В 1969 г. инженеры трех предприятий предложили противоснарядную броню БТК-1 повышенной твердости, она содержала в себе 4,5 % никеля и добавки меди, молибдена и ванадия.
В 1970-е г. провели ряд исследовательских и производственных работ по БТК-1 и подготовили новую броню для использования в постройке танков.
Штампованные борты 80 мм из стали БТК-1 показали стойкость аналогичную серийным бортам в 85 мм. Эта новая сталь стала применяться для изготовления корпусов Т-80Б и Т-64А (Б), применялась также в конструкции пакета наполнителя в башне танков Т-80У (УД), Т-72Б.
БТК-1 имеет большую стойкость против подкалиберных снарядов при углах обстрела 60 - 70 градусов на 5 - 10 % больше по сравнению с серийной броней.
Попытка создать литую башню из стали повышенной твердости успехом не увенчалась. Выбрали конструкцию башни из литой брони средней твердости с песчаным стержнем как у Т-72А толщины брони башни Т-80Б увеличили, их выпуск начался в 1977 г.
В 1985 г. на вооружение принимается Т-80БВ, броня корпуса и башни была усилена, установлена навесная динамическая защита "Контакт-1".
При переходе на Т-80У некоторые танки Т-80БВ получили башню по типу Т-80У, но со старой системой управления огнем и комплексом управляемого вооружения "Кобра".
Т-64, Т-64А, Т-72А и Т-80Б имели броню, которая должна была противостоять наиболее распространенным противотанковым средствам середины 60-х - начала 80-х гг. Это были подкалиберные снаряды L28A1, L52A1, L15A4 и ОБПС типа M735 и БМ22.
В 1982 г. были захвачены подкалиберные снаряды М111 с вольфрамовым сердечником, по результатам обстрела выяснилось, что они пробивают верхнюю лобовую деталь Т-72.
Была начата опытно-конструкторская работа "Отражение" на танки стали наваривать дополнительную бронеплиту и добились не пробития указанными типами снарядов. Бронестойкость составила 405 мм от бронебойных подкалиберных снарядов противника.
Для повышения противокумулятивной защиты была разработана динамическая защита в рамках работы ОКР "Контакт-1", когда выяснилось, что израильская ДЗ "Блайзер" хорошо себя проявила в бою.
С 1984 г. в результате завершения работ ОКР "Отражение" и "Контакт-1" Т-64А, Т-72А и Т-80Б были защищены от основных противотанковых средств зарубежных стран.
Новые Т-84А, Т-72А и Т-80Б уже имели измененный состав бронирования и у них дополнительная плита не приваривалась.
Одним из решений было снижение твердости стального лицевого листа брони, чтобы увеличить расход кумулятивной струи на внедрение в сталь и увеличение участвующей в углублении каверны.
С 1985 г. началось применение новых решений по созданию условно говоря комбинированной брони второго поколения на танках Т-80У, Т-72Б и Т-80УД.
Верхний лобовой лист получил дополнительный слой (слои) между неметаллическим наполнителем (стеклотекстолитом), внутренний слой был повышенной твердости способствовал повышению противокумулятивной стойкости преград расположенных под большим углом.
Т-64БВ нового выпуска получил ВЛД с тремя слоями стали и двумя слоями стеклотекстолита общей толщиной 205 мм (60+35+30+35+45).
Новая ВЛД (без ДЗ) против подкалиберных снарядов имела большую стойкость, чем ВЛД старого типа с дополнительным 30-мм листом.
Схожая структура ВЛД применялась на Т-60БВ.
Развитие новых комбинированных преград шло по двум направлениям. Сибирский филиал академии наук СССР (институт гидродинамики им. Лаврентьева, В. Рубцов, И. Терехин) предложил плиты коробчатого типа, залитые пенополеуретаном или ячеистые структуры. Ячеистая структура обладает повышенными противокумулятивными свойствами. Часть кинетической энергии кумулятивной струи превращается в кинетическую энергию среды, которая повторно взаимодействует с кумулятивной струей.
НИИ Стали (Л. Аникина, М. Маресев, И. Терехин) предложил различные наполнители комбинированной брони (резина, полиуретан, керамика) и оптимально выбранные геометрические параметры составных преград, после их пробивания головной частью кумулятивной струи происходят дополнительные соударения ее частиц с кромкой пробоины в тонкой пластине, что приводит к снижению пробивной способности струи.
Это был советский вариант британской брони "Burlington", которая применялась на западных танках начала 1980-х гг.
В дальнейшем в полости лба и борта башни монтировали сложный наполнитель, который закрывался сверху приварными крышками.
Башни такой конструкции применялись на поздних модификациях Т-72 и Т-80 (Т-72Б, Т-80У и Т-80УД).
На Т-80У применялся наполнитель из ячеистых литых блоков заливаемых полимером и стальных вставок. Бронирование корпуса обеспечивалось оптимальным соотношением толщин стеклотекстолита и стальных пластин высокой твердости.
Башня Т-80У (Т-80УД) имеет толщину наружной стенки 85 - 60 мм и тыльной до 190 мм. В открытые сверху полости монтировались ячеистые литые блоки, заливаемые полимером установленного в два ряда и разделенных стальной 20 мм плитой. За пакетом была 80 мм плита БТК-1.
На наружной поверхности лба башни в пределах курсового угла плюс 35 градусов установили цельные V–образные блоки динамической защиты «Контакт-5». Ранние варианты Т-80УД и Т-80У получили ДЗ "Контакт-1".
Пакет с ячеистым наполнителем позволяет уменьшить габаритные размеры преграды на 15 %, а массу - на 30 %. По сравнению с монолитной сталью комбинированная броня может быть тоньше на 60 %, при сохранении близкого к ней габарита.
В тыльной части ячеистых блоков находятся заполненные полимером полости. Такая броня работает как и ячеистая, здесь для защиты используется энергия кумулятивной струи. Когда струя выходит на свободную тыльную поверхность преграды, элементы преграды под воздействием ударной волны начинают двигаться в направлении движения струи. Энергия летящих элементов преграды начинает расходоваться на разрушение струи. Чтобы добиться такого эффекта на тыльной поверхности преграды выполняются в виде полусферических или параболических полостей.
Неудивительно, что Т-80 был избран Устиновым как главный танк оперативного прорыва, новейшая броня, система управления огнем, возможность запуска через ствол пушки противотанковых ракет, мощный газотурбинный двигатель должны были дать советской машине решающее преимущество в схватках с новейшими НАТОвскими танками.
В дальнейшем конструкцию башни можно было усовершенствовать заменив литую броню, на катанную. В 80-е гг. были разработаны и готовы к серийному выпуску новые стали повышенной твердости: СК-2Ш, СК-3Ш. Башня с основой из проката позволило бы без увеличения массы повысить ее защищенность.
НИИ Стали сделали башню из проката для Т-72Б с увеличенным внутренним объемом на 180 л. стала весить на 400 кг больше, по сравнению с литой башней.
Пакет наполнителя башни выполнялся с применением керамических материалов и стали повышенной твердости или на основе стальных пластин с "отражающими" листами.
Прорабатывались варианты башен со съемным модульным бронированием лба и бортов.
Как видим до конца 1980-х гг. работы по комбинированной броне фактически шли полным ходом.
Спасибо за прочтение.
Источник: Тарасенко А. Пробные шары советского танкостроения. Бронирование современных отечественных танков.
***