Последней большой радостью в жизни Моцарта был триумф его "Волшебной флейты". Опера ставилась почти каждый вечер и приносила большие сборы. Даже Сальери сказал своё восхищённое "белиссимо" в её адрес.
Спустя два месяца после премьеры Моцарт умер, оставив свою вдову в долгах. А "Волшебная флейта" продолжала набирать обороты и приносить большие кассовые сборы.
⭐И всё же: как хоронили Моцарта?
Эмануэль Шиканедер - друг Моцарта, либреттист его оперы и владелец театра "Auf der Wieden", где она была поставлена, разбогател на "Волшебной флейте" так, что позже построил на эти деньги другой, самый большой в Вене театр, известный под названием "Auf der Wien".
Через несколько лет он решил взбодрить интерес публики к "Волшебной флейте" и написал продолжение своего собственного либретто. Его положил на музыку венский композитор Петер фон Винтер. "Волшебная флейта"-2 получила название "Лабиринт или Борьба со стихией".
Как ни старался Пауль фон Винтер использовать стиль Моцарта в своей партитуре, опера не повторила успеха "Волшебной флейты". Однако сценой из неё Шиканедер украсил экстерьер своего нового театра:
"Либиринт" без выхода
Либретто, написанное Шиканедером, раз в десять превосходит по запутанности "Волшебную флейту".
Те тартарары, куда Зарастро отправил в финале моцартовской оперы Царицу ночи, трёх её фрейлин и Моностатоса, видимо, оказались не очень глубокими. Потому что здесь, как обычно бывает в сиквелах, все снова оказываются живы и здоровы и вновь начинают плести свои интриги. Главные события таковы:
- Зарастро зачем-то продолжает испытывать Тамино и Памину, хотя в моцартовской "Волшебной флейте" они, как известно, уже обрели статус "посвящённых".
- Царица ночи, которая хотела в первой части выдать Памину за Тамино, а потом обещала её Моностатосу, теперь строит планы отдать дочь в жёны третьему жениху - принцу Тифею (это новый персонаж). Для этого она похищает Памину, чем уравнивает счёт с Зарастро.
- Папагено находит в лесу своих родителей, а также многочисленных братьев и сестёр в перьях. Несмотря на все происки Моностатоса, он совершает героический поступок и спасает Памину.
- Тамино вызывает на дуэль Тифея и побеждает. Но Зарастро приходится выставить войско против армии Тифея, чтобы окончательно победить врагов. В результате его полной победы Царица ночи оказывается прикованной цепями к скале на вершины горы.
Эта опера была поставлена в 1798 году. Роль Папагено снова играл Шиканедер, а свояченица Моцарта Жозефа Хофер, как и восемь лет назад, пела Царицу ночи. Но арии, хотя бы приблизительно равной той, которую написал для неё Моцарт («Der Hölle Rache"), в этой опере нет.
⭐Ария Царицы ночи: история ненависти
Здесь можно посмотреть начало спектакля с увертюрой, написанной прямо по Моцарту.
"Волшебная флейта" Гёте
Вторым продолжателем "Волшебной флейты" был Гёте. Хоть он и критиковал сюжет за его нелепость, но философия оперы казалась ему необыкновенно важной. Тем более, что он тоже был масоном, как Моцарт и Шиканедер.
В результате он придумал своё продолжение "Волшебной флейты" в виде оперного либретто. Музыку должен был написать Пауль Враницкий. Но Шиканедер со своим "Лабиринтом" опередил Гёте, и тот отложил свой проект до лучших времён, хотя и опубликовал этот текст в 1809 году.
Что происходит с героями в его варианте? Тут всё довольно мрачно.
- У Тамино с Паминой рождается сын. Царица ночи хочет его похитить, но посланный для этого Моностатос не успевает выполнить её поручение. Он помещает младенца в гроб и накладывает на него проклятье. Мальчик должен спать вечно или умереть, если родители захотят на него взглянуть. Гроб оберегается жрецами Зарастро, но однажды проваливается сквозь землю.
- Памина с Тамино прокляты и погружаются в летаргический сон. Они просыпаются только иногда, чтобы оплакать ребёнка.
- Папагено и Папагена тоже страдают. У них нет детей. Но благодаря помощи Зарастро они, наконец, находят три яйца, из которых вылупливаются трое детишек в пёрышках.
- В итоге побеждает музыка и материнская любовь. Памина с Тамино идут в подземелье - мир Царицы ночи. Папагено играет на флейте. Лучезарный ребёнок восстаёт из открывшегося гроба и ослепляет всех сиянием своего гения. Царица ночи спасается бегством.
И это ещё не всё. Попытки написать оперное продолжение "Волшебной флейты" не прекращались до конца 19 века.
⭐Ария Царицы ночи: история ненависти
⭐Почему Реквием Моцарта - это не просто музыка
⭐Что такое «Маленькая ночная серенада»
⭐Мария Каллас этого не пела никогда: четыре фейка Ютуба