Из предыдущих соображений было бы видно, даже если бы это не было очевидно иначе, насколько велика ошибка воображать, что норма процента имеет какое-либо необходимое отношение к количеству или стоимости денег в обращении. Увеличение валюты само по себе не оказывает и не способно оказать никакого влияния на процентную ставку. Бумажная валюта, выпущенная правительством для оплаты своих обычных расходов, как бы сильно она ни была выпущена, никоим образом не влияет на процентную ставку. Это действительно уменьшает способность денег покупать товары, но не способность денег покупать деньги. Если за сто долларов можно будет купить бессрочную ренту в размере четырех долларов в год, то [стр. 448]амортизация, из-за которой сто долларов стоят лишь вдвое меньше, чем раньше, оказывает точно такое же влияние на четыре доллара и, следовательно, не может изменить соотношение между ними. Если, конечно, не известно и не учтено, что обесценивание будет только временным; ибо люди, безусловно, могли бы быть готовы ссудить обесценившуюся валюту на более дешевых условиях, если бы они ожидали, что их вернут деньгами полной стоимости.
При рассмотрении эффекта, производимого действиями банков по стимулированию чрезмерных спекуляций, огромный эффект обычно приписывается их выпуску банкнот, но до недавнего времени почти не уделялось внимания управлению их депозитами, хотя нет ничего более определенного, чем то, что их неосторожное расширение кредита чаще происходит за счет их депозитов, чем за счет их выпуска. Говорит мистер Тук: “Предположим, что все депозиты, полученные банкиром, должны быть в монетах, разве он, так же как и банкир-эмитент, не подвержен назойливости клиентов, которым может быть невежливо отказывать в ссудах или скидках или поддаваться соблазну высоких процентов; и не может ли он быть склонен посягать на свои депозиты настолько, чтобы оставить его, при вполне вероятных обстоятельствах, неспособным удовлетворить требования своих вкладчиков?”
По правде говоря, самые сложные вопросы банковского дела сосредоточены вокруг функций скидки и депозита. Отделение Эмиссии от Банковского департамента законом 1844 года, который обновил устав Банка Англии, делает это совершенно ясным. После полного устранения из их влияния на кредит всех влияний, связанных с проблемами, Англия столкнулась с теми же трудностями, что и раньше, что показывает, что реальный вопрос связан с двумя основными функциями банковского дела—скидкой и депозитом. С 1844 года произошли коммерческие беспорядки 1847, 1857, 1866 и 1873 годов. Хотя никакое расширение банкнот без соответствующего депозита в денежной форме невозможно.
§ 5. Ставка процента определяет цену земли и ценных бумаг.
Прежде чем оставить общую тему этой главы, я сделаю очевидное замечание, что норма процента определяет стоимость и цену всех тех продаваемых товаров, которые желательны и покупаются не для себя, а для [стр. 449]доход, который они способны приносить. Государственные фонды, акции акционерных обществ и все виды ценных бумаг имеют высокую цену пропорционально низкой процентной ставке. Они продаются по цене, которая будет соответствовать рыночной процентной ставке на покупные деньги, с учетом всех различий в понесенном риске или в любых удобных обстоятельствах.
Цена земли, шахт и всех других постоянных источников дохода аналогичным образом зависит от нормы процента. Земля обычно продается по более высокой цене, пропорционально получаемому от нее доходу, чем государственные фонды, не только потому, что она считается, даже в [Англии], несколько более безопасной, но и потому, что с ее владением связаны идеи власти и достоинства. Но эти различия постоянны или почти постоянны; и в колебаниях цен следует земля, cæteris paribus, постоянные (хотя, конечно, не ежедневные) колебания процентной ставки. Когда проценты низкие, земля, естественно, будет дорогой; когда проценты высокие, земля будет дешевой.
Участок земли, который пятьдесят лет назад давал ежегодную доходность в 100 долларов, если бы десять процентов были тогда общей процентной ставкой, продавался бы за 1000 долларов. Если доход от земли сегодня останется прежним (100 долларов), и если обычная процентная ставка сейчас составляет пять процентов, то, следовательно, тот же участок земли будет продан за 2000 долларов, поскольку 100 долларов-это пять процентов от 2000 долларов.
Можно сказать, что цена облигации также варьируется в зависимости от времени, в течение которого она должна действовать. При той же процентной ставке облигация, рассчитанная на длительный срок, лучше подходит для инвестиций, чем краткосрочная. Лесоруб, который смотрит на два дерева одинакового диаметра у основания, оценивает общую стоимость каждого в соответствии с высотой дерева. С другой стороны, облигация, рассчитанная на короткий срок, может стоить меньше, чем облигация на длительный срок, даже если первая имеет более высокую процентную ставку. То есть, чтобы возобновить иллюстрацию, одно дерево, не поднимающееся очень высоко, хотя и больше в нижней части может содержаться не так много квадратных футов, как в другой, возможно , с меньшим диаметром внизу, но которая простирается намного выше в воздух.