Вы, наверняка, много раз проходили в ГМИИ мимо картины со странными ягуаром и лошадью в каких-то немыслимых зарослях «огурцов», изображающих, видимо, джунгли, и походя задавались вопросом, что эта картина делает в таком музее, как она там оказалась, а потом забывали до следующей встречи с чем-то подобным. А подобных картин у Анри Руссо целая серия - меняются животные (например, лев и антилопа) и немного фон. Первым произведением на эту тему стала картина «Нападение в джунглях» («Тигр во время тропической грозы», 1891), принесшая художнику известность.
Анри Руссо (1844-1910) — один из самых известных представителей наивного искусства, наив-арта, родился в небольшом французском городке Лаваль в семье бедного сантехника (иногда пишут - жестянщика). Работал в адвокатском бюро, служил в армии, работал у судебного пристава, дважды чуть не угодил в тюрьму из-за наивности и доверчивости, писал музыку. Около 15 лет А. Руссо был сотрудником таможни, за что позже получил прозвище Таможенник (Le Douanier), ставшее чуть ли не официальным псевдонимом. Дважды женат, дважды вдовец, 9 детей, из которых к моменту смерти самого художника осталась в живых только одна дочь.
Совершенно необычный персонаж, который решил почти в 40 лет кардинально изменить свою жизнь и начал писать картины. Художник-самоучка, который не имел представления о перспективе, композиции, анатомии, фоне, глубине, красках, свете и т.п., чему обучают начинающих художников, но имел свой особый, наивный, в чем-то детский взгляд, и непоколебимо верил в свое творчество, хотя доставшиеся на его долю насмешки могли бы убить практически любого творца.
Конечно, у него были друзья и некоторое покровительство Пикассо, который был очарован творчеством А. Руссо и иногда приобретал его картины. Так, на него произвела неизгладимое впечатление картина А.Руссо «Портрет женщины» («Портрет госпожи М.», 1895), которую он приобрел первой. Но знаменитый прием у Пикассо, где художнику предоставили трон во главе стола, совершенно не однозначен - по сути, то ли насмешка, то ли шутка, то ли реальное чествование, то ли розыгрыш, то ли смешение всего... По непроверяемой информации - еще и за счет А.Руссо. Еще один банкет в честь художника был отменен или заменен на поход в кабаре, но А. Руссо об этом не сообщили.
Его картины с 1886 года регулярно выставлялись в Салоне независимых художников и становились предметами насмешек для зрителей, критиков, художников, к которым художник на свое счастье был невосприимчив, он верил в свой талант. Считается, что именно в Салоне прозвучала вынесенная в заголовок реплика, относившаяся к одной из картин А.Руссо.
Одна из самых известных работ художника - «Спящая цыганка» (1897). На картине - «Хищник, обуреваемый жаждой крови, застывает на месте, не решаясь наброситься на крепко спящую обессилевшую жертву», такой подписью снабдил картину сам художник. Однако почему-то при этом картина вызывает добрую улыбку, а не страх за женщину. Сам А.Руссо считал свое произведение поэтичным.
Много пишут о его наивности и простодушии, но, наверное, все не так однозначно, как обычно - смешной чудак, благодаря (пользуясь?) своей наивностью, дважды избежал осуждения, хотя правонарушения совершал (как пишут, по доверчивости), много фантазировал в жизни (например, рассказывая о своих приключениях в Мексике, где никогда не был) и на холстах, считал себя реалистом, состоял в масонской ложе, мог так наивно ответить на насмешки, что его ответы становились широко известны и популярны...
Но так ли или иначе, а наивная непосредственность стала узнаваемым элементом его стиля. Яркий, пестрый колорит, оригинальные композиции, детскость при изображении объектов, натуры, использование массы оттенков одного цвета (в том же «тигре» — до 20 оттенков зеленого), сказочность изображенного мира делают его работы обаятельными, узнаваемыми, они находятся в лучших музеях мира.
Одна из последних работ художника - «Сон Ядвиги» или просто «Сон» (1910) - произвела сильное впечатление на зрителей и критиков. Ее называют завещанием художника, толковали и толкуют по-разному. Сам художник сделал такую пoдпиcь: «Ядвигa, cлaдкo зacнyв, видит дивный coн: oнa cлышит звyки флeйты, нa кoтopoй игpaeт зaклинaтeль. Cвeт лyны пaдaeт нa цвeты и зeлeнyю лиcтвy, a ядoвитыe змeи пpиcлyшивaютcя к вeceлым звyкaм флeйты». На картине — первая жена художника Клеманс лежит с отрытыми глазами на софе в сказочном лесу среди цветов, птиц и обалдевших зверей).
Умер художник в 1910 году в нищете от случайной раны на ноге, которой, как пишут, он не придал значения, но, когда она стала гноиться, Руссо отправили в больницу, где он вскоре скончался от заражения крови и начавшейся гангрены.
После смерти художника его дочь уничтожила оставшиеся рисунки и картины, не сочтя их достойными для хранения. И когда друг художника – Делоне - пришел к нему домой, он нашел только газетные вырезки с рецензиями, которые художник, как оказалось, собирал.
Так что, остановившись у его картин, улыбнитесь наивному и доброму творчеству.