Все послевоенные годы авиационная техника в особенности боевая упорно шла по пути усложнения конструкции,её утяжеления и специализации. За собой это тащило груз сложностей с обслуживанием. Это было по силам странам мировым лидерам, но совершенно перестало устраивать страны третьего мира, которым нужно было что-то попроще.
На самом деле первые звоночки тренькнули ещё во Въетнаме когда выяснилось, что слишком длительная предполётная подготовка американских новейших истребителей приводит к тому, что более простые в обслуживании советские успевают слетать выполнить задачу, а американцы только поднимаются в воздух.
Вторым более значимым звонком стал Афганистан где мощности истребительно-штурмовой авиации были избыточны для решения имевшихся задач и основная нагрузка легла на вертолёты и "Грачи". Однако они не могли решать все задачи, да и для стран третьего мира одних вертолётов в авиации недостаточно.
И наконец, в Сирии наше командование вплотную столкнулось с тем, что гонять стандартные истребители по мелким тактическим задачам это слишком дорогое удовольствие, а вертолёты не обладают ни необходимой огневой мощью, ни что важно скоростью. Появилась ниша тактического многоцелевого самолёта, который будет дёшев, прост в обслуживании и при этом достаточно высокотехнологичен чтобы на равных разбираться с современными тяжёлыми машинами и вообще соответствовать современным требованиям.
По итогам войны в Сирии корпорация "Ростех", а точнее его подразделение ОАК в инициативном порядке начали разработку данной машины, предназначенной в первую очередь на экспорт. https://su-checkmate.tass.ru/
Надо сказать ,что уложились они просто в рекордные сроки. Начало разработки 2016 год, окончание 2021 год. Для авиационной техники такого класса скорость просто немыслимая. Но её удалось достичь за счёт широкого применения цифровых методов, а также используя заделы по другим машинам.
Впервые машину, точнее её макет показали на авиасалоне в Дубаи в этом году и машина вызвала значительный интерес. Причём не только у иностранных покупателей, но и у нашего минобороны, который заявил, что рассмотрит закупку некоторого количества этих машин.
Экспортный вариант будет иметь англоязычное название Checkmate (буквальный перевод на английской Шах и мат").
Будет он однодвигательный, машина будет весьма маневренной и напичкана электроникой на уровне самого современного истребителя пятого поколения, будет малозаметной для радаров и весьма "зубастой" в плане вооружения.
По сути это до предела облегчённый вариант Су-57. более того многие узлы и агрегаты обеих машин унифицировны.
И не только это. предполагается ещё и беспилотная версия!
Думаю именно такая возможность и привлекла отечественного заказчика, так как даёт возможность использовать машину в рамках современных сетецентрических операций. Машины могут обмениваться между собой данными, наводить на цели беспилотники в общем действовать практически как единое целое.
Базовые лётные характеристики такие.
Скорость 2200 км/ч
Дальность (наибольшая среди сомолётов такого класса) - 2800 км. Это ка кот Москвы до Новосибирска.
Одновременное поражение до шести целей.
Пригодность к эксплуатации практически в любых климатических условиях в том числе в условиях высокогорья.
Снимаю шляпу перед разработчиками.
Но главная изюминка это то, что машина изначально создавалась как открытая платформа, позволяющая её легко модифицировать под конкретные требования заказчика. Возможна даже установка иностранного оборудования, если это потребуется. В общем есть летающая база, а чем конкретно её нашпиговать решает каждая страна в зависимости от стоящих перед ней задач. Это позволяет максимально удешевить производство и не сильно заморачиваться в случае неожиданного разрыва контракта. Её легко будет переоборудовать под другого заказчика.
Кстати машине недолго оставаться в виде электронной презентации. В Иркутске на заводе Ростеха уже начата сборка сразу нескольких машин. Для кого их собирают пока держится в секрете. Возможно их просто используют для дальнейшей демонстрации потенциальным заказчикам, проявившим интерес к закупке. Но факт есть факт. Очень скоро первая малая серия уже взлетит. https://www.interfax.ru/russia/802919
Однако настоящий шах и мат это даже не весьма передовые идеи реализованные в данной машине. Щах и мат это её цена. Базовая комплектация стоит всего 30 млн долларов. Для сравнения американский F-35 аж 82 миллиона бакинских. Разница, мягко говоря, убийственная.
И это всё при том, что заказчик получит машину более дешёвую в обслуживании, да ещё максимально "подогнанную" под его требования.
В общем полнейший Шах и мат конкурентам и противнику.