лагерь (ч.6)

Фото из свободного доступа сети Интернет
Фото из свободного доступа сети Интернет

Дома у Макара Ваня первые дни чувствовал себя неловко. Стеснялся ходить по квартире, и всё больше сидел на кровати в комнате друга, за столом есть старался мало, и укоризненно смотрел на сестрёнку, которая с аппетитом уплетала предложенные блюда.

Танюшка освоилась быстрее. Она весело болтала с родителями Макара, с любопытством рассматривала всё вокруг и восхищалась самыми простыми вещами. Даже блестящий переключатель душа и круглый "иллюминатор" стиральной машины приводили малышку в восторг.

Макар очень переживал, что Ваня чувствует себя неловко, и пытался отвлечь друга от грустных мыслей.

- Я всё думаю, как они там... - Однажды озабоченно сказал Иван. - А, ну, как совсем ум потеряют. Да и за дом страшно. Сейчас хоть лето, а в ту зиму чуть не спалили. Хорошо ещё, что я вовремя проснулся.

Узнав, о чём печалится мальчик, отец незамедлительно связался с Алексеем. Коротко переговорив с парнем, протянул трубку Ване:

- Ванюшка, - услышал мальчик хорошо знакомый бодрый голос - ты, братишка, говорят, загрустил? Хорошо всё у нас. За твоими присматриваем, дом цел, Сергей ходит к ним. Так что отдыхай, о плохом не думай. Здесь Лиса вам с Макаром привет передаёт!

- Так уж и передаёт! - Засмеялся Ваня.

После этого он повеселел и, наконец, превратился в себя самого. Даже мама облегчённо вздохнула, впервые за эти дни положив добавку в тарелку мальчика.

- Так, ребятня, - отец озабоченно потёр руки - сегодня у нас дело. Надо с мамой проехаться по магазинам, купить всё к школе. Потом некогда будет.

Макар открыл было рот, чтобы возразить, что до школы ещё далеко, что вещей с прошлого года осталось много и, вообще, тратить на такую ерунду время не стоит. Но отец сделал "страшные" глаза, и Макар промолчал.

И, как оказалось, хорошо сделал. Потому что в магазине Ваня ревностно следил, чтобы всё, что покупалось ему, покупалось и Макару тоже. Впрочем, изначально, его, и вовсе, невозможно было уговорить что-либо примерить, но потом под умоляющий шепот Макара Ваня всё же пошёл на попятную.

Пока мама с Танюшкой занимались выбором платьиц, кофточек и всякой прочей девчачьей дребедени, мужчины быстро и по-деловому пополнили гардероб мальчишек всеми необходимыми вещами. Макар покорно примерял вместе с Ваней одежду, но когда дело дошло до покупки зимней куртки, взвыл.

- Папа, это мне точно не надо!

- Почему? - Подозрительно спросил Ваня.

- Потому что у меня их три!!!

- Три? - Поразился Иван и замолчал.

Наконец, с покупкой одежды было покончено. Вещи аккуратно уложили в багажник. Только коробку с новыми кроссовками Ваня так и не выпустил из рук. На все предложения родителей Макара, переобуться прямо сейчас, он отрицательно мотал головой и бережно прижимал коробку к себе.

Потом выбирали школьные мелочи. Это было интересней, но мальчишкам всё равно заметно надоел магазин, особенно Макару. Однако, он понимал, что без него друг никогда не решится что-то выбрать. И когда отец произнёс заветное "Всё!", Макар чуть было не запрыгал от радости, как дошколёнок.

- Всё! - Повторил отец. - Сейчас только купим Ивану телефон и в парк!

- Сейчас купим Ивану телефон, и домой: отвозить вещи и обедать! - Строго возразила мама. - В парк и после обеда успеете.

- Не надо. - Едва не заплакал Ваня. - Не надо никакого телефона. Вон, Макару купите, он свой в лесу потерял. Вы уже и так какие деньжищи на всё потратили. На чужих-то.

Он уткнулся носом в коробку с кроссовками и всхлипнул. Отец мельком глянул на него в зеркало заднего вида, сбросил скорость, а потом и вовсе остановив машину, повернулся к мальчику.

- Вот что, Иван, - серьёзно сказал он - слушай и запоминай: ты нам теперь не чужой! И Таня тоже. Ты нашего сына, считай, от смерти спас. Так что, как хочешь, а теперь у нас два сына и дочь. А телефон Макару я свой старый отдал. Он ещё вполне себе в форме.

Он подмигнул раскрасневшейся от обилия впечатлений Танюшке. Девочка вертела в руках новую куклу и то и дело трогала, лежащий на сидении рюкзачок с другими игрушками, словно проверяя не сон ли всё это.

И телефон купили, и пообедали, только вот в парк уставшие ребятишки ехать уже не захотели. Мальчишки возились с Ваниным телефоном, а Танюшка устроила для дяди Вити и тёти Лены настоящий показ мод. Они от души хвалили её новые наряды, и девочка сияла от удовольствия.

- Хорошие они, правда? - Спросил Виктор у жены, когда они остались одни.

- Да, ребятишки хорошие. - Согласилась Елена. - Добрые, скромные. Жаль, что им достались такие родители.

- Интересно, а опеку оформить сложно в наше время? - Виктор задумчиво провел пальцем по экрану смартфона.

- Вить, ты сдурел? - Жена посмотрела на него укоризненно. - Это не щенка ты сыну взять решил. Это дети. Две жизни, две судьбы. Ты хоть представляешь, какая ответственность?

- Две жизни говоришь? - Виктор не обиделся, но голос его стал жёстким. - А ты слышала, как Ванька рассказывал, что они могли сгореть той зимой, если бы он вовремя не проснулся? Не было бы сейчас этих жизней.

- Витя, - Елена жалобно посмотрела на мужа. - ну, неужели там родители совсем пропащие?

- Пьют. - Коротко сказал Виктор. - Как многие в таких деревнях. Сергей рассказал, что отец их ездит на шабашки в соседнее село, но всё, что зарабатывает, тут же пропивают с женой. Иван за хозяина. Летом ягоды, грибы собирает, продает на станции, покупает еду себе и сестре. Зимой сложнее. Старикам деревенским по хозяйству помогает: снег расчистить, воды принести. Те продукты дают.

- Бедный мальчик. - Лена обхватила ладошками щёки. - И Танюшка... Смотри, какая она ласковая, благодарная.

- Не привыкли они, Лена, капризничать. И к изобилию не привыкли. Малому рады. Ваня не знал, куда деться от наших подарков. Я и его понимаю, и оставить детей вот так вот, просто, не могу. И как поступить, неизвестно.

Больше до отъезда в деревню об этом не говорили. Ездили в парк на аттракционы, ходили в кино и в кафе, катались на велосипедах.

Когда пришла пора возвращаться, Виктор решил поговорить с Ваней.

- Ну что, Вань, понравилось вам с Танюшкой у нас?

- Конечно понравилось! - Ваня немного привык и уже не стеснялся, как прежде.

- Может, тогда нам обсудить вопрос, чтобы вы пожили у нас подольше?

- Это как же, до осени что ли? - Удивился Ваня.

- Хотите до осени, хотите дольше. С родителями договоримся, в школу тебя оформим, а Таню в садик.

Иван посерьёзнел:

- Нет, дядя Витя, спасибо вам огромное-преогромное, но мы уж лучше домой.

- Значит, всё же не понравилось...

- Да не в этом дело. - Ваня замялся. - Нельзя мне своих бросать, пропадут они без нас с Танюшкой. Мне учительница говорила: "Иди, Ваня, в интернат. Там кормят хорошо, и в школу далеко ездить не придётся." Что ж, меня в один интернат, сестру - в другой, а родители сопьются совсем? Нет, дядя Витя, вы люди хорошие, только уж мы как-то вместе. Вы не обижайтесь!

- Да я не обижаюсь, Иван. Взрослый ты, смотрю, совсем. Макар, по сравнению с тобой, ой, какой ребёнок.

- Макар хороший. - Вступился Ваня. - Просто у него жизнь другая. Но ничего. Я вот выучусь, работать пойду. Квартиру сниму в городе, Танюшку заберу. Своим помогать стану. Не всё ж им пить, может, одумаются.

Он рассуждал, как маленький старичок, проживший долгую и трудную жизнь. Виктор обнял мальчика, и так они сидели какое-то время двое мужчин, большой и маленький, размышляя каждый о своём.

* * * * *

Ох, как же обрадовалась Лиса приезду мальчиков! Она бегала от одного к другому, стараясь лизнуть руки. Щенки немного подросли. Вот ведь! Только неделя прошла, а они уже изменились.

Обрадовался приезду ребят и Алексей. Расспрашивал мальчиков, как они провели время, хвалил Ванину одежду. Нина Владимировна тоже оказалась дома. Она поздоровалась с Ваней, ласково потрепала по волосам Макара.

Ваня, увидевшись со всеми, уехал с Виктором и Танюшкой к себе домой, отвозить купленные вещи. Макар решил остаться с Алексеем и Ниной Владимировной.

- Папа предлагал Ване жить у нас, а он не согласился. - Грустно сказал он тёте Нине. - А разве ему с такими родителями лучше?

- Ваня любит родителей. - Мягко ответила она. - Вот ты бы согласился от своих уйти?

- Ну, - возмутился Макар - мои не такие!

- А если бы были такие, ушёл бы? - Подъехал к нему Алексей.

Мальчик задумался. Потом отрицательно помотал головой.

- Не ушёл бы. - Вздохнув, сказал он. - Наверное, как и Ваня, попытался бы что-то сделать. Но только мне даже представить такое тяжело

- Вот видишь. - Похлопал его по плечу Лёша. - Своих бросать нельзя. Ты не тревожься, Макар, мы с Ниной Владимировной ребят без помощи не оставим.

- И папа так же сказал. - Заметил мальчик. - Сказал, что обязательно помогать будем.

- Вот видишь, сколько людей вокруг, готовых помочь. Помнишь, о чём говорили с тобой в прошлый раз?

- Помню.

- А родители у Вани - люди не плохие. Просто что-то в их жизни пошло не так. - Вздохнула Нина Владимировна. - В какой-то момент опустили руки, перестали бороться за себя и за детей. А этого допускать никак нельзя!

- Вот! А я тебе о чём говорил? - Подмигнул Алексей. - Видишь, какая у меня классная, правильная мама?

- Вижу! - Улыбнулся Макар. - Я ещё в лагере это понял!

Вернулся отец.

- Ну, как там? - Спросил Алексей.

- Удивительно, но они соскучились! - Виктор оглядел всех по очереди. - Не дети. Нет, они, конечно, тоже. Но я про родителей. Представляете? Когда мать увидела подарки, которые они привезли с собой, и их самих, таких нарядных, непривычных, она заплакала.

- Так что ж здесь удивительного. - Нина Владимировна погладила подбежавшую к ней Лису. - Это ж её дети. И не всегда у них так, как сейчас, было. Вот и вспомнила, видать.

- А они..? - Видно было, что отец не решается спросить.

- Я вас понял. - Алексей посмотрел Виктору в глаза. - Нет, вещи детские не тронут, не пропьют. Сами не купят, покормить забудут иной раз, деньги на водку спустят, но чтобы... Не водится за ними такого.

Отец ещё долго разговаривал с Алексеем. Договорились о многом, что должно было помочь детям жить без нужды.

Прибежал проводить Макара сияющий Ваня. Корзинка со щенком уже покоилась в машине. Лиса не переживала, словно доверяла этим людям и знала, что они не обидят её детёныша.

- Лису мы у себя оставим. - Алексей подозвал собаку. - И одного щенка тоже. А третьего малыша деду Игнату отдадим.

- А он возьмёт? - Ахнул Ваня. И объяснил ничего не понимающему Макару. - Дед Игнат, ох, и мужик суровый! Не забалуешь!

- Суровый, но добрый и справедливый. - Уточнил Алексей. - Шёл недавно мимо двора, увидал щенков. Я и сам не ожидал, что попросит. У меня камень с души упал. Дяде Игнату верить можно.

- Ну, что ж, друзья, пора нам! Дорога не близкая. - Отец засобирался.

Макар пожал руку Ване, обнял Алексея и Нину Владимировну.

- Танюшке от меня привет передай. - Попросил друга. - И обязательно приезжай в гости.

- Теперь вы к нам приезжайте! - Пригласил Лёша. - Каникулы длинные, лета ещё кусок впереди. А здесь и лес и речка.

- Приедем. Спасибо! - Не стал отказываться отец. - Всё, Макар, пора. Мама заждалась.

Макар ещё раз махнул всем рукой и сел в машину.

Продолжение следует...часть 7

(В связи с изменениями в правилах платформы автор вынужден указывать ссылку на ещё не опубликованные части рассказа. Следующая часть будет опубликована завтра. Спасибо за понимание!)

Начало истории ЗДЕСЬ