Найти тему
Лунная программа

Генерал Каманин о космической гонке (1961-1968)

Оглавление

Небольшая справка для непосвященных. Генерал Николай Петрович Каманин. Советский летчик и военачальник. Герой Советского Союза, участник экспедиции по спасению челюскинцев. Организатор и руководитель подготовки первых советских космонавтов с 1961 по 1971 годы.

Николай Петрович Каманин
Николай Петрович Каманин

Была ли свобода слова в СССР? Нет. Не было. Информация подавалась строго дозировано и "препарировано". О многом писали выборочно, многое замалчивалось, многое искажалось. В результате, у советского гражданина складывалось искаженное представление о реальности. В том числе о ходе космического противостояния двух стран - СССР и США. Это было известно всем посвященным. Так 1 января 1969 года Николай Каманин написал "...Мы отстали от США на 4-5 лет. Больно признавать этот горестный факт, но еще больнее сознавать, что у нас пытаются замаскировать наше поражение". Немногим ранее он же написал: "Последние четыре года США шли впереди нас по пилотируемым космическим полетам, но в Советском Союзе лишь немногие знали об этом." Сам генерал Николай Каманин был в числе тех, кто знал реальную картину космической гонки. Но, по счастью для нас, он вел дневник, в котором записывал события по горячим следам без приукрашивания и без искажения. Это был его личный дневник, он мог писать все что думал. Журналисты этого себе позволить не могли. Пресса была под строжайшим колпаком цензуры. В СССР даже не говорили о лунной программе, не говорили, что были планы послать человека на Луну. О ракете размером с небоскреб тоже молчали. О ней мы узнали только в период гласности в конце 80-х.

Результат такого обмана своего населения советским руководством мы можем наблюдать и сейчас. Кто не верит в полеты американцев на Луну? Как правило, это люди старшего поколения. Именно те, кто в СССР читал газеты, смотрел телевизор и слушал радио. Им сообщали, что СССР на голову впереди США в деле освоения космоса. До сих пор верят.

Сейчас дневники генерала Каманина доступны всем желающим. Но... объем их поистине огромен. Современные люди, для которых публикация размером 5 страниц, это очень много, вряд ли захотят погрузиться в чтение четырех огромных томов. Для них я сделал дайджест, посвященный космической гонке двух стран. Надеюсь, содержание им покажется интересным. И, возможно, у них возникнет желание открыть эти дневники и прочитать их полностью. Чтение очень интересное.

Первые два тома дневника Николая Петровича Каманина
Первые два тома дневника Николая Петровича Каманина

20 марта 1961

"На каждый наш спутник США запускают 3-4 своих спутника; сейчас в космосе летает более 15 американских спутников, причем их спутники в 4-5 раз легче наших. Они запустили 22 спутника "Дискаверер" для отработки разведывательной аппаратуры, а запуск спутника "Эхо-1" (надувной шар диаметром 30 метров) является отличным экспериментом по усовершенствованию средств связи. Американцы непрерывным потоком получают обширную информацию из космоса и настойчиво совершенствуют аппаратуру для своих будущих космических кораблей. Нам необходимо признать, что американцы, отставая от нас в весе спутников и в мощности ракетных двигателей, в то же время опережают нас по средствам связи, телеметрии и электронике. Мы потеряли связь с АМС, летящей к Венере, на удалении в 2 миллиона километров, а американцы уже имеют опыт связи на расстоянии 37 миллионов километров. Нам крайне необходимо объединить усилия многочисленных ведомств, КБ, заводов и научных организаций в едином государственном органе, руководство которым поручить не "случайным" людям, работающим на космос (подобно Устинову, Рудневу и другим) по совместительству с большими земными делами, а тем, кто знает космос, для кого освоение космоса стало целью всей жизни."

6 февраля 1962

Если и дальше так пойдет, и в правительстве не будет создан специальный орган по руководству космонавтикой, то в 1962-1963 годах Америка нас обгонит. Надо признать, что сейчас мы лидируем только формально, а по сути - уже отстаем: 120 запусков спутников в Америке и 20 - у нас. США непрерывно готовят и испытывают все новую и новую технику, непрерывно получают мощный поток информации из космоса, а мы пока лишь "пульсируем"; слишком велики перерывы между полетами. В том, что мы отстаем от США в космосе, мир сможет убедиться в 1963 году, но убедить в этом наших руководителей почти невозможно.

15 февраля 1962

Сегодня в 15:20 по московскому времени американцы в восьмой раз будут пытаться вывести на орбиту Джона Гленна. Судя по всему, его полет недостаточно хорошо подготовлен. Я не склонен преуменьшать успехи американцев в космосе - они есть, и они значительны. Более того, я даже опасаюсь, что американцы могут обогнать нас. Правда, не все зависит только от них. Если мы сумеем правильно оценить назревающую опасность, то сможем идти впереди США. Сегодня Герман Титов в 15:00 в Политехническом музее будет выступать перед собранием старых большевиков, а в 14:00 он будет у меня, и я подскажу ему, чтобы он в своем выступлении сравнил полет Гагарина и свой полет с бесконечными переносами первого орбитального полета американца. Оба наших полета были осуществлены с первой попытки, а американцы уже семь раз переносили старт Джона Гленна. Он уже изрядно измучился еще до полета. Сидеть четыре часа в корабле и ждать сомнительного старта - это не легче, чем сделать три витка вокруг Земли. Вчера Гагарин из Афин перелетел в Никозию, сегодня его горячо приветствуют киприоты. Складывается опасное положение: мы занимаемся речами, а американцы - космическими полетами. Нам надо идти вперед, не переоценивая наших результатов и не умаляя усилий наших соперников.

23 июня 1962

Голова все время забита мыслями о путях более успешного и более быстрого освоения космоса. Америка быстро догоняет нас, а во многом (особенно по разведывательным ИСЗ) уже обогнала. У нас есть все возможности уже в 1962 году совершить несколько многосуточных космических полетов человека, продолжительностью до 8-10 суток. Об этом 11 июня я делал доклад на научной конференции ВВС "О военном значении космоса и ближайших перспективах". Но из-за плохого общего руководства космосом и многочисленных ведомственных тяжб, а также споров, успехи нашей страны в космосе за 1962 год очень скромные. Опасность того, что Америка в 1963-1964 годах обгонит нас в космосе, все возрастает, а мы пока ничего не предпринимаем, чтобы вновь оторваться от наседающего конкурента. На днях получили послание Кеннеди Конгрессу о достижениях США по авиации и космосу за 1961 год. На этом документе есть резолюция Малиновского: "Товарищу Вершинину. Изучить. Коротко изложить существо вопроса, доложить Ваши выводы и предложения". Вершинин поручил мне подготовить этот материал. Буду пытаться использовать этот повод, чтобы убедить Руденко, Вершинина, а главное, Малиновского в срочной необходимости укрепления военного космоса и особенно программы пилотируемых космических полетов. Америка правильно решила: не жалеть средств на космос, централизовать работы по космосу в стране (НАСА) и в военных ведомствах (ВВС), а главное внимание в программе освоения космоса сосредоточить на пилотируемых полетах и на планах освоения Луны. Если Америка с ее более высокоразвитой электроникой и радиотехникой отдает пальму первенства в космосе не автомату, а человеку, то нам, имеющим пока более слабую автоматику, сам Бог велел отстаивать решающую роль человека в космических полетах. Но вопреки здравому смыслу у нас многие выступают за автоматику и против человека. Это может показаться и странным и глупым, но, к сожалению, это так. Это результат того, что военным космосом руководят люди, ничего не знающие о космосе. Звонил из Гурзуфа Юрий Гагарин, отдыхом он доволен. В нашем штабе необычное затишье: Руденко работой особенно себя не утруждает. Сейчас 12 часов, а его еще нет - проходит медицинские обследования. Вчера он также отсутствовал целый день: был у маршала Ротмистрова.

23 августа 1962

Полет Николаева и Поповича опять резко увеличил разрыв между СССР и США в нашу пользу — это признают даже сами американцы. Но что мы должны делать дальше? Сейчас мы готовим пуски двух АМС на Венеру: первая станция должна сесть на планету, а вторая - облететь ее, сфотографировать и вернуться к Земле. В октябре мы будем производить пуски и в сторону Марса, но пока не ясно, когда состоятся новые полеты космонавтов. Для пилотируемых полетов у нас осталось только два "Востока". Новый корабль "Союз", над которым работает Королев, в 1963 году едва ли будет летать, хотя Королев и обещает, что первый беспилотный "Союз" полетит в мае 1963 года. Полеты космонавтов принесли нашей Родине небывалый триумф, а пуски на Марс и Венеру остались почти незамеченными, хотя каждый из них стоил значительно дороже. К тому же пуски на Марс и Венеру не имеют никакого военного значения. Учитывая все это, было бы целесообразно все наши усилия сосредоточить на дальнейшем развитии пилотируемых полетов, на создании орбитальных станций и освоении Луны.

3 сентября 1962

Генерал А.Г.Карась сообщил по телефону, что вторая наша попытка запустить АМС на Венеру также закончилась неудачей. Первые три ступени, как и при пуске 25 августа, сработали отлично и вывели четвертую ступень с АМС на околоземную орбиту; но четвертая ступень вновь не сработала, и АМС на несколько дней останется спутником Земли. Итак, две ракеты из трех, предназначенных для пусков на Венеру, не выполнили задания. Мало надежд на отличный результат и при третьем пуске. Я не хочу злорадствовать; неудача Родины - это и моя неудача. Но нельзя не видеть, что эти неудачи закономерны. Я был прав, когда предлагал не увлекаться Марсом и Венерой, а осваивать глубже то, что по плечу современному состоянию нашей космической техники. Путь к планетам лежит через Луну и орбитальные станции. Все попытки стартовать к планетам прямо с Земли в ближайшие 5-1О лет не принесут большого успеха, да и в более далеком будущем успех таких стартов проблематичен. Американцы уже кричат на весь мир о советских неудачных запусках АМС на Венеру: "Наши радары в Турции засекли гигантскую советскую ракету, развалившуюся в космосе на три части, обломки которой сейчас носятся вокруг 3емли". В этом сообщении есть доля правды: третья и четвертая ступени действительно при выходе на орбиту разделились; правда и то, что четвертая ступень не смогла послать АМС по направлению к Венере и станция осталась на околоземной орбите. В обоих пусках АМС есть и большая удача - вывод на орбиту спутника весом более семи тонн, и большой провал - отказ четвертой ступени и средств связи. Наша излишняя засекреченность пусков сейчас бьет по нас. В обоих случаях можно было бы сообщить о выводе на орбиту семитонных спутников в экспериментальных целях.

16 ноября 1962

Вчера я был в Совете Министров у Ивановского и Семенова, завизировал проект решения о создании большой отечественной центрифуги. В проекте ряд комитетов и организаций обязываются отработать всю документацию по центрифуге в 1963 году и ввести ее в эксплуатацию в 1967 году. По вопросу о заказе десяти "Востоков" Ивановский еще раз пытался убедить меня не связываться с "Востоками" и все надежды возложить на "Союз", хотя сам признал, что "Союз" в 1963 году едва ли полетит. Между полетами "Востоков" и "Союзов" может образоваться "дыра" в 1,5-2 года. У нас - "дыра", а у США период очень большой активности. Американцы вполне могут нас догнать в период нашего затишья. Они уже объявили, что в апреле 1963 года Гордон Купер полетит на сутки. У нас есть все основания надеяться, что до 1964 года они не смогут догнать нас по продолжительности полета человека в космосе, даже если мы за 1963-1964 годы не проведем ни одного полета; но в 1965 году они могут обогнать нас, если мы не примем решительных мер по недопущению сокращения дистанции между нами и США.

16 мая 1963

Вчера в 16:03 по московскому времени Гордон Купер был выведен на орбиту. Прошло уже 22 часа, как начался его полет, и, по-видимому, он проходит успешно. Наши газеты и радио скупо сообщают о полете Купера. Если Купер выдержит 22 витка и благополучно вернется на Землю, это будет большим его личным успехом и громадным достижением США. Этот полет - новое доказательство того, что Америка "сидит у нас на хвосте", а кое в чем уже и опережает.

23 ноября 1963

"Американцы торопятся с проектом "Джемини" (двухместный маневрирующий корабль), и в 1964 году есть вероятность, что он будет летать. Мы могли бы запустить трехместный космический корабль раньше США, но из-за ведомственных споров упустили и продолжаем упускать время, и сейчас более, чем когда-либо раньше, налицо опасность нашего отставания. Американская ракета "Сатурн" и космические корабли "Джемини" и "Аполлон" станут теми "конями", на которых американцы могут нас обскакать.

27 ноября 1963

Только что узнал очень неприятное для меня решение министра обороны. На записке начальника Генерального штаба с предложением объединить руководство космонавтикой в ВВС Малиновский написал: "Оставить все так, как есть". Я никогда не восхищался способностями нашего министра, но такой его тупости я даже не предполагал. У него под носом два года продолжается бесплодная и очень вредная конкуренция между видами Вооруженных Сил за право возглавить руководство освоением космоса. Когда каждый Главком "тянул" космос к себе, может быть, министру было и затруднительно отдать предпочтение кому-либо из них, но сейчас, когда четыре Главкома из пяти и Генеральный штаб, во главе с Бирюзовым, пришли к соглашению и высказались в пользу ВВС - отказ министра утвердить эти разумные предложения можно квалифицировать только как глупость и неумение видеть дальше собственного носа.

Итак, дела с космосом не улучшаются. Вершинин и Руденко не в состоянии бороться с министром и никогда не поднимутся против него. А дело освоения космоса явно страдает; мы отстаем от американцев, и скоро это отставание станет очевидным для всех. Помочь делу могло бы только решительное вмешательство ЦК и лично Н.С.Хрущева. Добраться до Хрущева могли бы космонавты, но их обращение к нему вызовет такую бурю, в которой и космонавты и, в первую очередь, я получим много шишек, причем все это может оказаться совершенно бесполезным.

6 февраля 1964

Попович улетел вчера в Австрию. Терешкова третий день находится в Англии и побывала уже у английской королевы. Готовим поездки в Швецию, Норвегию и Италию. Можно сказать, что наши международные дела идут нормально. Но с главным - с подготовкой к новым космическим полетам - дело обстоит плохо. Америка наступает нам на пятки. Выведение на орбиту с помощью ракеты "Сатурн-1" 17-тонного груза переполошило наше руководство. Дано указание форсировать изготовление "Союза", а до его появления в космосе сделать все возможное, чтобы удержаться в положении ведущей космической державы.

12 февраля 1964

Н.Ф.Кузнецов, В.Н.Холодков и я вчера были в Кремле и более двух часов беседовали с О.Г.Ивановским. Главная тема беседы: ВВС очень пассивны и не "теребят" высокие инстанции предложениями о том, как и на чем готовить космонавтов к будущим космическим полетам, включая облет Луны и высадку людей на Луне. Этот разговор вызван появлением ряда сообщений о том, что американцы уже имеют тренажер для отработки прилунения. … Ивановский сообщил нам, что есть одобренный ЦК КПСС план посылки экспедиции на Луну в 1968-1970 годах. Для этой цели будет использована ракета Н-1, способная вывести на орбиту 72 тонны, а так как вес корабля, рассчитанного на полет к Луне, прилунение и возвращение на Землю, будет составлять около 200 тонн, то потребуются три ракеты Н-1 и две стыковки на орбите. Весь этот проект у нас еще только на бумаге, а американцы уже многое сделали для осуществления полета на Луну. Короче говоря, у меня нет былой уверенности, что мы будем на Луне раньше американцев. Конечно, многое в этих прогнозах можно еще изменить в нашу пользу, но для этого нужны срочные и решительные мероприятия. Смирнов и Келдыш с такой задачей не справятся, и в этом им крепко "помогут" Малиновский, Крылов и Руденко.

14 марта 1964

Я понимаю, что для Смирнова, Келдыша и Королева сейчас нет другого выхода. Они должны были бы честно и прямо признать, что США догоняют СССР, что в 1964 году Америка может вырваться вперед, а в 1965 году она прочно займет ведущее место в космосе, но они всеми средствами будут оттягивать и маскировать наше поражение. Попытка быстро переделать одноместный "Восток" в трехместный "Восход" и посылка в космос пассажиров это не тщательно подготовленный дальнейший шаг вперед в деле освоения космоса, а отчаянный рывок. Но за рывками часто следуют срывы, и дай Бог, чтобы мы и на этот раз не сорвались. Положение таково, что сейчас ничего лучшего и не предложишь. Придется делать все возможное, чтобы не допустить срыва, но не все зависит только от нас...

19 июня 1964

Сегодня я прочитал большое интервью Вернера фон Брауна о сроках и возможностях полета на Луну. Он подтвердил свою уверенность в том, что до 1970 года американцы побывают на Луне и вернутся на Землю. Он высказался и о возможных новых космических подвигах русских, но твердо заявил, что достигнутый размах работ в США скоро должен обеспечить им ведущую роль в космосе. К сожалению, он прав. Мы способны еще продемонстрировать несколько захватывающих дух трюков, но у нас уже нет оснований утверждать, что мы сохраним лидерство в космосе. Полеты "Восхода" и "Выхода" могут на 1-2 года замаскировать наше отставание от Америки и удовлетворить честолюбивые устремления Хрущева, но для специалистов уже сейчас ясно, что мы отстаем, а в случае неудач с "Восходом" или "Выходом" провал нашей космической программы станет очевидным для всех.

30 июня 1964

Дня три назад получили ответ Генерального штаба за подписью Штеменко на письмо Вершинина о необходимости дополнительных заказов "Востоков" и "Союзов" на 1966-1967 годы. Штеменко пишет: "На 1964-1965 годы заказано 4 "Восхода" и 5 "Востоков" для отработки выхода в открытый космос, а на 1966 год заказано 4 "Союза". На последующие годы заказы будут уточняться". Короче говоря, в ближайшие 2-3 года мы ничего не будем предпринимать по отработке элементов боевого применения пилотируемых космических кораблей. Ничего не предпринимается и для подготовки полета человека на Луну. Все это результат незаинтересованности ракетных войск в развитии пилотируемых космических полетов и недальновидности маршала Малиновского. Сейчас, после шести наших и четырех американских пилотируемых полетов, не понимать, что человек, а не автомат будет решающим звеном в освоении космоса — значит ничего не понимать в космических делах и не чувствовать перспективы.

1 августа 1964

Вчера американский космический аппарат "Рейнджер-7" в 16:25 по московскому времени врезался в поверхность Луны со скоростью 7,5 тысяч километров в час. За 15 минут до встречи с Луной на АМС включились телевизионные камеры и передали на Землю 4 тысячи снимков. Все наши газеты сообщают об этом полете, но считают нужным напомнить об американских неудачах с лунниками и о том, что советская АМС "Луна-3" еще в 1959 году сфотографировала обратную сторону Луны. Информация о полете "Рейнджера-7" пока очень скупа, но я чувствую, что американцы добились в освоении Луны результатов, перекрывающих наши прежние успехи. Глупо недооценивать это новое большое достижение в освоении космоса.

25 июня 1965

Встречался с Вершининым и Руденко, оба они очень легко перенесли "американскую пощечину"(Н.П.Каманин имеет в виду успешное завершение 7 июня 1965 года четырехсуточного полета астронавтов Макдивитта и Уайта - Ред.) и нашу очередную неудачу с "Луной-6", а мне полет "Джемини-4" и "лунная пилюля" не дают спать. Все это я предвидел уже 2-3 года назад. 1965 год будет годом, когда американцы начали опережать нас в космосе. Хуже всего то, что это мало трогает наше руководство.

5 августа 1965

Американцы перенесли срок очередного пилотируемого полета с 8-го на 19-е августа, но подтвердили, что он планируется на 8 суток. Этот полет будет большой "затрещиной" для наших руководителей, он подтвердит, что США обгоняют нас в космических делах.

19 августа 1965

Вчера же более часа смотрели американский фильм о полете "Джемини-4", об испытаниях корабля "Аполлон" и исследовательских работах по освоению Луны. Фронт космических исследований в США колоссальный. Американцы уже догнали нас и теперь быстро будут уходить вперед.

26 августа 1965

Полет "Джемини-5" успешно продолжается, неполадки с падением температуры в скафандрах и сомнения в надежности энергоснабжения корабля преодолены. Руководители полета не теряют надежды на продление его до 8 суток. Сегодня к концу дня экипаж "Джемини-5" может перекрыть результат полета Быковского и установить новый абсолютный мировой рекорд продолжительности космического полета. Шуму будет много, американцы сумеют использовать свой новый успех для нанесения ощутимого удара по престижу Советского Союза.

Всем нам торжество США не доставит удовольствия, но, может быть, этот успех соперников заставит наше твердолобое руководство серьезно задуматься над причинами нашего отставания. Главные "виновники" торжества американцев не столько они сами, сколько наши высокие руководители (Малиновский, Смирнов и другие). За последние 3-4 года Малиновский, недооценивающий военного значения космонавтики, наделал много ошибок, затормозивших развитие наших успехов в космосе. Главной ошибкой Малиновского следует считать его решение возложить руководство космонавтикой на ракетные войска, а не на ВВС. "Рожденный ползать - летать не может!" Космонавты летают, а корабли для них заказывают артиллеристы, они же определяют всю техническую политику, фактически направленную на то, чтобы затормозить усовершенствование пилотируемых космических кораблей и заменить их автоматами. Американцы уже начали использовать космические пилотируемые корабли для военных целей, а у нас два года обсуждается, каким должен быть космический разведчик. Ракетчики против космонавтов-разведчиков, а экипаж "Джемини-5" имеет шесть заданий от военных и уже фотографирует Кубу, Китай, Вьетнам и другие территории.

27 августа 1965

За последний год американцы добились решающих успехов в космосе: полеты "Маринера-4", "Рейнджеров-7 и -8", "Джемини-4" и, наконец, рекордный полет "Джемини-5". Казалось бы, есть все основания забеспокоиться и задать себе вопрос: в чем дело, почему США нас обгоняют? Но Малиновский и Генштаб и сейчас хранят гробовое молчание, как будто все идет так, как надо. Мы пять лет утверждали, что социализм - лучшая стартовая площадка для полетов в космос. И вот США доказали, что это не совсем так. У нас есть возможности еще раз вырваться вперед и первыми быть на Луне, но для этого нужно убрать Малиновского, передать космонавтику от Крылова к Вершинину и допустить космонавтов к руководству космическими делами. Но на такие решения ЦК и правительство не пойдут, значит, наше отставание будет продолжаться. Перспектива мрачная, работать в такой обстановке тяжело, но работать нужно. В ближайшие дни соберу всех летавших космонавтов - будем думать, что предпринять, чтобы исправить положение.

31 августа 1965

"Джемини-5" пролетал почти 8 суток. Америка торжествует победу: Джонсон собирается отправить своих астронавтов в триумфальное путешествие по планете. Такого триумфа могло и не быть. Мы имели и еще имеем все возможности быть впереди в освоении космоса. Только досадные ошибки наших руководителей типа Малиновского, Крылова и Смирнова позволили США выйти в лидеры. Я написал на 8 страницах письмо Брежневу о причинах нашего отставания в космосе. Письмо пока не отправил, хочу посоветоваться с Гагариным и другими космонавтами.

8 сентября 1965

Прочитал доклад американского президента Конгрессу о деятельности США в области авиации и космонавтики в 1964 году. Он хвалится успехами Америки, и для этого у него есть все основания, а 1965 год для американцев будет еще более успешным. За 12 лет (1954-1965) США затратили на космос 34 миллиарда долларов, в том числе только за последние 4 года - 26,4 миллиарда. Мы на космос тратим значительно меньше, но кроме трудностей с деньгами у нас много и организационных ошибок. У нас нет правительственного органа, который занимался бы только космосом: нет такого органа ни в Академии наук, ни в Министерстве обороны.

28 октября 1965

"... Мы, космонавты, много раз выезжали за границу, мы тысячу раз были свидетелями того, как горячо многомиллионные массы людей различных стран приветствовали успехи Советского Союза в космосе.

Но за последний год положение изменилось. США не только догнали нас, но и в некоторых областях вышли вперед. Полеты космических аппаратов "Рейнджер-7", "Рейнджер-8", "Маринер-4", "Джемини-5" и некоторых других космических аппаратов являются серьезным достижением американских ученых.

Это отставание нашей Родины в освоении космоса особенно неприятно нам, космонавтам, но оно наносит также большой ущерб престижу Советского Союза и отрицательно скажется на оборонных усилиях стран социалистического лагеря." (из письма к Леониду Ильичу Брежневу)

1 ноября 1965

Американцы развернули для освоения космоса грандиозные силы, кое в чем они уже опережают нас. Мы меньше выделяем средств на космонавтику и очень плохо их используем. О главных наших недостатках в работах по исследованию космоса космонавты написали письмо Брежневу, 22 октября Гагарин передал его лично помощнику Брежнева - Морозову. Сегодня уже 1 ноября, а Брежнев еще даже не читал письмо космонавтов, он находит время заниматься делами Алжира, Замбии и другими "срочными" проблемами, но у него нет часа времени, чтобы поинтересоваться, почему мы отстаем в космосе. Надежды на маршала Гречко также минимальны: он не пойдет против Малиновского. Наша космонавтика остается разъединенной, плохо управляемой, ошибки продолжаются.

30 ноября 1965

Заканчивается ноябрь. Через 4 дня американцы полетят на стыковку и доведут продолжительность полета до 14 суток - этот их полет больно ударит по престижу Советского Союза. К сожалению, наши высокие руководители (Малиновский, Смирнов, Келдыш) не испытывают чувство стыда за переживаемый нами позор. Я еще раз со всей ответственностью повторяю, что мы имеем все возможности не уступить первенство Америке (я об этом писал, говорил и заявлял на совещании у маршала Гречко), но для этого нужно резко изменить наше отношение к космическим исследованиям и значительно повысить роль пилотируемых полетов. Мы отправили к Марсу, Венере и Луне в четыре раза больше ракет, чем использовали для полетов космонавтов. В этом, пожалуй, наша главная ошибка.

20 декабря 1965

"Джемини-7" в субботу благополучно приводнился. Американцы выполнили все, что планировали на 1965 год, и даже больше. СССР в этом году произвел в полтора раза больше пусков, чем в предшествующем, но по пилотируемым полетам мы безнадежно отстали: в 1965 году мы запустили только один корабль "Восход-2". Несколько решений Совета Министров и обещания С.П.Королева, что до конца 1965 года будут построены три "Восхода" и несколько "Союзов", остались на бумаге: кораблей у нас пока нет. Последним решением ВПК Королева обязали обеспечить полет двух "Восходов" и двух "Союзов" до 23-го съезда КПСС.

1 января 1966

Американские астронавты систематически летают в космос, а мы сидим и ждем изготовления космических кораблей. Сроки готовности кораблей только в этом году переносятся уже в третий раз. Сейчас уже всем ясно, что пилотируемого полета в 1966 году не будет, хотя открыто сказать об этом представители промышленности боятся.

5 января 1966

США имеют большую и хорошо продуманную программу космических полетов. В 1965 году американцы провели пять пилотируемых полетов, а мы - один. В 1966 году они планируют осуществить еще пять полетов, а у нас пока нет ни программы, ни сроков полетов. Можно только предполагать, что в 1966 году нам удастся осуществить 2-3 полета на "Восходах" и 2-3 - на "Союзах". 1966 год и для нас, и для США будет годом осуществления стыковки кораблей на орбите. Американские конструкторы при осуществлении стыковки больше доверяют астронавтам, а наши - автоматике. Мне кажется, что американцы избрали более верный путь, но только время даст оценку той и другой схеме стыковки.

23 июля 1966

Американский корабль "Джемини-10", пилотируемый астронавтами Джоном Янгом и Майклом Коллинзом, завершил вчера трехдневный полет посадкой в Атлантическом океане; приводнение состоялось в 900-х километрах восточнее мыса Кеннеди. Через 30 минут после приводнения астронавты были уже на борту авианосца. Это был замечательный полет. Астронавты дважды выполнили стыковку с ракетами "Аджена-10" и "Аджена-8", причем последняя ждала встречи с "Джемини-10" на орбите несколько месяцев. После стыковки астронавты включали двигатели и осуществляли маневры. В одном случае двигатель работал 16 секунд и поднял корабль до рекордной высоты - порядка 760 километров над Землей. Коллинз на 50 минут выходил из корабля и удалялся от него на 15 метров на всю длину фала, пользуясь индивидуальным реактивным устройством для перемещения в пространстве.

Полет "Джемини-10" лишний раз подтвердил всю серьезность нашего отставания от США. Казалось бы, пора это понять даже таким "дубам", как Устинов и Малиновский, но они упорно не хотят признавать причины невыполнения нашей космической программы. Да это и понятно - они не хотят заниматься разоблачением своих промахов, ошибок и пассивности.

27 июля 1966

Много звонят из редакций газет, журналов, радио и телевидения. Все ищут материал на космические темы, просят разрешения писать о годовщинах полетов Титова, Николаева и Поповича, но я всем отказываю. Сейчас, когда американцы так часто летают в космос, а мы сидим и ждем кораблей, стыдно писать о наших былых успехах.

17 августа 1966

Сегодня я получил сообщение о том, что 28 августа американцы запустят второй технологический корабль "Аполлон", и если этот запуск пройдет удачно, то в ноябре 1966 года США выведут на орбиту "Аполлон" с тремя астронавтами на борту (продолжительность полета до 14 суток). Успех такого полета отбросит нас еще дальше назад и окончательно закрепит ведущую роль Америки в освоении космоса. Вместо того, чтобы все внимание уделять качеству подготовки техники и людей к очередным космическим полетам, нам руководителям и организаторам таких полетов - приходится тратить уйму времени на улаживание споров и разногласий между ведомствами

14 сентября 1966

Не вел дневник почти неделю - был очень занят. Сейчас над планетой летает "Джемини-11", экипаж которого уже провел несколько успешных стыковок с ракетой "Аджена". На 15-м витке второй пилот Ричард Гордон вышел в космос. Он был связан с кораблем девятиметровым фалом и передвигал с помощью ручного реактивного устройства. Гордон соединил корабль с "Адженой" тридцатиметровым тросом. Предполагалось, что Гордон пробудет в открытом космосе 115 минут, но он находился за бортом корабля только 35 минут: астронавт получил приказ вернуться в корабль после того, как он сообщил, что ему стало очень жарко так сильно он вспотел, что почти ничего не видит. Сегодня на корабле "Джемини-11" вышел из строя один из его 16 двигателей реактивной системы управления.

27 января 1967

Американские астронавты систематически летают, а мы сидим и ждем изготовления космических кораблей. Сроки готовности кораблей только в этом году переносятся уже третий раз. Сейчас уже всем ясно, что пилотируемого полета в этом году у нас не будет, хотя открыто сказать об этом представители промышленности боятся.

5 июля 1967

Появилось сообщение, что модернизированный "Аполлон" совершит свой первый полет в начале 1968 года. Состав экипажа: капитан ВМС Уолтер Ширра, гражданский специалист Уолтер Каннингем, майор ВВС Дон Эйзел. Все они были дублерами астронавтов, погибших в январе этого года. Американцы после пожара в кабине "Аполлона" делают новый "огнеупорный" корабль, заменяя легковоспламеняющиеся материалы на огнестойкие. Теоретическая и практическая подготовка к полету занимает в США около двух лет (члены экипажа до назначения на полет проходят общекосмическую подготовку).

20 сентября 1967

С группой офицеров осмотрел весь комплекс нашей самой мощной ракеты Н-1. Работа над ракетой и стартовыми сооружениями ведется уже пятый год, строительство комплекса заканчивается, и в 1968 году его основные объекты будут сданы в эксплуатацию. Сама ракета еще не готова: по планам и решениям ЦК и Правительства первый ее полет намечался на 1966 год, но она не полетит и до конца этого года - будет большой удачей, если первый полет состоится в 1968 году.

Вся затея С.П.Королева со сверхмощной ракетой Н-1 для освоения Луны и планет была заманчивой в 1961-1962 годах, и только сейчас становится ясным, как дорога и ненадежна эта ракета. С.П.Королев поссорился с В. П. Глушко из-за того, что Валентин Петрович предлагал установить на ней более мощные двигатели, работающие на агрессивном топливе, а Сергей Павлович отстаивал в качестве топлива керосин и кислород. В итоге ракета получилась перетяжеленной - только на первой ее ступени установлены тридцать двигателей с тягой 153 тонны у каждого. Н-1 сможет выводить на орбиту полезную нагрузку весом 70-90 тонн, а американский носитель "Сатурн-5" будет выводить на орбиту груз весом 110-130 тонн. Наша ракета получается тяжелее "Сатурна-5" из-за большего веса топлива и перетяжеления ее конструкции. На Н-1 устанавливаются громадные сферические баки (самый большой из них имеет объем 1000 кубометров), которые, не являясь несущими, сильно утяжеляют конструкцию и будут слабым звеном в надежности ракеты - на испытаниях происходило полное разрушение баков при внутреннем давлении в три атмосферы, тогда как рабочее давление в баках может быть выше двух атмосфер, а при аварийных ситуациях и выше трех.

Сейчас в МИКе находятся на сборке три ракеты Н-1: одна технологическая (для освоения старта и процесса заправки топливом) и две летные. Технологическую ракету предполагают вывезти на старт в декабре сего года, а летные испытания переносятся на 1968 год (вторая и третья ступени прошли стендовые огневые испытания, но первая ступень будет проверена только в полете). Ракета длиной 110 метров будет собираться и проходить все наземные испытания и проверки в горизонтальном положении, после чего она на специальном установщике будет доставляться на старт и устанавливаться в вертикальное положение. Американцы собирают и перевозят на старт "Сатурн-5" в вертикальном положении - для этого они построили МИК высотой 160 метров (наш МИК имеет высоту всего 60 метров). По всем теоретическим расчетам "Сатурн-5" значительно лучше Н-1, но применяемый на американской ракете водород как горючее для двигателей 2-й и 3-й ступеней может оказаться ее ахиллесовой пятой, особенно в первые годы эксплуатации - пока не будет накоплен опыт по применению водородных двигателей.

Слабым местом комплекса Н-1 является и конструкция старта. Сам пусковой стол выполнен удачно и просто (имеет две кольцевые опоры), но конструкция фермы обслуживания вызывает большие сомнения. Башня управления передвижением фермы расположена всего в 60 метрах от ракеты, и при аварийном пуске ферма обслуживания может оказаться полностью разрушенной: в этом случае на восстановление старта потребуется не меньше года. Правда, для Н-1 строятся два старта, но при малой надежности ракеты и два старта не могут гарантировать ее успешную эксплуатацию.

На создание комплекса Н-1 израсходованы уже десятки миллиардов рублей, хотя вся эта затея не имеет ни малейшего военного значения, и дай бог, чтобы мы не стали свидетелями полного провала испытаний нашей лунной ракеты, а оснований для провалов здесь больше, чем где-либо. Было бы гораздо разумнее вложить эти громадные средства на отработку и усовершенствование существующих типов ракет, на освоение стыковки в космосе и разработку старта космических кораблей с самолетов-разгонщиков. Подобные мероприятия имели бы огромное значение для развития военной космической техники и более надежного обеспечения нашего первенства в освоении Луны и планет.

Сейчас уже почти всем понятны конструкторские ошибки и "минусы" комплекса Н-1, но их не хотят замечать Мишин, Пашков, Смирнов, Устинов и все те, кто так легко согласился с сомнительными проектами Королева и Мишина. Затратив уйму денег на комплекс Н-1, они вынуждены идти до конца, отстаивая реализацию плохого проекта и охаивая хорошие проекты (ракета УР-700 и самолеты-разгонщики). Если надежность комплекса УР-500К - Л-1 Мишин оценивает величиной 0,6, то надежность Н-1 - Л-3 будет еще более низкой. Я буду очень рад, если мои пессимистические прогнозы не оправдаются, - для страны и для нас, занимающихся освоением космоса, это будет в тысячу раз приятнее, - но здесь я изложил свои сомнения и тревоги, продиктованные реальной оценкой хода событий. Буду стараться убедить себя, что у нас есть кое-какие основания и для более оптимистических оценок перспектив использования ракеты Н-1: без таких "успокоительных пилюль" было бы трудно продолжать работу по освоению космоса.

10 октября 1967

В. Н. Челомей задал Мишину "коварный" вопрос: "Американцы своим "Сатурном-5" выводят на орбиту 130 тонн и при этом считают возможным высадить на Луну только двух астронавтов, а Н-1 будет выводить на орбиту лишь 105 тонн, и при этом вы считаете возможной высадку тоже двух космонавтов, - за счет чего вы добиваетесь такого успеха?" Мишин, не задумываясь, ответил, что корабль Л-3 значительно лучше "Аполлона". Всех присутствующих наивность Мишина заставила лишь улыбнуться: всем нам очень хорошо известно, что оборудование американских космических кораблей значительно легче нашего. Одним словом, доклад и реплики Мишина поразили всех своей легковесностью.

13 ноября 1967

9 и 10 ноября американцы одержали две новые крупные победы в космосе: первый пуск ракеты "Сатурн-5" с кораблем "Аполлон" и мягкая посадка на Луну космического аппарата "Сервейер-6". Особенно впечатляющим событием является пуск "Сатурна-5", который вывел на околоземную орбиту груз весом 140 тонн (суммарный вес третьей ступени ракеты и корабля "Аполлон"). Это в семь раз больше веса, поднимаемого в космос нашей ракетой УР-500К, и на 50-60 тонн больше того груза, который должен поднять в будущем году наш самый мощный носитель Н-1.

Полет "Сатурна-5" положил конец нашему превосходству перед США в мощности ракет. Теперь Америка имеет все возможности быть ведущей космической державой. Только крупные провалы в освоении эксплуатации "Сатурна-5" и "Аполлона" (что маловероятно) могли бы задержать победное шествие Америки в космосе и подравнять наши шансы на первенство в осуществлении полетов на Луну. Надо прямо признать, что теперь американцы имеют все основания надеяться на то, что они первыми высадятся на Луну и другие планеты. Мы потеряли ведущую роль в космических исследованиях и в ближайшие годы станем свидетелями дальнейшего нашего отставания. В течение 7-8 лет Советский Союз был ведущей космической державой, два-три года назад США подошли к нам вплотную и кое в чем начали обгонять нас (в частности, по пилотируемым полетам), а сейчас они резко вырвались вперед. Главные причины наших провалов хорошо известны:

1. Плохая организация работ (Устинов, Смирнов, Пашков, Малиновский, Гречко).

2. Ошибки главных конструкторов (Королев, Мишин) при создании корабля "Союз" и носителя Н-1, а также их недисциплинированность при исполнении решений правительства.

3. Недостаточная координация усилий различных конструкторских бюро, ведомств и институтов при ограниченных средствах, выделяемых на космические исследования (США тратят на освоение космоса в несколько раз больше денег, чем СССР).

7 октября 1968

В поступившем сегодня сообщении ТАСС имеются сведения о том, что США намерены уже в декабре осуществить облет Луны кораблем "Аполлон-8" с тремя астронавтами на борту. Я считаю это чистейшей авантюрой: американцы не имеют опыта возвращения кораблей на Землю со второй космической скоростью, да и ракета "Сатурн-5" еще недостаточно надежна (было выполнено всего два пуска, один из которых оказался неудачным). Вероятность печального исхода такого полета очень велика, но нельзя и утверждать, что нет никаких шансов на его успешное завершение. Устроители этой авантюры, по-видимому, полагают, что такой полет при любом его исходе пойдет на пользу космической программе США: в любом случае можно будет добиваться от правительства дополнительных ассигнований на космические исследования.

13 ноября 1968

В 19:00 местного времени на 81-й площадке состоялось заседание Госкомиссии. После докладов главных конструкторов, сообщений начальников служб и заключения В.П.Мишина приняли решение: пуск корабля Л-1 № 12 вокруг Луны осуществить 10 ноября 1968 года в 22:11:30 по московскому времени.

Для осуществления пилотируемого облета Луны нами выполнена большая программа технологических пусков, последним из которых был полет "Зонда-5". В завершение этой программы нам остается выполнить еще два технологических пуска. Ракета УР-500К и корабль Л-1 достаточно хорошо проверены и надежны, но пока, к сожалению, у нас не все ладится с астроориентацией и управляемым спуском. Было уже два успешных баллистических спуска после входа в атмосферу Земли со второй космической скоростью, но не было ни одного управляемого спуска с посадкой на территории СССР. Особой задачей предстоящего полета как раз и является проверка системы астроориентации и системы управляемого спуска (СУС).

После успешного полета "Аполлона-7" американцы собираются в декабре этого года послать "Аполлон-8" вокруг Луны. Мы значительно больше подготовлены к пилотируемому облету Луны, но мы не можем рассчитывать на "авось повезет" - наш облет Луны экипажем запланирован на первую половину 1969 года. Планируемый американцами облет Луны "Аполлоном-8" с астронавтами на борту связан с очень большим риском, но они идут на этот риск, а у нас нет возможности остановить их авантюристические намерения вырваться вперед на пути к Луне. 9 ноября 1968

Звонил секретарь ЦК КПСС Д. Ф. Устинов. Он сообщил, что американцы официально объявили: "21 декабря 1968 года корабль "Аполлон-8" с тремя астронавтами на борту (Фрэнк Борман, Джеймс Ловелл и Уильям Андерс) взлетит в космос с помощью ракеты "Сатурн-5", сделает 10 оборотов вокруг Луны и вернется на Землю". Устинов спросил: "Чем мы ответим на этот полет?" Тюлин, Мишин, Мордасов и я посоветовались со специалистами, проанализировали все наши возможности и доложили Дмитрию Федоровичу полученные нами выводы:

1. У нас нет готового ответа на полет "Аполлона-8" - мы должны продолжать выполнение своей программы полетов, не приспосабливая ее под американские трюки.

2. Объявленный американцами полет "Аполлона-8" - это авантюра, которая может закончиться очень печально: США не имеют опыта беспилотных облетов Луны, к тому же из двух выполненных пусков ракеты "Сатурн-5" один был неудачный.

3. Надо широко опубликовать нашу программу полетов корабля Л-1 (шесть технологических пусков) и показать всему миру всю серьезность и тщательность нашей подготовки к полетам людей на Луну, а также огромный риск, на который идут США, посылая астронавтов в облет Луны без необходимой проверки ракеты, корабля и трассы полета.

26 ноября 1968

Почти два часа беседовал с Главкомом о наших планах на ближайшие 3-4 месяца. Надо признать, что над нами довлеет намерение США осуществить 21 декабря пуск "Аполлона-8" с тремя астронавтами на борту в облет Луны. Правда, на вопрос начальства: "Чем ответим американцам?" - мы стараемся не давать скоропалительных обещаний и защищаем ранее намеченные планы и сроки пусков. Американские, да и западноевропейские газеты, пытаясь напугать нас перспективой того, что мы не будем первыми на Луне, идут на откровенные провокации и много пишут в эти дни о "намерениях Советов послать людей в полет вокруг Луны раньше американцев", называя даже конкретные сроки такого полета - 8-12 декабря. Нет, мы не будем пытаться осуществить такой полет в декабре этого года, более того, мы не планируем выполнить его раньше февраля-марта 1969 года.

Мы значительно ближе, чем американцы, подошли к пилотируемому облету Луны: уже три наших технологических корабля вернулись на Землю со второй космической скоростью (два из них - после облета Луны). Мы многое знаем теперь о полете по трассе "Земля - Луна - Земля", но нам надо выполнить еще 1-2 технологических пуска, чтобы иметь ту степень уверенности, которая позволит нам сказать: "Да, мы готовы". Все мы великолепно понимаем, что даже после самой тщательной подготовки полета людей к Луне всегда останется значительная доля риска при его осуществлении, и мы ничего не будем делать из того, что может привести к дополнительному ее увеличению. Полет "Аполлона-8" связан со значительно большим риском, чем могли бы допустить мы. Но американцев можно понять - их корабли принципиально отличаются от наших: наши Л-1 уже летали в район Луны и возвращались на Землю без экипажей на борту, а американские "Аполлоны" не могут облететь Луну в беспилотном варианте. Для отработки своих кораблей американцы вынуждены рисковать потерей экипажа, мы же, имея корабли типа "Зонд-6", можем отрабатывать их без такого риска.

4 декабря 1968

...Получена шифр-телеграмма от нашего посла в Вашингтоне Добрынина: "Президент США пригласил глав дипломатических миссий присутствовать 21 декабря 1968 года на пуске к Луне "Аполлона-8" с экипажем из трех человек. Это указывает на стремление США широко использовать этот полет в целях пропаганды американских успехов в космосе". Джонсон хочет покинуть пост президента под аккомпанемент "лунного триумфа". Успешный полет "Аполлона-8" принесет США признание их ведущей космической державой всеми народами Земли. Но я думаю, что вероятность успешного осуществления этого полета не выше 0,25 и, значит, Америка в четыре раза ближе к позору и проклятиям за поспешность и необдуманность "рывка к Луне", чем к славе и торжеству.

12 декабря 1968

По просьбе редакции "Красной Звезды" написал статью "Неоправданный риск" о предстоящем полете "Аполлона-8". В статье я пытаюсь, насколько это возможно в открытой печати, ответить на многочисленные письма, поступающие в редакции газет на имя космонавтов и содержащие, по сути дела, один и тот же вопрос: "Как случилось, что американские астронавты отправляются в облет Луны раньше нас?" В открытой газетной статье нет возможности ответить на этот злободневный вопрос так, как хотелось бы, - придется ограничиться записями в дневнике.

21 декабря 1968

Последние четыре года США шли впереди нас по пилотируемым космическим полетам, но в Советском Союзе лишь немногие знали об этом. Только сегодня, когда американцами запущен корабль "Аполлон-8", все убедятся в том, что мы уступили первенство в космосе.

Полет "Аполлона-8" к Луне - событие всемирно-историческое, это праздник всего человечества. Но для нас этот праздник омрачен осознанием упущенных возможностей и сожалением о том, что сейчас к Луне летят не Валерий Быковский, Павел Попович или Алексей Леонов, а Фрэнк Борман, Джеймс Ловелл и Уильям Андерс. Да, у американцев все идет очень хорошо, и уже ясно, что "Аполлон-8" наверняка облетит Луну, а я не могу справиться со своим настроением - сегодня оно у меня отвратительное.

23 декабря 1968

Американцы успешно летят к Луне, а нам по существу нечем ответить на этот блестящий полет. Самое неприятное в том, что мы не можем сказать народу всю правду. Точнее, мы пытаемся писать и говорить о причинах наших неудач, но все наши попытки тонут в непреодолимой трясине официальной бюрократии.

26 декабря 1968

В полете говорили об успехе "Аполлона-8" и о нашем отставании в космосе. Все видели основные причины наших неудач в недостатках руководства космическими исследованиями, в отсутствии единого, хорошо продуманного плана, в распыленности усилий. Даже США не отваживаются одновременно строить несколько типов пилотируемых космических аппаратов (американцы последние два-три года работают только над "Аполлоном" и орбитальной станцией), а мы создаем одновременно пять различных кораблей ("Союз", Л-1, Л-3, корабль ВИ, "Алмаз"). Все сошлись на том, что В. П. Мишин как технический руководитель нашей космической программы не справляется со своими обязанностями.

27 декабря 1968

...Только что (в 19:15) ко мне на дачу позвонили из Центра имени Ю.А.Гагарина и сообщили, что "Аполлон-8" произвел благополучную посадку в Тихом океане в районе острова Рождества.

Итак, свершилось: трое американских астронавтов - Фрэнк Борман, Джеймс Ловелл и Уильям Андерс - первыми из людей облетели Луну и возвратились на Землю. США одержали историческую победу в космосе - этот полет по праву займет достойное место рядом с полетом Гагарина. Вся Америка следила по телевидению за приводнением "Аполлона-8" в океане. Когда 6-тонный корабль вошел в плотные слои атмосферы, радиосвязь с командным пунктом в Хьюстоне (штат Техас) прервалась. Прошли три томительные минуты ожидания, прежде чем вновь зазвучал голос Ловелла: "Мы действительно в хорошем состоянии, хотя летели, как шаровая молния!"

1969

После блестящей экспедиции на Луну американских астронавтов в июле этого года и целой серии наших провалов с лунными автоматами и ракетой Н-1 у нас не сделано никаких выводов.

...Мы отстали от США на 4-5 лет. Больно признавать этот горестный факт, но еще больнее сознавать, что у нас пытаются замаскировать наше поражение и мало что делают для того, чтобы предотвратить наше дальнейшее отставание.

И по просьбе Евгения Миронова - продолжение:

1969 г. - 20 мая:

"Мы пришли к логическому концу — полному провалу нашей программы полетов на Луну. Люди, виновные в этом (Мишин, Пашков, Смирнов, Сербин, Устинов, Келдыш), делают все возможное и невозможное, чтобы доказать, что мы и намерений не имели быть первыми на Луне, что полет людей на Луну — затея очень опасная, а мы, дескать, гуманные люди и не хотим подвергать наших космонавтов большому риску. Вся эта безудержная ложь может показаться правдой только в том случае, если американцы не смогут добраться до Луны на кораблях «Аполлон». Но анализ всех полетов кораблей этого типа подтверждает их очень высокую надежность. Нам, видимо, придется до конца испить горькую чашу наших неудач и быть свидетелями выдающегося триумфа США в освоении Луны."