Найти тему
Тарас Пашков

Но, поскольку на практике проводится прямое сравнение цен здесь и цен в Англии (например), чтобы определить, может ли торговля б

Но, поскольку на практике проводится прямое сравнение цен здесь и цен в Англии (например), чтобы определить, может ли торговля быть прибыльной, мы постоянно слышим, что мы не можем отправлять товары за границу, потому что наш труд так дорог. Едва ли нужно замечать, что мы не слышим этого от тех, кто занят в какой-либо из добывающих отраслей, только что упомянутых как обеспечивающих крупный экспорт, который, по общему признанию, является очень производительным; это обычно слышно в отношении определенных видов промышленных товаров. Трудность возникает не в отношении статей, в которых мы имеем наибольшее преимущество в производительности, а в тех, в которых мы имеем меньшее преимущество. Если большинство профессий настолько производительны, что обеспечивают в целом высокую награду труду и капиталу по всей стране, эти менее выгодно расположенные отрасли промышленности—не такие производительные, как другие (либо из—за отсутствия навыков или хорошего управления, или высокой стоимости машин и материалов, или особенностей климата, или тяжелого налогообложения) - не могут платить обычное высокое вознаграждение за труд и в то же время получать для капиталиста такое же высокое вознаграждение, которое он может везде получать дома. Ибо по цене, достаточно низкой, чтобы гарантировать экспорт, количество, произведенное данным количеством труда и [стр. 456]капитал не дает такой большой общей стоимости, какая дается в большинстве других профессий такому же количеству труда и капитала, и из которой может быть выплачена обычная высокая заработная плата и прибыль. Таким образом, меньшая производительность отрасли по сравнению с другими отраслями в той же стране является реальной причиной, которая мешает ей конкурировать с зарубежными странами последовательно с получением обычной нормы прибыли. Именно высокая норма прибыли, а также высокий уровень заработной платы, распространенный в стране, препятствуют продажам за границу. Абсурдно говорить, что это всего лишь высокая заработная плата: это такая же высокая прибыль. Конечно, если менее производительные отрасли промышленности хотят конкурировать с Англией и если они платят—как мы знаем, они должны платить—высокую заработную плату из-за общей производительности промышленности нашей страны, они должны соглашаться на меньшую прибыль ради удовольствия иметь это особое желание. Невозможно, чтобы мы производили здесь все одинаково хорошо; также невозможно, чтобы Англия производила все одинаково хорошо. Если мы вообще хотим отправить какие-либо товары в Англию, мы должны получить от нее какие-то товары. Чтобы получить выгоду, вытекающую из нашей производительности, мы должны искренне желать, чтобы у Англии также был какой-то товар, в котором она имеет сравнительное преимущество, чтобы могла существовать какая-либо торговля. Однако, на мой взгляд, не стоит продолжать эту дискуссию, чтобы рассмотреть позицию тех, кто хотел бы отрезать нас от любой и всякой внешней торговли.

Наша нынешняя высокая заработная плата должна быть поводом для поздравлений, потому что она обусловлена в целом высокой производительностью наших ресурсов или, другими словами, низкой стоимостью; и следует надеяться, что она может долго оставаться высокой. Похоже, нам не грозит неминуемая опасность отсутствия товаров, которые мы можем экспортировать в количествах, которые позволят нам купить все, что мы, возможно, пожелаем импортировать из-за рубежа. (См. Диаграмму №. XIII, и обратите внимание на значительный рост экспорта в то же время, когда, как известно, заработная плата в этой стране выше, чем за рубежом.) Пока заработная плата остается высокой, мы, возможно, не захотим видеть удовлетворенным то ложное и невежественное желание, которое заставляет некоторых людей думать, что мы должны производить, наравне с любым конкурентом в мире, все, что производится. Если, как указывалось в ходе обсуждения стоимости рабочей силы,289 мы должны обязательно связать с эффективностью труда все естественные преимущества, при которых труд работает, легко видеть, что высокая заработная плата полностью соответствует низким ценам; и что высокая заработная плата не мешает нам сегодня иметь доселе несравненную экспортную торговлю. Даже если бы вся заработная плата и вся прибыль были ниже, это, однако, одинаково повлияло бы на все отрасли, и некоторые из них все равно были бы более производительными относительно [стр. 457]для других, и такое же неравенство осталось бы. Однако, если мы научимся лучше использовать наши материалы, использовать оборудование с большим влиянием на производимое количество, адаптировать нашу промышленность к нашему климату, получать сырье дешевле, освободиться от чрезмерных и необоснованных налогов, будет трудно сказать, какие товары мы в конечном итоге не сможем производить в условиях конкуренции с остальным миром. Ибо мы, как страна, едва ли когда-либо имели преимущество в таких условиях, чтобы помочь нам в нашей внешней торговле.

Теперь г-н Милль продолжает рассматривать наводящий на размышления факт, что заработная плата в Англии выше, чем на Континенте, и все же англичанам нетрудно недооценивать своих континентальных конкурентов.

Прежде чем рассматривать это мнение на принципиальных основаниях, стоит уделить ему минутное внимание как вопросу факта. Верно ли, что заработная плата производственного труда в зарубежных странах ниже, чем в Англии, в каком-либо смысле, в котором низкая заработная плата является преимуществом для капиталиста? Ремесленник из Гента или Лиона может получать меньше заработной платы за день, но разве он не выполняет меньше работы? С учетом степени эффективности, стоит ли его труд дешевле для его работодателя? Хотя заработная плата на Континенте может быть ниже, разве стоимость рабочей силы, которая является реальным элементом конкуренции, не почти одинакова? То, что это так, кажется мнением компетентных судей, и подтверждается очень небольшой разницей в норме прибыли между Англией и континентальными странами. Но если это так, то абсурдно мнение, что английские производители могут быть недооценены своими континентальными конкурентами по этой причине. Только в Америке это предположение является prima facie допустимый. В Америке заработная плата намного выше, чем в Англии, если мы подразумеваем под заработной платой ежедневный заработок рабочего; но производительная сила американского труда так велика—его эффективность в сочетании с благоприятными обстоятельствами, в которых он применяется, делает его настолько ценным для покупателя,—что стоимость труда в Америке ниже, чем в Англии; что подтверждается тем фактом, что общая норма прибыли и процента намного выше.