Здравствуйте.
Сегодня - статья о действительно уникальном коллективе. В энергетическом плане - уж точно. Название публикации родилось не во сне и не в бреду юнца, насмотревшегося "Звёздных войн". Текст набран взрослым человеком, который был примерно таким мальчишкой во времена, когда британская группа The Prodigy взлетела на этот самый трон и вряд ли его способен занять кто-то другой. Тыкать в автора, как палкой в дохлую крысу, необязательно, ибо пишу о собственных ощущениях от этой группы, значит ещё не совсем дохлый. И вот уже лет 25 искренне верю, что эта группа - явление, которое выплеснуло в мир нечто поистине тёмное, но очень талантливое. Если говорить об уникальности, то у меня в голове не играет ни один исполнитель, который был бы настолько агрессивным и нёс в себе энергию со знаком "минус", зашкаливающую по значению, будь то децибеллы или глубина созданного мрака. Попробую объяснить. Агрессивной музыки предостаточно: экстремальные виды тяжёлого рока, индастриал или чистые электронщики. Депрессивной или мрачной, пусть даже величественной - сколько хочешь. Начиная с Сергея Прокофьева и его "Танца рыцарей" (слушайте) и заканчивая, например, маэстро Робертом Смитом и The Cure (уже писал о них статью). От неё могут лопаться барабанные перепонки, вставать волосы дыбом или возникать дрожь или ломота во всём теле. Но чтобы эти звуки периодически вводили в состояние оцепенения или даже ужаса - такого у меня, если ничего не путаю, не было. Даже если взять близлежащие по стилистике (брейкбит или бигбит) команды - The Chemical Brothers (о них можно прочитать здесь), The Crystal Method (читать - здесь) или Fatboy Slim, по введению в панику до уровня The Prodigy они не дотягивают, как землянка до небоскрёба.
Но не буду долго петь непонятные песни, предложу послушать несколько композиций, точнее, 7 (символично, не правда ли?) и получить мегазаряд мегаэнергии. А прежде поделюсь своим ноу-хау, если хотите, - как можно использовать этот не сильно дружелюбный атом в мирных целях. У меня внутри вмонтирован некий редуктор или трансформатор, который такую мощную силу превращает во что-то иное, я насыщаюсь ей и не бегу переворачивать танки, как Халк, или трамваи, как футбольные фанаты. Мне становится хорошо и благостно. И потом можно безболезненно переключиться на Modern Talking (о них ещё не писал, но напишу, уж больно хочется). Да, и начнём мы одной из мощнейших композиций No Man Army, от которой просто невозможно сидеть на месте. Приглашаю вас на убойную вечернику, господа. Приготовьте свои потайные вместилища-бензобаки-аккумуляторы для пополнения до самой крышки!
За период существования группы (с 1990 года) в мире продано более 25 млн. копий альбомов, всего студийных работ - 7, из которых хочется выделить три. Сначала - первый, Experience, 1992-го года. Он и протрубил, что пришёл новый, другой мир, искоренивший усталое медленное нытьё и даже насмехающийся над прежними подходами к созданию электронной танцевально музыки. Хотя я и пытался описать тёмную сторону, на которую переметнулись джедаи из The Prodigy, без улыбки не могу слушать вот эту вещь из первого альбома - Out of Space. Воистину разрыв стереотипов - тут и заглавная тема в виде регги, и брейкбитовый ломаный ритм, и смешной Вуди Вудпекер будто бы вылез из дупла и ржёт над группой Video Kids и подобными простенькими песенками (послушайте, правда, забавно?). Только этот, новый дятел вымазан в грязи, он злой, у него накрашены глаза и на голове не один, а два хохолка, как у Кита Флинта и майка в цветах британского флага. В общем, все устои, мораль, стандарты - долой. Новые Sex Pistols, если сравнение уместно.
Итак, первый альбом. Платиновый в Великобритании. Мультяшный и прикольный.
Music for the Jilted Generation - второй альбом группы, вышел в 1994 году. Занял 1-ю строчку в списке альбомов Billboard 200 и стал дважды платиновым в Великобритании. Звучание несколько изменилось, это стало очевидным ещё до альбома, когда вышел сингл One Love. Также альбом содержит композицию Voodoo People с запоминающимся маршем-рефреном, страшной флейтой (или чем-то таким) и жутковатым клипом. Вот где первобытный страх, мне кажется. Даже группа "Ленинград" включила эту мелодию в одну из своих песен.
А самой яркой лично для меня в этом альбоме стала дорожка Poison, в собенности в сингл-версии, вышедшей в 1995-м году. Именно с неё у меня началось особое отношение к The Prodigy. Мощь, напор, бесконечная агрессия (а может, это любовь, просто в не доступном для средних умов выражении?) и зашкаливающая энергетика.
И, конечно же, открытие, взрыв на мегатонны - это альбом 1997-го года The Fat of the Land. В своей статье про Depeche Mode я писал, что в том году для меня было лишь два альбома - Ultra и этот. По-моему, это совершенный с точки зрения электронно-танцевальной музыки альбом, и каждая композиция - это нечто колоссальное. Само собой, самыми большими хитами стали Smack My Bitch Up и Breathe, но признаваться им в любви банально и неинтересно. Предлагаю тем, кто не расслушал ещё как следует, обратить на следующую вещь особое внимание, а тем, кто, как и я, вжимается в кресло от её звуков, ещё раз испытать особенные ощущения. Я говорю о девятиминутной Narayan, которую считаю вершиной альбома и спорить ни с кем не буду, таков мой вкус. Как будто из фильма ужасов выползшая мелодия, бит, устрашающий и загоняющий на самое высокое дерево, в тему подогнанные и сбивающие с ритма скретчи, и апофеозом является пугающий детей хор: УМ ДАМА НАРАЙЯНА - УМ ДАМА НАРАЙЯНА - УМ ДАМА НАРАЙЯНА...
И сразу после Narayan на альбоме идёт Firestarter. Вот уж где злюки так злюки. Подземка, невротические движения Флинта, от которых невозможно оторваться и которые мы пытались повторить в ночных клубах. И контраст в поведении с флегматичным Лиамом Хоулеттом, кстати, основателем и автором коллектива. Все эти фишечки создают образ группы.
Не побегу дальше 1997-го, мало что послушал, и не слишком вдохновлён. Да извинят меня поклонники более позднего творчества квинтета-квартета-трио-дуэта (в The Prodigy после смерти Кита Флинта остались лишь Лиам Хоулетт и Максим Реалити), после The Fat Of The Land, который занял первые строчки в 22-х странах, в меня проникала другая музыка, и я несколько остыл. Может, стал старше. Хотя, так или иначе, эта группа всё равно будет рядом. Когда попадаешь на тёмную сторону, то обязательно знаешь, что есть и светлая.
Закончим снова первым альбомом Experience. Невесёлая сказка Weather Experience. С очень радостной (как это ни странно звучит в рамках этой группы) основной темой. Почти как музыка из Терминатора. Мне этот эпизод представляется примерно так.
...Кто-то откуда-то прилетел. К нам. Зачем - как обычно неясно. Какая-то штука, металлическая и достаточно блестящая по виду, немного круглая, чуть-чуть длинная, шмякнулась под Стефанидаром, на юге страны, изрядно подпортив имущество животноводческой фермы. Мы, как добрые и позитивные хозяева, идём с хлебом, солью, водкой и девушками в кокошниках встречать новых друзей. А вдруг заберут в новый мир, где лучше? И около этой железяки останавливаемся в некоторой озабоченности, ибо несёт от неё то ли навозом, то ли сероводородом, но явно не розовой водой. "Травить будут, злыдни", - думаем мы. А лючок, небольшой такой, кругленький, открывается где-то сверху, и оттуда начинает сыпаться какая-то мелкая живность - не то моллюски, не то игольчатые черви, а то и морские ежи. Да, новым миром не пахнет, точнее пахнет, но не новым. И тут! С тёплым свечением и добрыми улыбками выходят из-за этого дельтаплана, держась за руки, парни из ПродиджЫ (пиши через Ы). Не долетели до столицы. На концерт тамошнего чиновника торопились. Соляра кончилась. У нас выступили. Во дворце творчества. С успехом. А червяки эти - реквизит для съёмок нового клипа. Ну и запах, само собой, куда без него. Так что порядок, ребят. Разобрались. Прилетайте ещё...
До встречи.
Об электронной музыке на этом канале:
Kraftwerk: БОЙН БУМ ЧАК как электронная азбука
And One. Контролируемая агрессия, переходящая в позитив