Наверняка у каждого в жизни были моменты, когда сам себя ловишь на удивлении: «Почему арбуз? Что за слово такое? Что такое арба?» Бывало? Если интерес не пропал, поговорим.
До недавнего времени слова на «ар» несколько раз вызывали ощущение непонимания и желание разобраться, но всё было недосуг. И вот теперь досуг позволил, а сознание за что-то зацепилось, и «процесс пошёл». Опять получилось, что загадки нет, а смысл в словах — есть.
Наскоком его не разобрать. Однако же, особого труда кажущаяся сложность понимания общности слов «арбуз», «арба», «аркан», «арча» и т.п. не представляет. Давайте соберем их вместе и посмотрим, что объединяет. Попытка найти подсказку в словарях, как обычно, оказывается пустышкой. Например, один у другого передирают трактовку слова «арбуз» как «осёл-огурец». Вроде бы смешно. По мне, так скорее грустно. Ведь словари настойчиво следуют установке их создателей разделить единую плоть языка первоприродного, начального, на «независимые» , призванные сохранить туман сознания и дурман познания. Лингвисты и филологи не стесняются пороть эту чепуху, подбирая любые, в том числе нелепые созвучия, лишь бы скрыть истину. Не намеренно, конечно, по инерции. Тем не менее, толика самоуважения и уважения к мыслительным способностям окружающих не повредила бы любым учёным, даже «доцентам с кандидатами», унижающими таким образом язык, которому вроде бы служат. Приподнимем эту неблагородную завесу.
Если пошевелить извилинами, не отягощёнными филологическими дипломами, получим простую и ясную картину. К смягчающим обстоятельствам можно отнести тот факт, что воображение не только «специалистов», но и большинства непричастного населения, при слове «арбуз» ограничивается самим зелёным, полосатым, огромным сладким плодом, лопающимся под ножом от напора спелой мякоти, стремящейся продолжить круговорот жизни, распространить мешающие потребителю семечки.
Меж тем, само название «арбуз» имеет к плоду отношение меньшее, чем арбузный хвостик, привязывающий его к стеблю. Лучше всего причину возникновения слова поймут те, кто эти арбузы растит, чьи далёкие предки и крестили его. Ведь арбуз, появляясь из семечка малым ростком, сначала ветвится на несколько побегов, на которых появляются цветы, из которых завязываются плоды, вырастающие в это замечательное великолепие. То есть, первая часть, а именно «ар» — это просто плеть, побег. «Буз», изначально «бус» — значит шар. Кто не согласен — объясните слово «бусы». Не шарики ли?
Собственно, на этом можно было бы и закончить. Однако, взявшись за гуж, давайте доведём дело до конца и наполним содержанием «греко-римское» сознание армии филологов, пока они пережёвывают свой «ослиный огурец». Приятного аппетита.
Арба — не арбуз, это очевидно, в доказательстве не нуждается. Однако, погодим сыпать на голову пепел. Мы с вами давно убедились, что совпадений не бывает. Почему у разных понятий — одинаковое начало? Созвучие могло бы выручить, но это — вариант совпадения, не работает. Ключ — прежний. Что такое арба? Что? Повозка из жердей? Браво! Вот вы и ответили! Жердь — тоже была плетью, побегом, веткой. То есть, арба — повозка из жердей.
Армяк. Ни на арбуз, ни на арбу не похож. Почему же начинается на «ар»? Он хоть и не из жердей, но всё же из плетей. Это сейчас он из грубой шерстяной ткани. Однако, его название позволяет нам вполне обоснованно утверждать, что изначально имя родилось для изделия, плетёного из «дредов» свалявшейся овечьей шерсти. А эти колтуны по форме — плети, побеги, прутья, словом, ар. «Ар мя» — «плети меня» получается. Даже корзину плетут из плетей.
Думаю, название «аркан» трудностей вызывать уже не должно. Вторая часть слегка изменилась, но слово «хан» узнать можно. «Ханская плеть» и по сей день применяется по назначению. Только ханы измельчали до ковбоев да оленеводов.
Арча. Так зовут можжевельник от Турции до Дальнего Востока. Почему — понятно. Побегами, плетьми, хвостиками торчат вверх колоновидные. Жердями стволы древних одиноких патриархов с остатками кроны на верхушках, как у зачёсывающих на лысину старцев на ветру. Не хуже арбуза плети, побеги во все стороны у стелющихся сортов, у казацкого, например.
Друзья мои! Не имею целью никого оскорбить, и своё мнение никому не навязываю. А только Армения — из того же корня. Получается из названия: страна людей одной ветви, побега, ростка. И ведь, действительно, отделилась, поселились на Кавказе, и ветвь до сих пор жива, новые побеги даёт.
На том же Кавказе речка есть, Арагви. Приток Куры. То есть, почему ветвь — вопросов быть не должно. Но попутно проливает свет на «античное» слово «аква» или «агва». Выходит, наши предки и так воду называли. А «древние греки» воспользовались. На здоровье, не жалко.
Можно и другие «загадки» разгадывать. Например, откуда имя Аркадий. Почему это значит «Ветвь Хана Ди (ы)я» — похоже, сами уже поймёте. А вот ещё интересная связь. «А» легко переходит в «о» и наоборот не только в произношении, но и в письменности, особенно если прогнать через «испорченный телефон» переводов с одного языка на другой. Вполне вероятно, что «орда» вначале была «арда». Потому, что чем борозда не ветвь, не побег? Так что «орать» (пахать), возможно было «арать» — вести побег борозды. А «арда» была обведённой побегом. Тут вам и европейская «гарда», и остальной простор для творчества. Если диплом не жмёт. Удачи.