Бывший английский ледокол «Джеймс Кларк Росс» прибыл в начале октября в одесский порт. В конце октября сообщили об изменении названия на «Ноосфера». Что из себя представляет судно ледового класса?
Договоренности о приобретении этого судна были достигнуты еще в начале лета. По словам украинских ученых цена в 5 миллионов долларов очень хорошая, считая реальную стоимость значительно выше. Конечно, 30 лет не такой уж и большой срок службы для судна, важно, в каком состоянии оно находится сейчас. Да и какое оборудование осталось на нем. Ледокол передали Национальному антарктическому научному центру Украины (НАНЦ). Ученые считают, что после перерыва с 2002 года они смогут снова возобновить исследования Мирового океана.
Глава НАНЦ Евгений Дикой связывает новое название с философским и научным наследием академика В.Вернадского. Он проводит параллель с название украинской антарктической станции, подаренной британцами еще в 1996 украинским полярникам. 26 лет назад арендованный ледокол «Джеймс Кларк Росс» уже доставлял украинских специалистов на станцию имени Владимира Вернадской. Ну что сказать – символично очень и укрепляет украинско-британскую дружбу.
Акаде́мик Верна́дский (укр. Академік Вернадський) — украинская антарктическая станция, расположенная на острове Галиндез Аргентинского архипелага, вблизи Антарктического полуострова.
Как структурное подразделение Академии наук Украины была создана в феврале 1996 года, когда станция «Фарадей» была передана Украине Британской Антарктической службой за символическую цену в один фунт стерлингов и переименована в «Академик Вернадский».
Попасть на экскурсию не так просто на ледокол, но интересно, как он устроен и что осталось после продажи. Также неизвестно, сколько нужно вложить в оборудование и ремонт этого судна прежде, чем отправлять его в Антарктику. По словам сопровождающего, есть восемь лабораторий, каюты для команды и для ученых, библиотека, тренажерный зал, сауна, ...
Судно является многофункциональным. На нем можно не только доставлять арктические экспедиции на станцию, но и проводить исследования Мирового океана. Для этого есть краны и лебедки на корме и по бокам судна, с помощью которых можно спускать оборудование в воду, брать пробы на глубине около 8 км и поднимать для исследований. Под палубой расположены огромные катушки с тросами, передающими сигналы.
Для изучения отобранных отложений, проб воды с разной глубины, доставленных живых организмов - на ледоколе есть помещения для независимых лабораторий, морозильных камер с шоковой заморозкой образцов до -80 градусов Цельсия и и поддерживания постоянной температуры. А вот оборудование для всего это надо еще приобрести, прежде чем отправляться в экспедицию. В общем, согласно договору сняли и оставили себе британцы все, что можно было вынести, кроме того, «что интегрировано с корпусом».
С помощью подруливающих устройств можно сохранять местоположение судна, не смещаясь под воздействием внешней среда – течения, волн, ветра, с помощью системы динамического позиционирования.
Камеры и мониторы помогают контролировать работу наружных механических устройств, как и пульт удаленного контролирования «геймпад».
На судне есть двух- и четырех местные каюты со всем удобствами.
Офицерская столовая с большими синими салфетками и держателями.
Но английские специалисты не соблюдали сухой закон, и любезно оставили бокалы и старинный штопор новым хозяевам. Какая щедрость!
«В британском флоте никогда не запрещалось употреблять, запрещалось злоупотреблять. Вот такая у нас базовая комплектация», — взявшись за ручку штопора сказал Александр Заклецкий, сопровождающий экскурсию.
В столовой было место, где раньше располагался портрет королевы Елизаветы II, конечно, портрет забрали, а на его место прикрепили марку с профилем королевы.
Хорошее помещение с удобными диванами, барной стойкой предназначено было для офицеров команды и ученых. Больше напоминает английский паб, чем помещение для рабочих встреч и планерок.
Библиотека больше похожа на небольшой конференц-зал. Англичане любезно оставили несколько книг на английском языке. Конечно, же библиотеку дополнят новоиспеченной украинской литературой.
В центре управления судном расположено много аппаратуры с большим количеством датчиков и тумблеров, а также машинное отделение. Вместе с ледоколом прибыл старший механик из Латвии Андрис Кубулиньш, который работал у прежних владельцев. А вообще-то он более 12 лет проработал на аналогичных судах. В течение месяца будет помогать украинским ученым освоить управление ледоколом и его обслуживание.
«Я помогу вашим соотечественникам не потерять ту репутацию, которую они купили вместе с судном. Репутация у него в кругах ученых — очень солидная», — сказал Андрис.
По словам стармеха есть два дизельгенератора, которые производят электричество для электромоторов.
Конечно, в длительной экспедиции нужен тренажерный зал, но тут остались только беговая дорожка и велотренажер. Может и достаточно...
В сауне лежал «дядя Боб» - манекен для тренировок.
Со слов латвийского стармеха на ледоколе обязательно проводились ежегодно техобслуживания, но это не значит, что так будет и далее. Техобслуживание ледового флота – затратная статья, и все будет зависеть от выделения финансов (стоит вспомнить о нескольких украинских парусниках и о флоте бывшего Одесского пароходства).
На капитанском мостике множество мониторов, приборов и тумблеров. Предполагается использовать судно больше, как научно-исследовательское судно, нежели ледокол. В штатном режиме судно должно проходить лед, толщина которого до метра. Более толстые преграды проходить не планируется. Хотя российские специалисты считают, что такой ледокол сможет пройти только по колотому льду. Но до антарктической станции ледовых толщин не бывает.
На судне планируют одновременно работу морских биологов, геологов, физиков, метеорологов, климатологов и других специалистов. Главная задача - обеспечить лаборатории необходимым оборудованием, да и не только. И снова основной вопрос – финансы!
Сможет ли «Ноосфера» проводить исследования Мирового океана? Но надеемся, что исследования в Черном море точно получится проводить - прогнозы погоды в Одессе будут более точными.
«Климат в Одессе значительной мерой формируется в двух очень отдаленных от нас точках: в море Уэдделла в Антарктиде и возле Ньюфаундленда, острова у восточного побережья Канады. Это две точки, от которых по дну Атлантики двигаются холодные водные массы, создавая такой себе конвейер течения, влияющий на климат», — сказал глава НАНЦ.
Также предполагается, с помощью этих исследований получится сделать революцию на рынке гаджетов, используя донные отложения редкоземельных металлов. Ведь японцы выяснили, что донные отложения (минеральных веществах, отложившиеся на дне океанов) на 4-6-километровой глубины содержат значительно больше необходимых металлов.
И тогда заработают украинские плавзаводы по добыче и обогащению этих металлов. Да и для рыбного промысла будет хорошая подмога. Но в первую очередь изменится логистика на станцию Вернадский.
«Мы выходим из зависимости от фрахта иностранных судов. Отпадает необходимость вписываться в короткое антарктическое лето, когда нужно бегом привезти одних полярников, забрать других, привезти провиант и оборудование, а еще обслужить станцию. Теперь она доступна круглый год», — сказал директор НАНЦ.
В середине ноября ледокол должен отправиться на один из судоремонтных заводов для прохождения техобслуживания и подготовки к экспедиции, параллельно будут закупать оборудование и набирать команду моряков. Хотя есть договоренность, что часть команды приглашена из Британии. Кто б сомневался….
Конечно, в первый выход одесситы смогут проводить ледокол, но потом при плановом сроке эксплуатации до 20 лет вряд ли он вернется в порт приписки, как считает директор НАНЦ. Базироваться будет поближе к антарктической станции. Интересно, а где же там будет проводиться техобслуживание ежегодно или будут "гонять", пока не сломается всё и не утонет.
Дорогие читатели, очень уж много у меня сомнений в планах на будущее этого судна... Да и нужен ли он стране в таком состоянии, как судна, так и страны в целом... Ведь во втором чтении бюджет так и не утвержден…
Больше фотографий с небольшом видео можно посмотреть.
Если статья была интересна или полезна, ставьте лайки. Подписывайтесь на мой канал, будет много интересного