Найти тему
ЭХ, ПРОКАЧУ!

Что приобрёл рабочий Савченко рядом с учительницей Левченко?

Конечно, он влюбился, обретя волшебные эмоции, а затем получил верную жену. О том, что они всё-таки женятся, мы узнаём из другого фильма – «Лёгкая жизнь» (1964), где на встрече выпускников педагогического института всё та же актриса Нина Иванова сообщает, что она теперь не Левченко, а Савченко.

Это, пожалуй, единственный случай в советском кино, да ещё и у другого режиссёра! Подобное камео – вообще редкость. Был горячий зрительский запрос? Наверняка. Всем хотелось знать – будут ли Саша С. и Таня Л. вместе? Но помимо любви и семейного счастья он ведь что-то получил?

Кадр из фильма «Весна на Заречной улице» (1956). Скриншот.
Кадр из фильма «Весна на Заречной улице» (1956). Скриншот.

Безусловно! Он перешёл в более высокую касту – и не только из-за женитьбы. Татьяна Сергеевна за него пошла только в одном случае – он принялся активно учиться и через несколько лет встал в нею вровень. В СССР тоже были касты. Негласные. Человек так устроен, что как его не «равняй», как не истребляй неравенство, оно всё равно будет.

Уничтожим сословия и прогоним царя? Явятся иные пункты и градации. В XX веке – и не только в Советском Союзе – начался культ образованности, особенно инженерно-технической. Индустриальная цивилизация нуждалась тех, кто будет управлять машинами и процессами. Они-то и пришли на смену высшим кастам прошлого.

Кадр из фильма «Весна на Заречной улице» (1956). Скриншот.
Кадр из фильма «Весна на Заречной улице» (1956). Скриншот.

Повышая грамотность, человек мог прыгнуть выше, чем ему было написано на роду. Это началось ещё в XIX столетии (а в Англии даже раньше), но пик – послевоенные десятилетия XX века. Человек, знающий, как функционируют декадно-шаговые искатели на тогдашних АТС (допустим!) стОит и стоИт выше, чем тот, кто тянет кабель.

Белый воротник, шляпа, портфель, а дома – толстые книги и портреты писателей. По радио - такой-то концерт Рахманинова. Билеты на концерт серьёзной музыки. Инженер - это не только станки-станки-станки. Это - кругозор. При том, что инженер и монтёр могут быть из одной и той же страты и даже из одного двора, где вместе гоняли мяч.

Кадр из фильма «Весна на Заречной улице» (1956). Скриншот.
Кадр из фильма «Весна на Заречной улице» (1956). Скриншот.

Вернёмся к героям фильма. Татьяна Сергеевна, друг её детства – инженер Крушенков, Савченко, ребятки с гитарой и девушка Зина, отвергнутая поумневшим Савченко, - люди из одной среды. Ну, примерно. Могу предположить, что их предки были поголовно крепостными.

У всех. И у тонко-чувствующей Танечки, и у грубоватого Сашки, и у малограмотной Зины, не знающей, как выглядит Александр Блок. Но к середине 1950-х все они - благодаря себе, а не обстоятельствам - оказались на разных ступенях – и всё, благодаря наличию или отсутствию знаний (и диплома).

Кадр из фильма «Весна на Заречной улице» (1956). Скриншот.
Кадр из фильма «Весна на Заречной улице» (1956). Скриншот.

Поэтому Саша инстинктивно стал избегать свою невесту-с-приданным, и парней с гитарой – после «принцессы» Татьяны катиться вниз уже – никак. И ещё – по сюжету они постоянно рассуждают о произведениях дворянских авторов – на уроках и вне.

Таню могли бы сделать учителем химии. Но нет. Именно литература, созданная господами-в-имениях, лучше всего годится для фоновой темы. И – Блок тоже из дворян, к слову. «Утончённость мечты» – об этом читает Сашкина сестра и это – показатель.

Кадр из фильма «Весна на Заречной улице» (1956). Скриншот.
Кадр из фильма «Весна на Заречной улице» (1956). Скриншот.

А если копнуть ещё глубже и перейти на мифологический уровень, то в сказках и мифах река – это граница миров. Заречная улица – за_рекой. Перейдя реку, сказочно-мифологический персонаж попадал в иные пространства, становясь «мёртвым» для тех, кого оставил.

Я понимаю, что авторы сценария ничего такого не думали – эти знаковые смыслы возникают сами собой, из подсознания. Весна – эра пробуждения. Весна на Заречной – Саша перешёл границу миров. Обратно дороги нет. Только в царство блистающих формул.

Zina Korzina (c)