Для того чтобы овладеть новым навыком, знанием, делом необходимо множество затрат (желание, интерес, практика и время). Только с помощью этих затрат происходит закрепление материала в памяти мышечной и головной. Кто-то легко постигает уроки обучения, кто-то с огромными усилиями и откатами назад. Такой же примерно процесс происходит и в коучинге. Он требует таких же усилий, как и обучение чему-то новому. Ведь, когда малыш учится ходить, ему дается это с трудом, он падает и встает, встает и снова падает, но не опускает руки. А мама его лишь поддерживает, она не дает ему команды «сейчас левой ножкой, затем правой». Отсюда можно сделать вывод о том, что человек от природы, врожденно, имеет склонность к самообучению.
Коучинг — метод психологического консультирования, помогающее человеку решить свою четко обозначенную проблему при помощи коуча. Коучинг требует глубокого понимания себя, веры в себя для того, чтобы воспользоваться своим потенциалом.
От веры в человека зависит эффективность в любом виде работ (совет, помощь, подсказка). При этом, если «советчик» уверен в способностях подопечного, он помогает тем самым раскрыть его потенциал. При этом очень важно не оглядываться назад, на старые ошибки и промахи, опираться нужно на потенциал человека, его крытые резервы.
Джон Уитмор сложил некую формулу эффективности коучинга:: «Потенциал минус Вмешательство равно Результативность».
То есть результат коучинга зависит от раскрытия потенциала и отсутствия вмешательства в процесс. Для этого применяются некоторые техники, которые помогают расширить и углубить осознание клиента, раскрыть внутренний потенциал.
Они разделены на «внешние» (взаимодействие коуч-клиент) и «внутренние» («внутренняя игра» коуча).
Коучинг высокой эффективности предполагает:
- Открытые вопросы. Это вопросы, которые требуют развернутого ответа от клиента. Они мотивируют клиента внимательно следить за происходящим.
- применение множественного числа в поиске («Какие есть альтернативы?», «Какие есть еще варианты?»);
- применение превосходной степени («Каков самый лучший способ?»);
- применение побуждения к действию («Какой первый шаг, приводящий к цели?»);
- применение вдохновляющих и влияющих на осознание слов таких как развитие, вдохновение, рост, обучение, прояснение, создание и т. д.);
- применение слов регулярности («Какие системы можно бы использовать для этого?»)
- Метафора. Это применение иносказаний для описания явлений. Метафора самого клиента лучше всего подходит, так как она гораздо лучше понятна ему самому. Стандартных решений здесь нет, каждая метафора подбирается на отдельного, в них важно затрагивать разные модальности восприятия и логические уровни.
- Четкая формулировка цели. Цель должна быть конкретна, измерима, согласована, реалистична; определена во времени. А также позитивна, понятна, уместна, этична и представлять вызов, легальна, приемлема с точки зрения окружающей среды; письменно сформулирована. Такая постановка цели является очень важным этапом в коучинге, её эффективность зависит и от деталей, глубины, связи цели клиента с его образом жизни и мышлением, его ценностями и приоритетами. Формулирование «качественной цели» тесно связано с техникой создания образа будущего.
- Создание образа будущего. Для эффективной визуализации применяют вовлечение в образ модальности восприятия, вопросы по логическим уровням, техника «вызова», которые мотивируют клиента покидать ограничения, самостоятельно установленные.
- Развитие осознанности, ответственности и уверенности. Важно отказаться от контроля и убежденности в своем превосходстве.
- Развитие нового контекста для мыслей, чувств, ощущений клиента (расширение осознания или углубление его). Например, шкалирование. Задается клиенту вопрос: насколько по шкале от 1 до 10 вам трудно. Такой вопрос активирует у клиента два вида ощущений (дискомфорт и комфорт). Поэтому понимание наличия возможности обрести желаемый комфорт приближает к нему.
Таким образом, главными способами коучинга высокой эффективности являются: повышение осознанности коуча, расширение набора используемых техник, общее повышение уровня его осознанности, критический подход к своей практике, организация детальной обратной связи и минимизация проекций, трансференций и других неосознанных психических механизмов и процессов.
Работа над собой является сложной практикой, которая нуждается в постоянном труде, теории и практики.
Если вы хотите попробовать коучинг на себе, запишитесь на пробную коуч-сессию. За полчаса вы поймете, как работает коуч и нужно ли это вам.
Если при прочтении текста вам что-то откликнулось и кажется, что ситуация или симптомы, описанные в статье, похожи на ваш случай, и вы хотели бы решить эту проблему, вы можете связаться со мной по телефону + 7 (926) 169-36-63 для того чтобы рассказать о беспокоящей ситуации, требующей профессиональной помощи.
Длительность телефонной консультации составляет 20 минут (бесплатно). В ходе предварительной консультации я пойму, смогу ли я вам помочь. Если вам проще написать письмо, вы можете отправить его на почту.
Прошу описать свою ситуацию как можно подробнее – размер письма не ограничен, я обязательно прочитаю его и отвечу.