С одного изречения мы можем начать из-за его аналогий с тем, что было сказано о более ранних {24} философиях. Вселенная, говорили пифагорейцы, состояла из неопределенных и определяющих, то есть из того, что не имеет характера, но обладает бесконечными способностями принимать характер; и, во-вторых, из вещей или сил, которые накладывают на это характер. Из сочетания этих двух элементов или принципов возникают все познаваемые [53] существования. "Все вещи, - говорили они, - как известно, имеют число; и это число имеет две природы, Нечетную и Четную; известная вещь-Нечетно-Четное или объединение двух".
[66]
Любопытным и несколько причудливым развитием этой концепции пифагорейцы составили две параллельные колонки противоположных принципов в природе, по десять в каждой, таким образом:—
Определенное Неопределенное
Нечетное Четное
Одно Много
Правое Левое
Мужское Женское
Устойчивое Движение
Прямо Изогнутое
Светлое Темное
Доброе Злое
Четыре Квадрата Неправильной Формы
Глядя на эти два списка мы увидим, что первый охватывает различные аспекты того, что мыслится как порядок, определяющих, формирующих принцип в природе; и что второй таким же образом включает в себя различные {25} аспекты неупорядоченный, нейтральным, пассивным, или неорганизованный элемент или принцип; во-первых, принять более поздней способ самовыражения, это форма, второй вопрос. Как эта антитеза была разработана Платоном и Аристотелем, мы увидим позже.
[54]
В то время как, в некотором смысле, даже неопределенное имеет число, поскольку оно способно налагать на него число или порядок (и только в той мере, в какой оно налагает на него это, оно становится познаваемым или понятным), все же, как положительный фактор, Число принадлежит только к первому классу; как таковое оно является источником всех знаний и всего хорошего. В действительности пифагорейцы не продвинулись в этом представлении о природе дальше, чем, например, Анаксимандр и еще более определенно Гераклит, когда они предположили, что Неопределенный или Бесконечный принцип в природе, который в результате столкновения врожденных антагонизмов развился в познаваемую вселенную (см. Выше, стр. 12, 16). Но можно легко представить, что как только идея Числа стала ассоциироваться с идеей познаваемого в вещах, казалось, открылось широкое поле для детального развития и экспериментов, так сказать, в тайнах природы. Каждая арифметическая или геометрическая теорема становилась с этой точки зрения еще одним окном, дающим свет в тайную суть вещей. Число стало своего рода богом, открывателем; и философия числа-своего рода религия или тайна. И вот почему ученики {26} второго класса назывались математиками; математика была необходимой подготовкой и посвящением в философию.
Было ли то, что действительно существует, на самом деле идентично Числу или Числам, или это было что—то отличное от Числа, но имело определенное отношение к Числу; если бы такое отношение существовало, это было бы просто отношением аналогии или соответствия, или Число было чем-то действительно воплощенным в том, что действительно существует, - это были спекулятивные вопросы, на которые по-разному отвечали разные учителя и которые, вероятно, интересовали более поздних, чем более ранних руководителей школы.
[56]
Возник еще один вопрос: предполагая, что в конечном счете элементов познаваемого существования всего два, Один или Определенный, и Многообразный или Неопределенный, некоторые утверждали, что должен существовать какой-то третий или более высокий принцип, управляющий их отношениями; должен существовать какой-то закон или гармония, которые сделают возможным их понятное объединение [57]. Этим принципом единения был Бог, вечно живой, вечно Единый, вечный, неподвижный, самотождественный. [58] Это была высшая реальность, Нечетное-Четное или Много в Одном, Одно во Многих, в которых было собрано, как в вечной гармонии все противоположности низшего [61] существования. Через взаимообмен и взаимопроникновение этих противоположностей Бог осознает Себя; {27} вселенная в своей эволюции-это самовосприятие Бога. [62] Бог распространен как основополагающий принцип по всей [68] вселенной; Он-Душа мира, и сам мир-это Бог в процессе. Таким образом, мир в некотором смысле является живым существом. В его сердце и по окружности находится чистейший огонь; между ними вращаются солнце, луна и пять планет, чьи упорядоченные движения, состоящие из семи аккордов, создают вечную музыку, "Музыку Сфер". Земля тоже, как и планеты, является небесным телом, движущимся, как и они, вокруг центрального огня.