В советском детстве все ребятишки с удовольствием смотрели мультфильм "Трое из Простоквашино", где хозяйственный кот Матроскин приехал в заброшенную деревню, поселился в пустующем доме, наладил хозяйство, организовал небольшой бизнес и зажил припеваючи. Как легко всё получилось у кота, как хорошо было отдыхать там его другу - мальчику Фёдору и его родителям. Все юные зрители с удовольствием смотрели мульт-эпопею и радовались, что никому ненужное поселение стало востребованным.
Кто бы мог подумать, в скором будущем исчезающих населённых пунктов будет становиться всё больше и больше, причём не только в Центральной России и холодной Сибири, но и на благодатных землях Кубани.
Один из таких исчезающих кубанских хуторов появился в конце 19-го века в паре километров от устья реки Зыбза. Он входил в юрт станицы Холмской и носил имя своего основателя - Кравченко.
В радиусе 1-2 километров, вокруг Кравченко, располагалось ещё несколько хуторов. Сейчас от многих из них не осталось и следа.
Раньше, по пути в Кравченко, надо было проехать через хутор Чистяков, протянувшийся вдоль берегов Зыбзы. Чистяков распался в начале 60-х годов прошлого века. До наших дней, от поселения из 20 домов, сохранился лишь мост через реку и небольшое кладбище. На месте хуторских улиц - распаханные и засеянные поля, да камыши.
Гравийная дорога, ведущая в хутору Кравченко, в отличном состоянии.
Места красивейшие. На обочинах с ранней весны до поздней осени пестреют цветы, на севере тянется густой лес закрывая берега Крюковского водохранилища, на юге синеют вершинами отроги Кавказского хребта.
В окружении полей протянулась единственная улочка хутора. Проживают здесь люди старшего поколения, привыкшие к крестьянскому труду и не желающие уезжать с насиженного места.
У въезда стоит автобусная остановка, хотя сеть муниципальных маршрутов в Холмском сельском поселении не охватывает территорию хутора Кравченко, местные жители пользуются личными автомобилями, велосипедами, либо ходят пешком в хутор Первомайский, где есть магазин и школа в которую ребят возит специальный автобус.
Крепкие электроопоры стройным рядом стоят вдоль дороги. Электричество это единственная центральная коммуникация на хуторе. Воду все берут из скважин, отапливаются электрообогревателями или печами на дровах.
На улице, длиной 800 метров, расположилось не более полутора десятка домовладений с обширными участками. Некоторые из них пустуют.
Малочисленные местные жители занимаются пчеловодством, содержанием личного подсобного хозяйства, распахивают и обрабатывают огромные огороды, разводят малину, в теплицах выращивают рассаду и овощи на продажу.
На одном из подворий стоят рабочие трактора и прочая сельхозтехника. Видимо чей-то бизнес процветает.
Почти в каждом дворе видны пустующие курятники, коровники. Хотя хутор и не заброшен, всё же количество его жителей потихоньку уменьшается и никакой кот Матроскин не спешит переехать сюда, завести корову, отправить Шарика на рыбалку и позвать в гости своих друзей.